Сергей Юрьевич Судейкин - Две девушки
Пожалуй, ни один художник не обходился без Музы, которая умела вдохновить, окрылить - или приземлить. Некоторые из них были способны разжечь талант и сеять новые идеи буквально повсюду, очаровывая и покоряя, жонглируя при этом искрометными мыслями. И такую Музу — красивую, умную, самостоятельную личность - был способен удержать подле себя далеко не всякий художник.
Дочь француза и шведки, Вера де Боссе (1888-1982) получила прекрасное образование. Она окончила гимназию с золотой медалью, училась музыке, поступила в Берлинский университет, где изучала естественные науки, а чуть позже - историю искусства и архитектуру. Невероятно привлекательная, Вера всегда имела множество поклонников. Ее первый брак с неким Люри распался после ужасного скандала с родителями. Второй раз Вера сменила свою фамилию на Шиллинг и стала женой актера Московского художественного театра. Особой славы Роберт Шиллинг не стяжал, играя роли второго плана. Зато Вера окончательно увлеклась артистическим искусством - у нее была и внешность, и талант. Она поступила в балетную школу Нелидовой, стала сниматься в кино, а позже поступила в Камерный театр к Таирову.
Сергей Юрьевич Судейкин- Вера де Боссе - 1921
Именно в театре Вера познакомилась с будущим мужем, художником Сергеем Судейкиным. Снова буря чувств, снова смена приоритетов: Вера будто примеряла мужчин к себе, осваивая новые образы. В 1916 году она уехала с Судейкиным в Петербург, оставила сцену, стала преданной Музой художника и даже стала рисовать сама. Александр Бенуа в дневниках пишет: "... Судейкин, видимо, по уши влюблен - и, не стесняясь ее присутствием, воздает ей неистовые хвалы. Уверяет, что она его спасает, отучила от пьянства, от "дурной жизни"".
Вера Судейкина - Париж - 1921
Фото П.Шумова
Вера Артуровна с головой погрузилась в жизнь Судейкина, и даже составила "Обязанности жены художника". Вот они:
1. Заставлять работать художника хотя бы палкой.
2. Любить его работы не меньше самого художника.
3. Каждому порыву работы идти навстречу, зажигаться его новыми замыслами.
4. Держать в порядке работы, рисунки, наброски, карикатуры. Знать каждую работу, ее замысел, значение.
5. Относиться к новым работам как к неожиданным подаркам.
6. Уметь смотреть картину часами.
7. Быть физически идеалом, а потому быть его вечной моделью.
Сергей Юрьевич Судейкин - Портрет Веры Судейкиной - 1924
Из феерии любовных связей каждого из супругов, в которой присутствовала и первая жена Судейкина, красавица балерина Ольга Глебова, и поэт Михаил Кузмин, Сергея и Веру выталкивает ветер грядущей Революции - они уезжают в Крым. Потом будет Тифлис, Баку, Батум... К слову, дамы в те далекие времена вели альбомы и дневники. Альбом Веры Судейкиной тех лет, который она создавала с помощью творческих друзей семьи (с их стихами, заметками и рисунками) был впервые издан в Америке в 1995 году. Ниже приведены фото несколько страниц.
Страницы из альбома Веры Судейкиной
В 1920 году Судейкины приезжают в Париж. Здесь, зимой 1921 года, Сергей Дягилев знакомит Веру с Игорем Стравинским. Между ними завязывается роман, однако композитор не желает расставаться ни с женой, ни со своей вновь обретенной Музой.
"Я не способен ничего делать. Могу только думать о тебе и сочинять музыку, такую музыку, которая связана с тобой. Что нам делать с тобой? Что нам делать..." - пишет Стравинский.
Сергей Юрьевич Судейкин - Кабаре Привал комедиантов (Моя жизнь) - 1916
За столом, лицом к зрителю - первая жена Сергея Судейкина Ольга Глебова-Судейкина, спиной к зрителю, отражается в зеркале Вера де Боссе, слева - поэт Кузмин, справа в образе Арлекина - сам Сергей Судейкин.
Вера становится доверенным лицом композитора и остается рядом с ним. При этом не забывает о собственных интересах: магазин модных аксессуаров "Tulavera", который она открывает в альянсе со своей подругой-художницей Даниловой (Тулой), приносит ей и доход, и известность в театральных кругах. Жена Стравинского, Екатерина Гавриловна, была в курсе амурных дел своего мужа. Тем не менее, Стравинский семью сохранил, и этот триумвират продолжал существовать вплоть до кончины его жены от туберкулеза в 1939 году.
Игорь и Вера Стравинские - Голливуд - 1947
Похоронив жену, Стравинский из Парижа уезжает в Америку; Вера едет вслед за ним. И через год выходит за него замуж. Жениху - 58 лет, невесте - 52. И это - союз до конца дней. Вера Артуровна не станет писать новых "Обязанностей жены", но, будучи женой гения, останется личностью. В 1945 году она образует еще один деловой альянс и откроет в Беверли-Хиллс художественную галерею "La Boutique", где будут выставляться Дали, Шагал, Пикассо.
Она не забросит кисти и краски - вернется к живописи, будет выставлять свои работы по всему миру. Сегодня работы, обозначенные "Vera Stravinsky (1888-1982)" можно встретить в аукционных каталогах.
Работа Веры Судейкиной-Стравинской
Фото: inartsantafe.com
Вера Стравинская, президент США Джон Кеннеди с супругой Джеки и Игорь Стравинский у входа в Белый Дом - 1962
Фото: Abbie Rowe
Вера Судейкина-Стравинская
Community Info