Рафаэль Погосян (rafik_jan) wrote in lovers_of_art,
Рафаэль Погосян
rafik_jan
lovers_of_art

Венгерская национальная галерея (первая часть)

1-Здание музея.jpg

Здание музея


Если сравнивать с другими великими музеями (Лувром, например, или Эрмитажем), Венгерская национальная галерея в Будапеште очень молода. Она была создана в 1957 и с тех пор является одним из крупнейших художественных собраний страны. Но зато в ней хранятся произведения, выполненные венгерскими художниками и скульпторами начиная еще со времен Средневековья.

Так что, хотя музей начал свое существование лишь в середине прошлого века, история его коллекции восходит к середине позапрошлого века. Уже в ту пору было понятно: необходимость создания собрания венгерского искусства в стране вызывалась не только чисто культурными задачами, но и находилась в тесной взаимосвязи с развитием национального самосознания. Ведь национальное искусство в Венгрии, конечно, существовало, необходимо было достойно его представить, что без крупного музея попросту невозможно.


В 1839 было основано Пештское общество искусств, проводившее выставки и собиравшее пожертвования на покупку произведений искусства венгерских мастеров для государственного фонда. Но, когда этих произведений собралось много, встал вопрос: а где их хранить, экспонировать?



2-Здание музея.jpg

Здание музея



В 1896 создали Музей изобразительных искусств. В его собрание помимо работ венгерских живописцев также вошли творения зарубежных художников и скульпторов. Со временем коллекция разрасталась, увеличиваясь за счет полотен мастеров различных направлений и эпох.

И вот уже в 1957 для хранения и экспонирования венгерского искусства была основана Национальная галерея. Специального архитектурного проекта для нее не создали, так что поначалу собрание, основу которого составили экспонаты из Музея изобразительных искусств, разместилось в здании бывшего суда, его по такому случаю подвергли перепланировке с учетом новых задач. Площадей было достаточно, теперь можно увеличивать количество экспонируемых произведений. Здесь галерея находилась вплоть до 1975, когда ее многочисленная коллекция переехала в бывший Королевский дворец в Будайской крепости, где и располагается до настоящего времени. Собственно, решение о том, что дворец должен служить искусству, было принято еще в 1959, однако его перестройка заняла долгие годы. Приспособить монаршие хоромы для музейных нужд оказалось сложнее, чем в свое время здание суда.



3-В зале музея.jpg

В зале музея



Судьба Королевского дворца в Буде красноречиво свидетельствует о непростой истории венгерского государства. Замок существовал на этом месте еще в XIII веке, его построил король Бела IV (1206–1270), мечтавший возродить земли после их опустошения татаро-монголами в 1240–1241. В XIV веке Буда стала центром Венгерского королевства, а замок обрел черты резиденции. Сигизмунд I (1368–1437) поручил отделку лучшим европейским мастерам. Поистине роскошным дворец стал во время правления короля Матиаша I Корвина (1440–1490). Для его внешнего и внутреннего убранства были приглашены итальянские архитекторы, превратившие здание в настоящую жемчужину ренессансного зодчества, а Буду — в один из прекраснейших европейских центров.

В 1526 в город вошли турки и надолго обосновались во дворце. Иго продолжалось в течение полутора веков, и, когда в конце XVII столетия австрийские войска выгнали завоевателей, замок оказался почти полностью разрушенным в результате пожара и осады города. Во второй половине XVIII века на его месте вырос новый, возведенный по приказу короля Венгрии и Чехии и императора Священной Римской империи Карла VI (1685–1740) и завершенный при Марии-Терезии (1717–1780), его преемнице. Здание построено в стиле господствовавшего в то время барокко по проекту придворного архитектора Австрийской империи Иоганна фон Эрлаха. Этому архитектурному шедевру тоже не повезло, он сгорел во время взятия Буды в ходе войны за независимость Венгрии от Австрийской империи в 1848–1849.

В 1890–1905 Королевский дворец был заново отстроен архитекторами М. Иблом и А. Гаусманом. Проект позволил сохранить барочные и готические элементы. Здание, официальное открытие которого состоялось в 1912, стало считаться вершиной новой венгерской архитектуры.

Но Вторая мировая война не пощадила и этот дворец: в 1945 он сильно пострадал при изгнании фашистов из Будапешта. В ходе послевоенных археологических исследований были обнаружены элементы средневековых сооружений и проведена их реконструкция. Реставрационные работы завершились только во второй половине 1960-х. В 1975 здесь разместились обширное собрание Венгерской национальной галереи, а также Музей истории Будапешта и Национальная библиотека имени графа Ференци Сечени.

Экспозиция Галереи занимает несколько этажей Будайского дворца. Цокольный принадлежит искусству Средних веков и эпохи Возрождения. В 1979 на нем была открыта постоянная выставка «Живопись и деревянная скульптура Средних веков», а в 1985 — экспозиция «Средневековая и ренессансная резьба по камню». Также здесь находится крипта (усыпальница) Габсбургов, ставшая доступной для посещения публики в 1989.

Галерея средневекового готического искусства продолжается на первом этаже дворца, где с 1982 в бывшем тронном зале открыта постоянная выставка «Позднеготические створчатые алтари». Здесь также размещаются художественные произведения позднего Возрождения и Нового времени XVII–XIX веков.

Второй этаж отведен под экспозицию изобразительного искусства XX столетия, до 1945. Художественные произведения, созданные после указанной даты, располагаются на третьем этаже Королевского дворца.

В 2005 выставочное пространство Галереи расширилось благодаря использованию под временные выставки четвертого крыла здания.



Искусство готики XIV–XV веков



4-Мистическое обручение святой Екатерины. Около 1490.jpg

Мистическое обручение святой Екатерины. Около 1490



5-Мадонна Из церкви Святых Филиппа и Иакова, Топорец, Словакия. Около 1420.jpg

Мадонна Из церкви Святых Филиппа и Иакова, Топорец, Словакия. Около 1420



Для готической пластики характерны преодоление монументальности и скованности скульптуры романского периода и освобождение от строгого подчинения архитектуре (при сохранении связи с ней). Перестав быть лишь частью архитектурного убранства храма, скульптура получает самостоятельное развитие. Она возвращает себе достижения европейской культуры ваяния, которые были утрачены в романскую эпоху, когда скульптура служила не эстетическим целям, а для усиления религиозного чувства верующих.

В представленной деревянной «Мадонне» очевиден отход от статичности поз романских скульптур: эффект движения достигается за счет изгиба тела Девы. Прекрасно переданы прихотливые складки одежды, волнами сбегающие к ногам и придающие образу особую трепетность. Пропорции тела получили типично готическую удлиненность, призванную показать стремление человека к Богу. В нежном лице читаются грусть, любовь и одухотворенность.



6-Мадонна с Младенцем во чреве. Из коллекции Баттьяни де Неметуйвар. Около 1410.jpg

Мадонна с Младенцем во чреве. Из коллекции Баттьяни де Неметуйвар. Около 1410



Неизвестный художник представил Мадонну в ожидании рождения Ее божественного Младенца. Этот иконографический тип довольно редко встречался в итальянской живописи и был более характерен для фламандского искусства. Например, в левой створке знаменитого алтаря Портинари нидерландского мастера Гуго ван дер Гуса (около 1475, Уффици, Флоренция) можно увидеть изображение беременной Богоматери, поддерживаемой старцем Иосифом.

Данный образ художник наделил атрибутами, относящимися к сцене Благовещения Марии: голубем Святого Духа, символизирующим божественное благословение и непорочное зачатие Святой Девы, веретеном, за работой с которым застал Марию архангел Гавриил, раскрытой книгой священных текстов, в ее чтение была погружена Она перед явлением благовестника. Мастер характерно для живописи стран Северной Европы уделил внимание деталям обстановки, придав им символический смысл. Так, сосуд для умывания и чистое полотенце означают чистоту и непорочность Девы, прялка напоминает о Ее благочестивом занятии, веретено же является символом жизни.



7-Святая Доротея. Фрагмент Из города Барка, Словакия. Около 1410–1420.jpg

Святая Доротея. Фрагмент Из города Барка, Словакия. Около 1410–1420



Данная изумительная скульптура посвящена святой, жившей на рубеже III–IV веков. За исповедание христианства святая Доротея была подвергнута пыткам и предана смерти. По легенде, во время ее пути к месту казни один из ненавистников веры по имени Теофил смеялся над ней и попросил прислать ему из райского сада фруктов и роз. После казни (по другой версии — незадолго до нее) перед мужчиной предстал мальчик с корзиной яблок и розами, это послужило чудесному обращению самого Теофила в христианскую веру, но мученицу не спасло.

Скульптура «Святая Доротея» чрезвычайно изящна, S-образный изгиб фигуры девушки сообщает образу динамику, легкая асимметрия обогащает статую пластической игрой складок одежд. Этот прием позволил неизвестному мастеру избежать статичности и строгой фронтальности позы. Удлиненные пропорции тела святой характерны для пластики эпохи, как и необыкновенная одухотворенность ее лица. Внутренняя красота созвучна с прелестью внешнего облика, покорность и безграничная любовь к Всевышнему читаются на прекрасном лице.



8-Благовещение Боковая панель из церкви Девы Марии, Липтовска Мара, Словакия. Около 1450–1460.jpg

Благовещение Боковая панель из церкви Девы Марии, Липтовска Мара, Словакия. Около 1450–1460



Средневековый художник представил сцену чудесного явления Деве Марии небесного посланца с благой вестью о том, что в скором времени Она родит Сына и наречет Его Иисусом и будет Он царем над всеми людьми и народами.

Мадонна держит в руках раскрытую книгу библейского пророка Исайи, в которой содержится ветхозаветная параллель новозаветному Благовещению. Только что прочитанное «Дева во чреве примет» подтверждается словами неожиданно представшего архангела Гавриила. Мария в смущении и смятении внимает, чуть склонив голову, и покорно принимает судьбу, уготованную Ей.

Неповторимая прелесть композиции заключена в черно-белый ритм стен, свода, одежд персонажей и прихотливо изогнутого белого свитка в руке ангела. В четко продуманном колористическом строе нет ничего лишнего: красная накидка Гавриила рифмуется с подкладкой плаща Девы, а зеленая ткань на аналое перекликается с обложкой книги и изнаночной стороной облачения архангела.



9-Рождество Боковая панель алтаря церкви Святого Матфея, Партизанска-Люпча, Словакия. Около 1450.jpg

Рождество Боковая панель алтаря церкви Святого Матфея, Партизанска-Люпча, Словакия. Около 1450



Рождество Христово — один из самых популярных сюжетов в религиозной живописи. Он несет радость и надежду, будучи связанным в народном сознании со счастьем материнства. Прекрасная в своей юности и чистоте духа и тела Дева Мария поклоняется новорожденному Спасителю мира, сложив в характерном жесте ладони и любовно нагнув к Нему голову. За Ее спиной показаны старец Иосиф, домашние животные, ставшие свидетелями чудесного ночного события, а на заднем плане — три пастуха, они первыми придут поклониться божественному Младенцу. За яслями, в которых Он лежит, стоят на коленях три ангела в розовых одеждах, сошедшие с небес ради великой радости — рождения единоутробного Сына Божия.

Композиционный центр работы — изображение Мадонны, Ее соединенные в жесте поклонения и молитвы ладони, прелестный лик с полными нежности глазами, обращенными к Сыну. От головы Богоматери к Младенцу проходит основная диагональ произведения. Фигурка Младенца является смысловым центром данного образа, к ней обращены взгляды всех присутствующих в нем. От головки Иисуса лучами расходятся линии, соединяющие Его и лица предстоящих: ангелов, Марии и Иосифа.



10-МАСТЕР GH Святая Троица Центральная панель алтаря церкви Троицы, Мошовце, Словакия 1471.jpg

МАСТЕР GH Святая Троица Центральная панель алтаря церкви Троицы, Мошовце, Словакия 1471



Средневековый художник, от имени которого до наших дней дошли лишь инициалы GH, представил новозаветную Святую Троицу в небесном чертоге в окружении двух ангелов. Здесь используется каноническая схема изображения сидящего на престоле Бога-Отца, на Его коленях — Бога-Сына и парящего голубя — Святого Духа. Особенностью западноевропейской традиции является то, что Христос показан на кресте, поддерживаемом Богом-Саваофом. Таким образом иконография Троицы совмещена с иконографией Распятия. Подобное включение мотива крестных мук Иисуса сообщает сюжету драматизм и говорит о том, что страдания любимого Сына, отданного на поругание нечестивым, необходимы для искупления грехов человечества. Бог-Отец предстает Творцом и Вседержителем, а Христос — Искупителем, агнцем, отданным на заклание. Золотой цвет фона говорит о внеземном характере происходящего, он символизирует божественную природу.



11-Алтарь Девы Марии Из Спишска, Словакия. Около 1480.jpg

Алтарь Девы Марии Из Спишска, Словакия. Около 1480



Скульптурное изображение Мадонны с Младенцем в центральной части данного алтаря окружено живописными сценами из жизни Девы Марии, расположенными на боковых створках. Все эпизоды связаны с рождением Христа. Видны Благовещение Марии архангелом Гавриилом о скором рождении Сына и следующая за ним встреча Мадонны и ее родственницы Елизаветы. О чудесном зачатии сына бесплодной Елизаветой Богородица узнала от архангела, после чего отправилась повидать родственницу. При звуках голоса Марии женщина почувствовала, как младенец «взыграл» в ее утробе, поняла, что это знак свыше, и восславила Деву, которой суждено стать матерью Господа. Ее же собственный ребенок должен стать Предтечей Христа — Иоанном Крестителем, призывавшим к покаянию и крестившим в водах реки Иордан самого Мессию.

Далее следуют сцены Рождества и Поклонения волхвов. Мария и святой Иосиф любуются Младенцем Христом, после чего к ним являются три волхва — мудреца из восточных стран, ведомые Вифлеемской звездой и желающие поклониться Ему. Эти посетители привезли с собой символические дары — золото, ладан и смирну, означающие Его царственность, божественность и грядущие крестные страдания.



12-Распятие Боковая панель алтаря из церкви Святого Николая, Яношрет, Словакия. Около 1480–1490.jpg

Распятие Боковая панель алтаря из церкви Святого Николая, Яношрет, Словакия. Около 1480–1490



Данное «Распятие» представляет собой многофигурную композицию, в которую художник включил изображение непосредственно креста и предстоящих персонажей. По правую руку от Христа традиционно показывались те, кому Он был дорог, а по левую — Его ненавистники. Так, в левой части композиции видны Дева Мария, поддерживаемая одной из святых женщин, и Иоанн Богослов — любимый ученик Иисуса и один из четырех евангелистов, заботам которого Он, будучи на кресте, поручил Свою Мать. Подножие распятия обнимает Мария Магдалина. В спокойном пейзаже на дальнем плане прослеживается влияние нидерландской живописи, он не имеет ничего общего с библейским описанием, согласно которому в роковой момент случилось страшное землетрясение и тьма спустилась на землю.



Венгерское искусство XVI–XVIII веков



13-Якоб Богданы. Цветочный натюрморт. Без даты.jpg

Якоб Богданы. Цветочный натюрморт. Без даты



14-Мастер MS Встреча 1506.jpg

Мастер MS Встреча 1506



Мастер MS считается наиболее значительным представителем позднеготической живописи в Венгрии, однако о его жизни не сохранилось письменных свидетельств.

Представленная картина посвящена популярному сюжету встречи Девы Марии и ее родственницы святой Елизаветы. Святая в то время ожидала рождения своего первенца — Иоанна, которому суждено было стать Иоанном Крестителем. При приветственных словах Марии младенец «взыграл во чреве», и Елизавета, исполнившись Святого Духа, увидела в Деве Мать будущего Спасителя.

Живописец передает почтение и благоговение святой Елизаветы через жест: она подносит руку Богородицы к своим губам. Эта удивительная картина поражает певучестью линий в изображении женских фигур, летящих одежд, красотой и одухотворенностью ликов, вниманием мастера к мельчайшим деталям пейзажа. Насладившись созерцанием двух святых, являющих воплощение не только духовной, но и физической красоты, зритель погружается в изучение всего живописного пространства работы, переводя взгляд с любовно выписанных художником цветов, ягод и листьев у ног героинь на кудрявую листву деревьев и дальний план.



15-Йоханн Мартин Сток (Шток) (1742–1800) Граф Самуэль Телеки с полуфигурным портретом барона Самуэля Брукенталя 1787.jpg

Йоханн Мартин Сток (Шток) (1742–1800) Граф Самуэль Телеки с полуфигурным портретом барона Самуэля Брукенталя 1787



Граф Самуэль Телеки (1739–1822) был известным книжным коллекционером и основателем Библиотеки Телеки в городе Тыргу-Муреш (Румыния). В течение 60 лет он закупал книги в 25 европейских городах и в результате собрал множество значительных работ. В 1774 граф начал государственную службу и в 1787 стал канцлером Трансильвании.

Тогда и был написан данный парадный портрет графа. Поза модели чуть скованна, кажется, что художник в большей мере заботился о передаче деталей костюма, чем о пропорциях фигуры. Бесстрастное выражение лица характерно для официальных портретов, предназначенных показать человека в социальном контексте, подчеркнуть его общественное положение. Пронизывающий взгляд этого государственного мужа выдает интеллектуального, мудрого и решительного человека. Его образ перекликается с портретом другого деятеля Трансильвании: за спиной героя на холсте в овальной раме запечатлен Самуэль Брукенталь — губернатор Трансильвании в 1774–1787 и коллекционер произведений европейской живописи, собрание которого легло в основу Национального музея Брукенталя, располагающегося в его дворце в Сибиу (Румыния).



16-Антон Каллеауер (1760–1827) Король Стефан.jpg

Антон Каллеауер (1760–1827) Король Стефан



Данное историческое полотно посвящено венгерскому королю Стефану I Святому (979/980-1038), крестившему Венгрию в православие. Своей основной задачей правитель считал объединение государства под властью монарха и обращение всей страны к христианству мирным путем. Он издавал законы, обязывающие соблюдать предписания церковной жизни. Стефан был кротким и милосердным главой как государственной, так и церковной власти и усердным молитвенником, помогавшим нищим и больным.

На этом портрете монарх поддерживает рукой герб Венгрии, на котором различим двойной крест, появившийся именно при нем. Рядом на столе находится корона святого Стефана, подаренная ему папой римским и с тех пор венчавшая головы почти всех венгерских королей. Однако, несмотря на парадность изображения, великий основатель венгерской государственности показан скорее не светским владыкой, а смиренным слугой Господним, вверяющим и себя, и свою страну Всевышнему.



17-Оттавио Занволи (-1607) Мария-Кристина 1595.jpg

Оттавио Занволи (?-1607) Мария-Кристина 1595.jpg" title="17-Оттавио Занволи (-1607) Мария-Кристина 1595



Эрцгерцогиня Австрии Мария-Кристина (1574-162?) происходила из династии Габсбургов. В 1595 она по политическим соображениям вступила в династический брак с принцем Трансильвании Сигизмундом Баторием и переехала к нему на родину. Вскоре после свадьбы девушка по приказанию мужа была заточена в крепость, где провела три года, пока в апреле 1598 Сигизмунд не отрекся от престола, а местная знать не решила передать трон его законной супруге. Ее правление было недолгим и номинальным, реальной властью обладали назначенные императором наместники. Уже в августе Сигизмунд вернул себе трон, примирился с женой, но затем вновь отправил ее в крепость. В 1599, после вторичного отречения Сигизмунда, Мария-Кристина вернулась в Австрию и получила развод.



18-Последователь Франца Антона Маульберча Святой Стефан преподносит корону Деве Марии 1772–1774.jpg

Последователь Франца Антона Маульберча Святой Стефан преподносит корону Деве Марии 1772–1774



Святой Стефан — первый король в истории Венгрии. Коронация дала ему право как светской, так и церковной власти в государстве. По легенде, святой Стефан с благоговением преподнес только что возложенную на его голову корону Деве Марии, тем самым показав, что вся страна подвластна Ей. И действительно, став правителем, он занялся обращением в христианство тогда еще языческой Венгрии. Кроме того, властитель провел модернизацию общества, упразднив рабовладение, создал систему законодательства и расширил границы государства. За христианизацию страны Стефан I был канонизирован католической церковью и стал святым покровителем Венгрии.

Художник представил легенду о коронации короля-святого: монарх преклонил колено перед видением Богоматери с Младенцем на руках, корону держит ангел.



Венгерское искусство XIX века



19-Михай Мункачи. Читающая женщина. 1880.jpg

Михай Мункачи. Читающая женщина. 1880



20-Миклош Барабаш (1810–1898) Заигрывание 1841.jpg

Миклош Барабаш (1810–1898) Заигрывание 1841



Миклош Барабаш в течение непродолжительного времени учился в Вене, после чего в 20 лет освоил технику литографии и уже в 23 года стал популярным портретистом, благодаря чему его финансовое положение было не столь затруднительным, как у большинства коллег-живописцев. Совершив поездку в Италию, мастер обосновался в Будапеште, где возглавил основанное по его инициативе в 1859 Художественное общество.

Барабаш оставил великое множество портретов (около трех тысяч), однако он писал и пейзажи, и жанровые сцены. К последним относится композиция «Заигрывание», представляющая сцену любовной игры жеманной барышни и кавалера. В компоновке их фигур чувствуется неестественность, будто автор нарисовал их отдельно, а затем просто подставил друг к другу. Да и взгляд молодого человека, который, скорее всего, в таких пикантных и романтических обстоятельствах должен быть устремлен на предмет страсти, направлен куда-то вдаль, что также неубедительно.



21-Йожеф Борсос (1821–1883) Вдова 1853.jpg

Йожеф Борсос (1821–1883) Вдова 1853



Венгерский портретист Йожеф Борсос известен также жанровыми работами. Получив образование в венской Академии художеств, Борсос остался верен добротной, академической манере письма, однако его многочисленные портреты обнаруживают несомненное тяготение к романтизму. Все они рассказывают зрителю о внутренней жизни модели, красоте ее души, не ограничиваясь воспеванием внешней роскоши и лоска. Эти произведения так же, как и жанровые полотна, имели огромный успех у публики.

Прекрасный образец последних — картина «Вдова», в которой очевиден психологический подход к изображению героини. Горе и бесприютная тоска женщины тонко подчеркиваются автором голыми стенами интерьера, в них ее тонкая фигура кажется еще более одинокой. Она стоит у входа в соседнюю комнату, где у распятия в полумраке горят свечи — эта деталь говорит о том, что и ее жизнь подошла к некоему порогу, за которым предстоит быть одной.



22-Ференц Уйхази (1827–1921) Скорбящий солдат 1850.jpg

Ференц Уйхази (1827–1921) Скорбящий солдат 1850



Венгерский художник Ференц Уйхази начинал с исторических и жанровых картин, опираясь на традиции голландской живописи. В 1848–1849 он участвовал в войне за независимость от Австрийской монархии, в результате проигранной.

Полотно «Скорбящий солдат», созданное через год после окончания войны, посвящено этому трагическому событию в жизни венгров. Старый воин пришел на кладбище почтить память своих друзей, сложивших головы во время сражений. Здесь захоронены не только его товарищи, но и мечты о свободном государстве, которые объединяли огромное количество венгерских людей, но им не суждено было сбыться. Это произведение романтическое по духу, о чем говорят и выбор обстановки — скорбная кладбищенская земля с молчаливыми памятниками, и эмоциональное состояние подавленного героя, и вторящее ему настроение природы — обложенное тяжелыми тучами небо нависло над всеобщим безмолвием.



23-Виктор Мадарас (1830–1917) Оплакивание Ласло Хуньяди 1859.jpg

Виктор Мадарас (1830–1917) Оплакивание Ласло Хуньяди 1859



Живописец эпохи романтизма Виктор Мадарас получил художественное образование в венской Академии, а также в Школе изящных искусств в Париже. Творчество он посвятил историческому жанру и судьбе своей страны.

Действие данного полотна происходит в XV столетии. Борьба за власть всегда сопряжена с жертвами. Во время правления юного короля Ласло V из династии Габсбургов, в 1456, был убит его опекун и наставник. Монарх покарал убийцу — молодого представителя оппозиционной политической группировки Ласло Хуньяди. Его казнь многочисленными сторонниками семьи Хуньяди, желавшими видеть на престоле представителя своей нации, а не австрийца, была воспринята как национальная трагедия. По иронии судьбы не имевший наследника король правил недолго, и после его ранней смерти венгерским монархом стал младший брат казненного, Матьяш Хуньяди (Матьяш I Корвин).

На картине в интерьере капеллы Будайского замка показана сцена оплакивания убитого Ласло Хуньяди его матерью Эржебет Силади и невестой. Женщины стоят на коленях перед телом, и кажется, что в эти скорбные минуты они полны решимости продолжать борьбу. Эржебет увидит восхождение на трон своего второго сына и станет королевой-матерью.



24-Берталан Секей (1835–1910) Миклош Добоци и его жена 1861.jpg

Берталан Секей (1835–1910) Миклош Добоци и его жена 1861



Сюжет картины Берталана Секея «Миклош Добоци и его жена» относится к печальному периоду венгерской истории, когда ослабленное внутренними проблемами королевство не смогло отразить натиска войск Османской империи и попало под ее владычество. В битве при Мохаче (1526) армия была разбита превосходившим по численности противником, турки вошли в Буду.

Художник создал произведение на тему личной трагедии людей, судьбы которых сломала война. После победы османов венгр Миклош (Михай) Добоци бежал вместе с женой на лошадях. Однако они не смогли уйти от погони, и тогда Добоци, чтобы любимая не досталась туркам, зарезал ее, после чего покончил с собой.

Вдали пылает горящий город, несчастные беглецы при приближении вражеских всадников прощаются с жизнью. Рука венгерского солдата уже занесена. Ради чести жены он решился на крайний шаг.




Tags: живопись, музей, скульптура, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments