
Эдуар Мане - Коррида - 1864
Коллекция Фрика, Нью_Йорк
На Салон 1864 года Эдуард Мане отправляет "Эпизод из боя быков". Публика у картины хохочет. Критики плюются ядом. Они потешаются над Мане, который перемудрил с композицией и не совладал с перспективой. На фоне довольно крупных человеческих фигур бык выглядит маленьким - скорее нелепым, чем грозным.
"Тореадоры, кажется, просто смеются над крохотным бычком, которого они могли бы легко раздавить каблуками", - пишет Гектор де Каллиас из L'Artiste.
Но дело не в том, что критики не поняли новаторских приёмов Мане. Зря они не пришли в восторг от его смелой палитры. Напрасно не восхитились его энергичным мазком, а снова заладили про то, что Мане пишет картины сапожной щеткой. Но насчёт композиции, перспективы и масштабов они были правы. Мане это понял - и взялся за нож. Но не уничтожил картину, а вырезал из неё два удачных фрагмента, разрушив при этом и композицию, и перспективу - то есть свои ошибки. Вместо одной объективно неудачной картины у него получилось два самостоятельных шедевра: один из фрагментов теперь выставляется в Коллекции Фрика в Нью-Йорке, второй - в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

Эдуар Мане - Мертвый тореадор - Национальная галерея искусств, Вашингтоне
Кстати, позу убитого тореадора Мане позаимствовал, как он думал, у Веласкеса, однако сейчас картина, с которой он его списал, считается работой неизвестного итальянского художника, но в середине XIX века "Мёртвый воин" числился произведением великого испанца. Искусственно внедрённый в "Эпизод из боя быков" покойник выглядел странно. "Пробудившись ото сна, тореадор видит на расстоянии шести лье от себя быка; он бесстрастно поворачивается и героически засыпает снова", - глумился над картиной Мане один из рецензентов. Но без быков и арены мёртвый тореадор выглядит вполне драматично.

Неизвестный художник - Мёртвый воин - XVII век
Картины, которые кто-то разрезал, но это не помешало им быть шедеврами
Community Info