galik_123 (galik_123) wrote in lovers_of_art,
galik_123
galik_123
lovers_of_art

Categories:

Спаситель мира из России



В настоящее время на звание "Спасителя мира" кисти Леонарда да Винчи претендуют две картины - одна находится в Лувре-Абу-Даби, а другая - спокойно висит в зале Итальянской живописи эпохи Возрождения, XV-XVI вв., Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Вот туда мы и отправились, чтобы посмотреть ещё раз на этот шедевр. Картина из Пушкинского музея ранее принадлежала дворянскому роду Мосоловых и считалась произведением Леонардо, но в XX веке авторство Да Винчи поставили под сомнение.

В каталоге музея говорится "...Картина из собрания ГМИИ была исполнена как молельный образ для личного благочестия, и в этом качестве в период её нахождения в России она как бы обрела свою вторую жизнь. Около ста лет картина, считавшаяся тогда произведением Леонардо да Винчи, оставалась в доме Мосоловых. Согласно семейному преданию, Мосолов-старший, державший картину в спальне, скончался, не сводя глаз с любимого образа...".




Указано также и благородное происхождение картины: в XVII веке - в собрании Карла I Стюарта, Англия; возможно, происходила из Галереи Гонзага в Мантуе, которую приобрёл Карл I в 1627 году; затем, по преданию, находилась в галерее Людовика XVI, разграбленной во время Великой Французской революции; в XIX веке - в собрании Мосоловых, Москва; 1914 год - дар Н.С. Мосолова в Румянцевский музей, с 1924 года находится в ГМИИ.




На картине молодой Христос без бороды и усов, держит в левой руке земной шар, а второй рукой показывает два пальца, символ того что "Он одновременно и Бог и Человек".


Джампетрино. Спаситель (SALVATOR MUNDI), Середина XVI века, 50×39 см. Темпера, Дерево

О том, что "Спаситель мира" из коллекции Пушкинского принадлежал Карлу I, говорит отметка "Король Карл" на обратной стороне доски, а вот на обратной стороне ореховой основы картины из Абу-Даби пометок нет.




Н.С. Мосолов не принадлежал к тем коллекционерам, весьма многочисленным во второй половине XIX - начале ХХ веков, для которых собирание произведений искусства было неожиданной страстью, никак не подготовленной средой, из которой они вышли. Коллекция Н.С. Мосолова образовалась еще в XVIII веке. Основу ее заложили братья Мосоловы, происходившие из старинного и богатого рода, заставшие еще екатерининское время. У Ф.С. Мосолова была картинная галерея в Петербурге, а картины Н.С. Мосолова находилась в его имении.
До самой смерти он продолжал дело своих дедов и отца. В 1880 году коллекция отца полностью перешла в руки Николая Семёновича, и он стал сознательно ориентировать ее на голландскую школу, составив уникальное для России собрание гравюр Рембрандта и Дюрера.
В 1884 году Н.С. Мосолов стал почетным членом Румянцевского музея, входил в Совет музея, а когда возникла мысль об образовании Общества друзей музея, Н.С. Мосолов вошёл в число его учредителей. Он ежегодно дарил в музей книги из своей библиотеки, рисунки и гравюры. По завещанию Н.С. Мосолова, вся его коллекция была передана в Румянцевский музей. Кроме графики, коллекция Николая Семёновича включала картины, собрание китайской и японской бронзы, нецкэ и ряд бронзовых европейских скульптур. (germanprints.ru)




История картины "Спаситель мира" из Абу-Даби такова. С XVII века картина находилась в Великобритании и неоднократно меняла владельцев, но никто из них не считал, что это работа Да Винчи. Её неоднократно реставрировали и продавали за суммы, не превышающие 10 тысяч долларов. До 2011 года официально считалось, что это копия утерянной картины итальянского мастера, которую сделал один из учеников Да Винчи.
 В 2011-м консорциум искусствоведов и исследователей пришёл к выводу, что на самом деле это действительно работа Да Винчи. В том же году она выставлялась в Национальной галерее в Лондоне как работа знаменитого итальянского мастера. Произошла окончательная легитимация находки - осталось ее только продать. И действительно, через два года образ Христа купил российский миллионер Дмитрий Рыболовлев. А в 2017 году при посредничестве "Кристис" коллекционер выставил её на аукционе. По данным The New York Times, картину приобрел принц Саудовской Аравии Аль Сауд в интересах министерства культуры и туризма Абу-Даби. Аль Сауда называют человеком, близким к саудовскому крон-принцу Мохаммеду бин Салману.




Вопрос о принадлежности кисти Леонардо Да Винчи картины из Лувра-Абу-Даби  до сих пор вызывает сомнения у некоторых экспертов.Так например, английский искусствовед, хранитель британской королевской коллекции Десмонд Шоу-Тейлор поставил под сомнение происхождение картины "Спаситель мира": "Описи времен Карла I и Карла II содержат упоминания некоего произведения Леонардо, которое с одинаковой вероятностью может быть как недавно проданным на Кристи "Спасителем мира", так и картиной из Пушкинского музея, которая сейчас приписывается Джампетрино, или еще какой-то неустановленной работой". (www.theartnewspaper.ru)




По последней информации, Лувр в Абу-Даби решил отменить демонстрацию в ноябре картины Леонардо да Винчи "Спаситель мира". Причины не разглашаются, но споры о ее подлинности не утихают до сих пор.


Картина была отреставрирована из состояния на фото слева, до того, что мы видим на фото справа

Источники информации:
Западные эксперты нашли монограмму Карла I Стюарта на "Спасителе мира" из Пушкинского музея
Мосолов, Николай Семёнович (1846-1914)
Музей в Абу-Даби отменил показ картины Леонардо "Спаситель мира". Причин не называют
ru.euronews.com
Tags: Леонардо да Винчи, живопись, музей, художники
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments