Первый раз Марк Шагал посетил Палестину еще в 1930-ом году вместе с женой и дочерью. Парижский арт-дилер Амбруаз Воллар заказал ему серию иллюстраций к Библии. Шагал был очарован землей и людьми и впоследствии много раз посещал Израиль уже после образования нового государства. Находясь в Израиле Шагал выполнил несколько проектов по заказу правительства и частных организаций. Одним из таких проектов были витражи в небольшой синагоге, находящейся в больничном комплексе Хадасса.
Шагал создал для синагоги великолепную серию витражей под названием «Двенадцать колен Израилевых». Литографии, по которым делались витражи, были подарены музею Марка Шагала в Витебске и я очень рекомендую интересную статью Юлии Степанец подробно описывающую каждый из двенадцати витражей.
Чтобы увидеть витражи в высоком разрешении щелкните мышкой по картинке.
Нафтали, Иосиф и Биньямин

Больница имеет богатую историю, она была основана организацией Хадасса, созданной в 1912 году в Нью-Йорке для оказания медицинской помощи населению Иерусалима, оккупированного османской империей. Сейчас это крупнейший медицинский коммплекс с мировой известностью.

Вид на больничную синагогу снаружи

Реувен (Рувим), Шимон и Левий (Леви)

Иехуда (Иуда), Завулон и Иссахар

Дан, Гад и Ашер (Асир)

Для посетителей проводят аудио экскурсии на нескольких языках, в том числе и на русском. Когда мы там были, пришли важные гости, для которых открыли специальный шкафчик и развернули Тору.


Вид из больницы на окружающие горы. Небольшая верхушка в центре раньше находилась на территории Иордании. Во время Шестидневной войны там находились артиллерийские батареи, которые стреляли по больнице прямой наводкой. Здание синагоги было повреждено, а от витражей остались одни осколки. Под руководством Шагала витражи были сделаны заново и в одном из них, как эхо войны, был вставлен небольшой осколок старого витража.

Еще один крупный проект был выполнен Шагалом для израильского парламента. Чтобы увидеть эту работу Шагала мы отправились на экскурсию в Кнессет.


Главная цель нашего визита, состоящий из трех частей гобелен.

В основу гобелена легли библейские сюжеты, но есть тут и виды старого Витебска, и даже исторические сюжеты и вариации на тему басен Лафонтена. Триптих наполнен метафорами, которые каждый зритель разгадывает по-своему. Сам Шагал был уверен, что невозможно, да и не нужно объяснять и растолковывать каждый сюжет и каждый образ: «Произведение искусства не должно быть понятно. Если все в нем понятно, то с художественной точки зрения обязательно чего-то не хватает».
Марк Шагал в ходе работы над гобеленом

Мозаики на полу в зале где расположен гобелен.



Еще одна мозаика, отображающая мечту о возвращении старого города

Звершаем визит посещением зала заседаний самой главной комиссии Кнессета - финансовой.

Именно здесь решают куда направить трудовые шекели

В кресле председателя комиссии, как не постучать этим главным молоточком.

Впереди отчеты о посещении двух главных музеев страны, но не все сразу, пока что крутим, вертим, балансируем, на все нужно время.
Community Info