Léonard Tsuguharu Foujita. Autoportrait au chat, 1927. Сollection particulière, France © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques
100 лет назад японский художник Леонард Фуджита (1886-1968) достиг в Париже славы "японского Пикассо", "Эль Греко 20 века" и прочих громких титулов, а в этом году Франция и Япония вновь представляют миру творчество этого художника. В парижском Музее Майоля 50-летие с момента кончины Леонарда Фуджиты, жизнь которого была тесно связана с Францией и Парижской школой, отметили крупнейшей за последние годы выставкой. В экспозиции было представлено около ста работ художника, созданных в период с 1913 по 1931 годы. В эти "безумные" годы на Монпарнасе Фуджита провёл в окружении своих друзей - Модильяни, Цадкина, Инденбаума, Кислинга, Паскина, ван Донгена.
До середины декабря в Киото в Национальном музее современного искусства проходит большая выставка работ Фуджиты, собранных по разным музеям и частным коллекциям со всего мира. Событие небывалого размаха - вместе собрано более 120 работ, с большой помпой уже показанных в Токио летом и перевезенных в октябре в Киото.
В Москве картины художника показывали в Музее изобразительных искусств три года назад, и выставка прошла довольно тихо. Поскольку вчера исполнилось 132 года со дня рождения художника Леонарда Фуджита, или Цугихару Фудзита, японца по происхождению, полжизни прожившего во Франции, посмотрим некоторые его работы, представленные в Париже, Токио и Киото.
Léonard Tsuguharu Foujita. La Danse, 1917. © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques
Léonard Tsuguharu Foujita. Jeune couple et animaux, 1917. Сolllection particulière, USA © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques
Léonard Tsuguharu Foujita. La Vierge et trois dames, 1917. Сollection particulière, Allemagne ©Fondation Foujita / ADAGP 2018. Photo: © archives artistiques
Léonard Tsuguharu Foujita. Cruci xion, vers 1920. © Fondation Foujita / ADAGP 2018. Photo: © Jean-François Peiré - DRAC Occitanie
Léonard Tsuguharu Foujita. «Chiens savants», 1922. © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques
Léonard Tsuguharu Foujita. Femme allongée, Youki, 1923. © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques
Léonard Tsuguharu Foujita. Portrait d’un garçon, 1923. Сollection particulière USA © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques
Moïse Kisling. Portrait de Kiki, 1924. Ingres d’Arches, collection particulière, France © Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques
Кики с Монпарнаса - французская певица, актриса, художница, но прежде всего - знаменитая натурщица, модель сюрреалистов и художников Парижской школы. Её писали многие художники, в том числе Моисей Кислинг и Фуджита.
Léonard Tsuguharu Foujita. Portrait de Kikou Yamata, 1926. Сollection particulière, France © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques
Léonard Tsuguharu Foujita. Trois femmes, 1930. Conseil départemental d’Essonne, Evry, France © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. © Maison-atelier Foujita. CD Essonne. Photographie Laurence Godart
Léonard Tsuguharu Foujita. Composition au lion, 1928. Maison-atelier Foujita, Conseil départemental de l’Essonne, © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. © Maison-atelier Foujita. CD Essonne. Photographie Laurence Godart
Léonard Tsuguharu Foujita. Petite ille au chat | Petite fille au capuchon,1929. © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2017
Léonard Tsuguharu Foujita. Les deux amies / Suzy Solidor et Yvonne de Brémond d’Ars, 1930, collection particulière © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques
Léonard Tsuguharu Foujita. Portrait de Madeleine ou Femme au châle de mousseline, 1931, collection particulière, Paris © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques
Léonard Tsuguharu Foujita. Portrait de l’artiste, 1928. Paris, Centre Pompidou © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / Jacqueline Hyde
Фуджита родился в 1886 году в Токио, в благородном семействе, ведущем свой род от самураев, поступил учиться в Токийский национальный университет изящных искусств и музыки. Выпускнику была обеспечена удачная карьера на родине: он был обладателем нескольких медалей и призов, сам японский император купил одну из его работ. Но после окончания университета он отправился в Париж и сразу же стал своим среди художников Монпарнаса, собравшихся здесь со всего света и впоследствии названных художниками парижской школы.
Традиционные приёмы и техники японской графики и каллиграфии он органично соединил с уроками европейского искусства и с находками авангарда. Французскую публику и критиков покорили почти монохромные, словно светящиеся изнутри работы Фуджиты, тем более что мода на всё японское в то время ещё держалась в Европе. Вот это сочетание Востока и Запада, которое присуще его творчеству и сделало его уникальным художником.
С самого начала карьеры художнику сопутствовал успех. В Париже он стал широко известен и популярен после персональной выставки 1918 года. Леонард стал душой компании, завсегдатаем монпарнасских сборищ. Его хвалили критики, работы хорошо покупались. Он путешествовал, жил и выставлялся в Латинской Америке и в Европе, в 1941 году вернулся на родину в Японию и работал 9 лет на Министерство военно-морских дел Японии как настоящий пропагандист. В конце концов он возвратился в Париж, где принял католичество и занялся религиозной живописью. Умер Фуджита в Цюрихе, в возрасте 81 год и был захоронен в городском соборе Реймса, часовню которого он расписал в 1966 году. Сейчас храм называют "Часовня Фуджиты". За два года до смерти живописец принял католицизм.
Фуджита был не только живописцем и графиком, но и керамистом, фотографом, модельером, иллюстратором. В 1930 году совместно с американским поэтом и прозаиком Майклом Джозефом он издал удивительную "Книгу кошек" - 500 экземпляров с двадцатью графическими котопортретами, выполненными в уникальной технике на особой бумаге и подписанными автором.
Он создал и выработал действительно свой, узнаваемый стиль, в котором он соединил манеру, технику и приёмы, которые взял из классической японской живописи. Они действительно больше похожи на рисунки, чем на живопись. У него довольно монохромная цветовая гамма, в которой очень много белого цвета, узнаваемые приёмы. Он всегда очень внимательно относился к изображению интерьеров и пейзажей, особенно городских пейзажей.
Подробнее о художнике Леонарде Фуджита можно почитать:
artchive.ru/artists/68095~Tsugukharu_Fud
Богемный король Парижа 1920-х годов
pupsenok1974.narod.ru
leonar-fuzhita-v-muzee-majolya
Community Info