КОРОЛЕВА КРИСТИНА (koroleva_kristi) wrote in lovers_of_art,
КОРОЛЕВА КРИСТИНА
koroleva_kristi
lovers_of_art

Category:

Картины, которые кто-то разрезал, но это не помешало им быть шедеврами (часть 1)

1.jpg


Одно из ярчайших арт-событий 2018-го года — перформанс, который Бэнкси провернул на аукционе "Сотби": едва его работа "Девочка с воздушным шаром" была продана, сработал встроенный в раму шрёдер — и картина была изрезана в лапшу. Но не потеряла в цене и не перестала быть произведением искусства — только сменила имя, став "Любовью в мусорной корзине". Между тем, в этом нет ничего оригинального. История искусства знает массу случаев, когда по картинам прошлись огнём и мечом.


Их разделяли на части сами художники, продавцы, обстоятельства или стихии. Но выжившие фрагменты (порой — совсем крошечные и, разумеется, с новыми названиями) по сей день продолжают привлекать, волновать, впечатлять — покруче многих целых и невредимых полотен, которых и жук лапкой не тронул.



2-Леонардо да Винчи - Портрет Джиневры де Бенчи - 1470-е.jpg

Леонардо да Винчи - Портрет Джиневры де Бенчи - 1470-е



Этот портрет — подгрудный: рук Джиневры де Бенчи, флорентийской красавицы и поэтессы, мы не видим. Но её руки — среди самых известных в истории искусства, они даже на других художников повлияли.



3-Леонардо да Винчи - Эскиз рук - 1474.jpg

Леонардо да Винчи - Эскиз рук - 1474



В Виндзорском замке хранится эскиз женских рук авторства Леонардо да Винчи — считается, что это его подготовка к написанию портрета Джиневры. Почти через пятьсот лет, вдохновившись этим наброском, Мариуц Эшер создаст знаменитые "Рисующие руки".



4-Мауриц Корнелис Эшер - Рисующие руки - 1948.jpg

Мауриц Корнелис Эшер - Рисующие руки - 1948



А вот два произведения современников Леонардо да Винчи. Обе работы могли быть выполнены под впечатлением от портрета Джиневры. И обе эти женщины запечатлены с руками.



5-Лоренцо ди Креди - Портрет молодой женщины - 1490-е.jpg

Лоренцо ди Креди - Портрет молодой женщины - 1490-е



Лоренцо ди Креди довольно точно воспроизвёл картину Леонардо — даже фон из можжевельника соорудил, только отзеркалил композицию.



6-Андреа дель Верроккьо - Женщина с букетом цветов.jpg

Андреа дель Верроккьо - Женщина с букетом цветов



Со скульптурным портретом работы Веррокьо — сложнее: точная дата создания произведения неизвестна. Верроккьо — учитель Леонардо. Возможно, идею с руками да Винчи подсмотрел у наставника. Но не исключено и обратное: ученик к этому времени уже превзошёл учителя — и это Веррокьо вдохновлялся руками Джиневры с картины Леонардо да Винчи (в момент написания портрета Джиневры героине около семнадцати лет, а художнику — около двадцати трёх).

В чём никто не сомневается — так это в том, что портрет Джиневры де Бенчи был поясным, а не подгрудным, то есть она была написана с руками. Аргументов — масса.

В своём "Трактате о живописи" да Винчи много говорит о том, как следует писать руки. В частности, наставляет коллег: "Делай фигуры с такими жестами, которые достаточно показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы". Сам этому правилу следовал: руки на его произведениях неизменно привлекают внимание.



Леонардо да Винчи - Мадонна в скалах (фрагмент) - 1485.jpg

Леонардо да Винчи - Мадонна в скалах (фрагмент) - 1485



Леонардо да Винчи - Тайная вечеря (фрагмент) - 1495.jpg

Леонардо да Винчи - Тайная вечеря (фрагмент) - 1495



Леонардо да Винчи - Святой Иоанн Креститель - 1513.jpg

Леонардо да Винчи - Святой Иоанн Креститель - 1513



Леонардо да Винчи - Дама с горностаем Цецилия (Чечилия) Галлерани - 1480-е.jpg

Леонардо да Винчи - Дама с горностаем Цецилия (Чечилия) Галлерани - 1480-е



Не только собственные художественные принципы не позволили бы художнику проигнорировать руки портретируемой. Дело в том, что это были выдающиеся руки: по меньшей мере два поэта, сочинявшие стихи, посвящённые Джиневре, сообщали о красоте её кистей и пальцев.

Ещё одно доказательство тому, что нижняя часть картины (сантиметров 9−10) была обрезана, найдём, если рассмотрим оборотную сторону портрета Джиневры де Бенчи.



7-Леонардо да Винчи - Оборотная сторона портрета Джиневры де Бенчи - 1470-е.jpg

Леонардо да Винчи - Оборотная сторона портрета Джиневры де Бенчи - 1470-е



На обороте изображён венок из пальмовой и лавровой ветвей, с надписью "Красота украшает добродетель". Очевидно, что нижняя часть венка обрезана.

А вот почему нижнюю часть картины с руками Джиневры пришлось отсечь — остаётся только догадываться. Возможно, был удалён фрагмент, пострадавший от сырости, огня или грызунов.

Кстати, не исключено, что и леонардовская "Джоконда" была урезана: вероятно, картина изначально была шире, и по краям портрет обрамляли колонны (они есть на одной из ранних копий).


Картины, которые кто-то разрезал, но это не помешало им быть шедеврами



Tags: Италия, Леонардо да Винчи, живопись
Subscribe
Buy for 20 tokens
Тайны подземных цивилизаций.Часть 5.Пещерные города троглодитов Рушменье (Rouchemenier). Слово «троглодит» давно стало синонимом «варвара», «дикаря», «невежды». И превратилось в обидное прозвище, которым мы награждаем кого-то весьма…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments