burnevil_8 (burnevil_8) wrote in lovers_of_art,
burnevil_8
burnevil_8
lovers_of_art

Categories:

Одна из первых импрессионистов - Берта Моризо

Автопортрет - 1885.jpg

Берта Моризо - Автопортрет - 1885


Берта Моризо (Berthe Morisot), (1841, Бурж - 1895, Париж), - французская художница, единственная женщина, принимавшая участие в самой первой выставке импрессионистов. Художница, которую в отличие от ее коллег-мужчин благосклонно принимали в парижском Салоне шесть лет подряд и которая примкнула к группе "отверженных", уже будучи известной.


Уютные, семейные, лирические сюжеты картин Берты Моризо убаюкивают и нежно скрывают огромный художественный темперамент. Принимая основные технические принципы всей группы художников-импрессионистов, Берта Моризо часто оказывается намного смелее и резче в их воплощении - незаписанные участки полотна, вызывающая эскизность и нарочитые крупные мазки.


Берта была одной из трех дочерей высокопоставленного чиновника господина Моризо, префекта города Бурже. Когда девочке было десять лет, отцу предложили престижное место в Счетной палате — и вся семья перебралась в Париж. Сестры получили разностороннее и на удивление глубокое образование, причем музыке, литературе и живописи уделялось особое внимание.

Берта Моризо - счастливая художница, которую поддерживали родители и которая росла в одном доме со своей самой большой подругой, коллегой-художницей, а в будущем любимой моделью - с сестрой Эдмой. Чтобы оценить тот подвиг, который совершили родители Моризо, построив в доме художественную мастерскую для девочек, нужно знать особенности эпохи. Это было время, когда женщинам запрещали учиться в школе изящных искусств, время, когда женщине неприличным считалось созерцать и тем более писать обнаженную натуру, а писать мужчину даже одетым не рекомендовалось. А они взяли и построили дома настоящую художественную мастерскую и отдали Берту и Эдму учиться живописи в мастерскую к одному из метров - Камилю Коро.

Коро разрешает девушкам копировать свои пейзажи, дает бесценные уроки на пленэрах, а мадам Моризо лично сопровождает дочерей при каждом походе в Лувр. Берта и Эдма копируют картины великих мастеров, а мать своим присутствием оберегает их репутацию - ведь юным особам в одиночестве просто неприлично находиться рядом с художниками-мужчинами. Соблюдать эту жесткую грань между внутренней свободой и внешней раскованностью Берта Моризо сможет и самостоятельно - мать в качестве нравственного ориентира ей в жизни будет совсем не нужна.

Когда в 1869 году Берта Моризо знакомится с одним из главных людей в жизни - с Эдуардом Мане - она уже три года как успешная участница ежегодных выставок в Салоне. Но рядом с Мане снова станет ученицей и натурщицей, он вдохновит ее на новую живопись и напишет четырнадцать ее портретов - и это будет долгая история глубоких, страстных и чистых отношений между двумя друзьями и единомышленниками, между двумя художниками, между мужчиной и женщиной. Конечно, он не посмел бы предложить Берте ничего большего - Мане тогда был уже женат. Справедливости ради стоит заметить, что раньше наличие жены не мешало художнику заводить интрижки на стороне, но Берта никак не подходила на роль временного увлечения. Она была удивительная.

Последний портрет Берты Моризо Мане напишет в 1874 году, когда она выйдет замуж за его брата Эжена. Ей будет тридцать три года, а Эжен покорит ее чувством юмора и светлым отношением к жизни. Он искренне посвятит свою жизнь Берте: будет развешивать ее картины на выставках, следить за отзывами, заниматься продажами, а одного зарвавшегося критика даже вызовет на дуэль за неуважительные слова о жене.

А критикам было над чем позлословить: единственная женщина в кружке "отверженных" художников и скульпторов! После первой же выставки в 1874 году их начнут с издевкой называть импрессионистами, а изобретатель этого термина критик Луи Леруа, конечно, не обойдет своим вниманием и Берту Моризо. Он писал, например: "Эту юную даму не интересует изображение мелких деталей. Когда она пишет руку, она делает ровно столько длинных мазков, сколько на ней пальцев, и дело с концом". Но первая дама-импрессионист окажется на удивление стойкой к критике, настойчивой в убеждениях и дерзкой в манере письма.

Берта Моризо станет участницей семи выставок импрессионистов из восьми - всего один раз она не пришлет своих работ для экспозиции, потому что будет ждать рождения дочери. Никогда не нуждаясь остро в деньгах и не будучи привязанной к продажам картин, она поддерживает своих друзей Моне, Ренуара, Писсарро, Сислея, Сезанна в самых отчаянных проектах. Как например, в 1875 году, когда доведенные до крайности нищетой импрессионисты решат устроить аукцион, Берта предложит двенадцать своих работ для этого мероприятия. Картины уйдут с молотка за бесценок.

Много лет подряд в доме Берты и Эжена каждый четверг к ужину будут собираться самые близкие друзья - Дега, Моне, Ренуар, Малларме, Кайботт. Здесь никогда не обсуждают сомнительные интрижки и не ведут мелочных споров, даже острый на язык Дега держится исключительно вежливо. Рядом со сдержанной, умной, настойчивой, гениальной красавицей Бертой Моризо казалось невозможным говорить и совершать глупости и подлости.

В 1878 году у художницы родилась дочь Жюли - и с ее появлением мир Берты Моризо получает нового героя и новое измерение. Теперь становится понятно: ее художественная задача еще сложнее, чем у других импрессионистов. Моне неистово ищет свет и воздух, Дега тщательно исследует движение человеческого тела, а Моризо пишет совсем неуловимое - свет и движение души. "Живопись нужна для того, чтобы зафиксировать что-то проходящее" - говорила Берта. И жадно следила за взрослением дочери, страстно ловила взгляды и жесты любимых людей.

Пришлось Берте Моризо пережить и две большие потери, которые отняли у нее часть души и поменяли как художника: в 1883 году ушел из жизни Эдуард Мане, а в 1892 - Эжен Мане.

Она любила белые и черные платья, носила веер и шляпки, ей никогда не приходило в голову нарядиться в мужской костюм по примеру эмансипированной писательницы Жорж Санд, чтобы доказать свое право на творчество и признание. В 1892 году ее картину купило государство. А когда в 1895 году друзья Берты Моризо получили известие о ее смерти, это стало настоящим потрясением. Это была самая непостижимая, гениальная и незаменимая женщина для каждого из них.



Картины, написанные Бертой Моризо

1-Молодая дама сидящая на скамейке - 1864.jpg

Молодая дама сидящая на скамейке - 1864



2-Портрет матери и сестры - 1869.jpg

Портрет матери и сестры - 1869



3-Сестра художницы у окна - 1869.jpg

Сестра художницы у окна - 1869



4-Гавань в Лорьяне - 1869.jpg

Гавань в Лорьяне - 1869



5-Молодая женщина - 1871.jpg

Молодая женщина - 1871



6-Колыбель - 1872 - Музей Орсэ.jpg

Колыбель - 1872



7-На вилле со стороны моря - 1874.jpg

На вилле со стороны моря - 1874



8-В парке - 1874.jpg

В парке - 1874



9-В пшеничных полях близ Женвийер - 1875.jpg

В пшеничных полях близ Женвийер - 1875



10-Перед зеркалом - 1875.jpg

Перед зеркалом - 1875



11-Эжен Мане на острове Уайт - 1875.jpg

Эжен Мане на острове Уайт - 1875



12-Развешивание стираного белья - 1875.jpg

Развешивание стираного белья - 1875



13-Пудрящаяся молодая женщина - 1877.jpg

Пудрящаяся молодая женщина - 1877



14-Супница и яблоко - 1877.jpg

Супница и яблоко - 1877



15-Летний день - 1879.jpg

Летний день - 1879



16-После обеда - 1881.jpg

После обеда - 1881



17-Вилла с апельсиновыми деревьями Ницца - 1882.jpg

Вилла с апельсиновыми деревьями Ницца - 1882



18-Женщина поливает куст - 1883.jpg

Женщина поливает куст - 1883



19-Урок шитья - 1884.jpg

Урок шитья - 1884



20-Мальвы - 1884.jpg

Мальвы - 1884



21-Сад в Буживиль - 1884.jpg

Сад в Буживиль - 1884



22-Женщина и ребёнок в саду - 1884.jpg

Женщина и ребёнок в саду - 1884



23-В траве в Моркуре - 1884.jpg

В траве в Моркуре - 1884



24-Нарциссы - 1885.jpg

Нарциссы - 1885



25-Женщина в перчатках - 1885.jpg

Женщина в перчатках - 1885



26-В столовой - 1886.jpg

В столовой - 1886



27-Девочка в красном переднике - 1886.jpg

Девочка в красном переднике - 1886



28-Урок в саду - 1886.jpg

Урок в саду - 1886



29-Девушка в лодке и гуси - 1889.jpg

Девушка в лодке и гуси - 1889



30-Мандолина - 1889.jpg

Мандолина - 1889



31-Дочь художницы с попугаем - 1890.jpg

Дочь художницы с попугаем - 1890



32-Лежащая обнаженная пастушка - 1891.jpg

Лежащая обнаженная пастушка - 1891



33-Сбор вишен - 1891.jpg

Сбор вишен - 1891



34-Молодая девушка с котом - 1892.jpg

Молодая девушка с котом - 1892



35-Жюли играющая на скрипке - 1893.jpg

Жюли, играющая на скрипке - 1893



36-Женщина с ребёнком - 1894.jpg

Женщина с ребёнком - 1894



37-Жюли мечтает - 1894.jpg

Жюли мечтает - 1894



38-Люси Леон за пианино - 1895.jpg

Люси Леон за пианино - 1895



39-Психея.JPG

Психея

Психея в данном случае - название зеркало такой конструкции.


Берта Моризо



Tags: Франция, живопись, импрессионизм, художники
Subscribe
Buy for 20 tokens
Тайны подземных цивилизаций.Часть 5.Пещерные города троглодитов Рушменье (Rouchemenier). Слово «троглодит» давно стало синонимом «варвара», «дикаря», «невежды». И превратилось в обидное прозвище, которым мы награждаем кого-то весьма…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments