
Эдгар Дега - Месье и Мадам Мане - 1869
Эдуард Мане и Эдгар Дега дружили. Однажды Дега написал семейный портрет друга: Мане развалился на диване, а его жена Сюзанна, талантливая пианистка, что-то играет. Из мастерской Дега картина перекочевала в дом Мане.
Через некоторое время Дега пришёл в гости к Мане и увидел, что по его картине полоснули ножом - прямо по лицу Сюзанны.
"Кто?!"! - негодовал Дега.
"Я", - признался Мане.
Никто не знает, объяснил ли Мане, зачем он это сделал. Известно только, что Дега тогда забрал свою испорченную картину и ушёл. Со временем художники помирились, но уже никогда не были так близки, как до этого происшествия. Дега собирался восстановить полотно - но так и не сделала этого, только загрунтовал пришитый на место изрезанного участка холст и поставил на нём, в нижнем правом углу, подпись. Так картина и выставляется в музее. С тех пор биографы Мане и Дега выдвигают различные гипотезы на предмет того, что же стало причиной такого вандализма.
Вскоре после порчи семейного портрета Мане сам написал свою жену - в той же позе, за тем же роялем. Может, таким образом он хотел принести извинения Сюзанне за то, что испортил её портрет? Или преподнести урок Дега: вот как следовало написать её лицо.

Эдуард Мане - Мадам Мане за фортепиано - 1868
Себастьян Сим, автор книги "Искусство соперничества", выдвигает свою версию. Возможно, Эдуара Мане разозлило то, что Дега оказался слишком хорошим художником - и изобразил на портрете семью Мане со всеми тайнами, противоречиями, напряжённостью. Увидел и показал то, о чём они предпочли бы умолчать. Убежденный холостяк, Дега в своих ранних картинах имел привычку слишком пристально вглядываться в отношения полов и изображать супружеские пары отнюдь не в романтическом свете. Есть у него семейные портреты, которые вполне могут вдохновить на создание мрачнейших триллеров.

Эдгар Дега - Портрет семьи Беллелли - 1867

Эдгар Дега - Интерьер (Насилие. Изнасилование) - 1869
Но что не так могло быть в семье Мане? Очень многое!
Во-первых, когда Эдуард и Сюзанна поженились, с ними стал жить одиннадцатилетний мальчик Леон, то ли младший брат Сюзанны, то ли племянник. А Мане был его крёстным отцом. На самом деле Леон был сыном Сюзанны - и супруги это всю жизнь скрывали. Такие были времена, от незаконнорожденности нельзя было отмыться задним числом. А вот имя биологического отца - ещё одна загадка: им мог быть Эдуард Мане или его отец - тогда мальчик приходился художнику братом. Сюзанна учила братьев Мане игре на фортепиано - и забеременела от кого-то в этом доме: то ли от отца, то ли от старшего из братьев, коим и был Эдуард. И Эдуард, и его отец имели слабость к женщинам. Они оба умерли от последствий сифилиса.
Во-вторых, другие женщины. Как раз в то время, когда Дега писал семейный портрет супругов Мане, Эдуард увлёкся художницей Бертой Моризо. И это была не рядовая интрижка, а настоящее большое чувство.
Картины, которые кто-то разрезал, но это не помешало им быть шедеврами
Community Info