mizantrop_1943 (mizantrop_1943) wrote in lovers_of_art,
mizantrop_1943
mizantrop_1943
lovers_of_art

Category:

Новая жизнь "Безумной Греты"

1-Реставратор Ливия Депидт у картины Питера Брейгеля Старшего «Безумная Грета».jpg

Реставратор Ливия Депидт у картины Питера Брейгеля Старшего "Безумная Грета"


Уникальную выставку подготовил этой осенью Музей истории искусств в Вене. Впервые в мировой истории учреждение собрало три четверти всего творческого наследия мастера Северного Возрождения, нидерландского художника Питера Бейгеля Старшего. Экспозиция приурочена к 450-летию со дня его смерти. Ценность и хрупкость представленных на ней картин, гравюр и рисунков такова, что подобный показ вряд ли можно будет повторить в ближайшие десятилетия.


Новая дата создания, новые детали, краски и глубина - всё это обрела картины Питера Брейгеля Старшего "Безумная Грета" после полутора лет реставрации. Эксперты сняли слои дорисовок и пожелтевшего лака, и всемирно известная панель будет показана посетителям выставки в Вене во всём своём блеске.

Заглавная героиня картины Питера Брейгеля Старшего - фольклорный персонаж, воплощение жадности и воинственности - штурмует Ад в порыве безумия, с мечом в руке. Художник изобразил сумасшедшую на бегу, с вытаращенными глазами и бессмысленно раскрытым ртом, облачённую в каску и доспехи. Эта адская сцена аналогична фантасмагориям Иеронима Босха - по всей композиции размещены разнообразные мистические существа, порождаемые из пасти Ада слева. Люди в порыве безумия погибают в давке, ими же созданной, не замечая ничего вокруг. В порыве жадности они стремятся нагрести как можно больше золота, которое на самом деле является отходами жизнедеятельности гиганта.



2-Питер Брейгель Старший - Безумная Грета - 1563.jpg

Питер Брейгель Старший - Безумная Грета - 1563



"Безумная Грета" была отправлена в Королевский институт культурного наследия в Брюсселе в январе 2017 года и провела там восемнадцать месяцев. Во время многопрофильного исследования эксперты выяснили, что Брейгель не писал название Dulle (безумная) на панели: надпись была нацарапана позже, возможно, случайно. Была откорректирована и дата создания работы - цифры "1563" обнаружились после удаления нескольких слоёв перекрашиваний. Ранее считалась, что картина написана в 1561 году.



3-Питер Брейгель Старший - Безумная Грета - 1563 (фрагмент).jpg

Питер Брейгель Старший - Безумная Грета - 1563 (фрагмент - заглавный персонаж картины Питера Брейгеля Старшего)



Открытие вызвало шквал дебатов о том, где художник воплотил эту адскую сцену - в Антверпене или Брюсселе? Брейгель женился на Майкен Коке, скорее всего, в Брюсселе в августе 1563, но неизвестно, когда он туда приехал. Происхождение доски также не даёт подсказок: аналогичные живописец использовал как до, так и после этой даты, и неясно, где он их покупал. Также непонятно, как долго он работал над своими картинами. Может, "Безумная Грета" была завершена за четыре - пять месяцев до конца года уже в Брюсселе? Или была готова в Антверпене ещё до переезда? Или художник взял незаконченную работу в новый дом? Эти вопросы пока остаются без ответа.

Изучение методов работы Брейгеля дало результаты, аналогичные другим его произведениям. На грунт из белого мела художник положил тон из смеси мела, белого свинца и, вероятно, масла. Несмотря на масштабность и структурную сложность сцены, подмалёвок сделан экономно и точно, впоследствии мастер отклонился от первоначальной композиции лишь в нескольких местах. Традиционно и применение красок: Брейгель написал фон, оставив место для мотивов и деталей. Он, несомненно, знал, что цвета сохранят свой первоначальный блеск, если он изобразит фигуры прямо на белом, а не на окрашенном фоне. Слои краски чрезвычайно тонки - не более двух в одной точке.

После реставрации картина выглядит намного свежее и демонстрирует детали, которые не были видны многие годы, например, тонко выполненные шлемы и прекрасный пейзаж на заднем плане. Цветовая палитра оказалась легче и разнообразнее, мазки Брейгеля и его выдающееся мастерство проявилось вновь. Ощущение пространства полностью восстановлено, и вся сцена показывает гораздо большую глубину.

Ранее картина была известна мрачным странным пейзажем с темно-красным небом и штрихами коричневого цвета. Теперь выяснилось, что два тона на панели - синий (смальта и азурит) и зелёный — потеряли значительную часть своей интенсивности, изменив общий облик сцены. Например, платье Греты (её ещё называют "Сумасшедшей Мэг") и флаг в правом верхнем углу первоначально были тёмно-синими. Однако они были выполнены смальтой, которая была дешевле и доступнее чрезвычайно дорогостоящего лазурита. Пигмент азурит (яркий зеленовато-синий) в небе и шляпе ада также потемнел. Зелёные лягушки, листва вверху слева и фигура внизу справа приобрели коричневатый оттенок.



4-Питер Брейгель Старший - Безумная Грета - 1563 (фрагмент).jpg

Питер Брейгель Старший - Безумная Грета - 1563 (фрагмент)



5-Питер Брейгель Старший - Безумная Грета - 1563 (фрагмент).jpg

Питер Брейгель Старший - Безумная Грета - 1563 (фрагмент)



6-Питер Брейгель Старший - Безумная Грета - 1563 (фрагмент).jpg

Питер Брейгель Старший - Безумная Грета - 1563 (фрагмент)



7-Питер Брейгель Старший - Безумная Грета - 1563 (фрагмент).jpg

Питер Брейгель Старший - Безумная Грета - 1563 (фрагмент)



Сейчас "Безумная Грета" отправлена в Музей истории искусств в Вене: эта работа является одним из центральных экспонатов масштабной ретроспективы, которая открывает международные мероприятия к 450-летию со дня смерти Питера Брейгеля Старшего. Весной 2019-го панель вернётся в родной Музей Майера ван ден Берга в Антверпене, а с 5 октября того же года примет участие в экспозиции, посвящённой коллекционерам XIX века Фрицу Майеру ван ден Бергу и Флоренс ван Эртборн. Их собрания пополнили сокровищницы Музея Майера ван ден Берга и Королевского музея изобразительных искусств. Оба коллекционера опередили своё время, оценив качество и красоту произведений XV и XVI века. Это было необычно для той эпохи, когда Рубенса считали выдающимся мастером, а всё созданное до него вышло из моды и было забыто.



8-Реставратор Ливия Депидт у картины Питера Брейгеля Старшего «Безумная Грета».jpg

Реставратор Ливия Депидт у картины Питера Брейгеля Старшего "Безумная Грета"
Фото: KIK IRPA Brussels


"Безумная Грета" Питера Брейгеля Старшего раскрыла свои секреты реставраторам



Tags: живопись, музей, художники
Subscribe
Buy for 20 tokens
Тайны подземных цивилизаций.Часть 5.Пещерные города троглодитов Рушменье (Rouchemenier). Слово «троглодит» давно стало синонимом «варвара», «дикаря», «невежды». И превратилось в обидное прозвище, которым мы награждаем кого-то весьма…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments