КОРОЛЕВА КРИСТИНА (koroleva_kristi) wrote in lovers_of_art,
КОРОЛЕВА КРИСТИНА
koroleva_kristi
lovers_of_art

Categories:

Художник Георгий Якулов и его жена Наталия Шиф

1-Петр Петрович Кончаловский - Портрет художника Г Б Якулова 1910.jpg

Петр Петрович Кончаловский - Портрет художника Г. Б. Якулова - 1910



Георгий Богданович Якулов (1884–1928) - выдающийся театральный художник, один из самых ярких представителей московской богемы 1920-х годов. Он родился в Тифлисе в армянской семье, учился в Лазаревском институте в Москве, в 1901 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, однако, не закончил обучение из-за проблем со здоровьем.

Георгий Богданович работал над оформлением московских кафе, создавал декорации для авангардистских спектаклей, иллюстрировал поэтические сборники, писал теоретические труды об искусстве. В 1920 году Якулов получил не только мастерскую в доме на Садовой, но и комнату в квартире, располагающуюся в фасадной части здания.


Мастерская Якулова была одним из самых популярных художественных домов Москвы того времени. Актриса Алиса Коонен вспоминала дикую толчею у Якулова на Новый год, а киносценарист Владимир Швейцер назвал мастерскую на Садовой "... последним пристанищем старой художественной богемы Москвы".



5-Георгий Якулов - Портрет Алисы Коонен - 1920.jpg

Георгий Якулов - Портрет Алисы Коонен - 1920



6.jpg



Неудивительно, что Якулову и его жене Наталье Шиф было отказано в членстве в жилтовариществе дома из-за, как написано в документе 1924 года, "нэпманского образа жизни".

Антресоли и рабочий стол в мастерской были сделаны по эскизам Якулова. Его студия была наполнена рисунками, театральными афишами, глиняными восточными статуэтками, картинами. На полу лежал закавказский ковер, в котором однажды спрятался Сергей Есенин, чтобы напугать своих сестер. К входной двери была приколота записка, адресованная ворам - в ней сообщалось, что здесь нет ничего ценного и можно только сломать себе шею, когда хозяин будет спускать непрошеных гостей с лестницы. В последний год жизни Якулова мастерская, по воспоминаниям художника Семена Аладжалова, напоминала последний акт "Вишневого сада". Георгий Богданович болел и не мог работать. Исчезла мебель, есенинский ковер, большое зеркало. Летом 1928 года художник решил уехать в Армению. Он повесил на дверь опустошенной мастерской дополнительный замок, а ключи отнес в Московский дом культуры Армении. В мастерскую Якулов больше не вернулся. Он умер в Ереване в декабре того же года.



7-Георгий Якулов - Дама с зонтиком - 1919.jpg

Георгий Якулов - Дама с зонтиком - 1919



В воспоминаниях художницы Валентины Ходасевич художник Георгий Якулов предстает "некрасивым красавцем", которого она "... побаивалась и избегала общаться из боязни влюбиться в него и... конечно, страдать. А женщин он покорял запросто". Московская публика считала, что семейная жизнь "Жоржа Великолепного" не задалась. Его супруга, Наталья Юльевна Шиф, обладала невероятно красивой фигурой и была одной из первых русских манекенщиц - притом, что лицо ее было несколько асимметрично.
Первая жена Михаила Булгакова Татьяна Николаевна Лаппа вспоминала:

"...Рыжая и вся в веснушках. Когда она шла или там на машине подъезжала, за ней всегда толпа мужчин. Она ходила голая... надевала платье прямо на голое тело или пальто, и шляпа громадная. И всегда от нее струя очень хороших духов".

Жили Якуловы в доме N 10 на Большой Садовой - том самом, в котором находилась "нехорошая квартира", описанная Михаилом Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита". Обедать супруги ходили в ресторан, а Якулов иногда ходил завтракать к своей маме, которая жила здесь же, в квартире N 8. В мастерской Якулова, находящейся в квартире N 38, постоянно толпился народ, гости бывали самые разные - Качалов и Мариенгоф, Андрей Белый и Федор Сологуб, захаживал и нарком просвещения Анатолий Луначарский. Именно у Якуловых познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. Наталья Юльевна была мастерицей закатывать буйные вечеринки, а поутру, с похмелья, могла отправить мужа за водкой...



2-Слева направо неустановленное лицо Георгий Якулов Александр Таиров неустановленное лицо Наталья Шиф (за рулем) - 1925 - Париж.jpg

Слева направо: неустановленное лицо, Георгий Якулов, Александр Таиров, неустановленное лицо, Наталья Шиф (за рулем) - Париж - 1925
Фото: dom10.bulgakovmuseum.ru



Во время работы Якулова над спектаклем "Жирофле-Жирофля" у Александра Таирова режиссер предложил художнику работать в театре: сроки подготовки декораций, что называется, горели. Как вспоминает Алиса Коонен, Таиров предложил Якулову "... условия роскошные: возле макетной есть комната, мы ее для тебя оборудуем вполне комфортабельно, о питании позаботится Алиса, а вино будем пить с тобой аккуратно, по стаканчику за обедом и ужином. После твоей сумасшедшей жизни на Садовой ты отдохнешь, отоспишься и легко сделаешь оформление в нужный срок. А чтобы ты не сбежал, не посетуй, буду тебя запирать на ключ...".



3-Сцена из спектакля «Жирофле-Жирофля» - Камерный театр - Москва - 1922.jpg

Сцена из спектакля "Жирофле-Жирофля" - Камерный театр - Москва - 1922
Режиссёр А. Таиров, художник Г. Якулов
Из собрания Театрального музея имени А. А. Бахрушина



Мастерская Якуловых послужила прообразом декораций к пьесе Михаила Булгакова "Зойкина квартира", которую он написал в 1925 году. После премьеры, прошедшей в театре Вахтангова, за квартирой N 38 по Большой Садовой это название так и осталось. А главная героиня пьесы, Зоя Пельц, по утверждениям исследователей творчества Булгакова, списана с жены художника.



4-Георгий Богданович Якулов - Кафе Питтореск - 1917.jpg

Георгий Якулов - Афиша к открытию кафе "Питтореск" - 1918

В 1918 году в помещении бывшего магазина "Сен-Галли" на Кузнецком мосту владелец известной сети булочных И. Филиппов открыл кафе "Питтореск", потолок которого расписал Георгий Якулов. Считается, что на афише изображена будущая жена Георгия Якулова Наталья Юльевна Шиф (1888-1974).



Позже Наталья Якулова выступила прообразом Геллы из романа "Мастер и Маргарита". Ярко-рыжая, веснушчатая, в платьях на голое тело, свободолюбивая Наталья Юльевна вполне укладывается в этот ведьминский образ. Возможно, что и плащ на голое тело, упоминаемый Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита" - воспоминание о причудах легендарной костюмерши Камерного театра.



8-Георгий Якулов - Чайхана в Ереване -интерьер кафе - 1925-1928.jpg

Георгий Якулов - Чайхана в Ереване -интерьер кафе - 1925-1928



Наталия Якулова




Tags: Россия, живопись, театр, художники
Subscribe
Buy for 20 tokens
Тайны подземных цивилизаций.Часть 5.Пещерные города троглодитов Рушменье (Rouchemenier). Слово «троглодит» давно стало синонимом «варвара», «дикаря», «невежды». И превратилось в обидное прозвище, которым мы награждаем кого-то весьма…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments