Virginian (virginian) wrote in lovers_of_art,
Virginian
virginian
lovers_of_art

Category:

Альберт Барнс и критики

Оригинал взят у virginian в Альберт Барнс и критики

Продолжаем историю об эксцентричном американском коллекционере Альберте Барнсе и его коллекции.

Начало здесь:

Фонд Барнса или музей, о котором мало кто знает


Решение Барнса затворить коллекцию в своем поместье возникло не на пустом месте, оно было вызвано реакцией критиков на попытку познакомить широкую публику с современной живописью.

В начале 20-ых годов лишь немногие могли ознакомиться с растущей как на дрожжах коллекцией Барнса, но говорили о ней много. Ничто не предвещало бури, когда два преподавателя филадельфийской художественной академии уговорили Барнса показать небольшую часть своей коллекции в стенах академии. Для выставки отобрали 75 работ и скульптур, она открылась 11 апреля 1923-го года и длилась один месяц.

Матисс, Три сестры

Three Sisters?w=300&h=225Three Sisters?w=300&h=225




Модильяни, Лежащая обнаженная


Amedeo Modigliani - Reclining Nude from the Back, 1917.jpg



Тон всем последующим откликам задала статья в газете "The Inquirer":

"В течение долгого времени доктор Барнс был поклонником экстремальных тенденций в современном искусстве и стойким защитником всех, чьи взгляды совпадали с его вкусами. Практически эта выставка своего рода протест против обвинений высказанный группой известных психиатров, утверждавших, что большинство современных кубистов и футуристов явлаются жертвами душевных расстройств".

Вообще-то, к тому времени в коллекции Барнса не было ни кубистов, ни футуристов, но кто вникал в подобные детали.

На эту статью незамедлительно отклинулся один из "известных психиатров", доктор William H. Wadsworth.

"Рисунки моих пациентов гораздо талантливее по сравнению с так называемыми произведениями искусства показанными на выставке. Картины представленные на выставке являются аморальными, деструктивными и опасными. Власти должны принять неотложные меры, чтобы оградить публику от подобного рода работ".

Другой известный психиатр, доктор Francis X. Dercum тут же присовокупил свой диагноз: "Жуткие порождения разума и тела, нарисованные людьми, которые были либо "сумасшедшими либо моральными дегенератами".

Выставки современного искусства проходили и до этого, но картины Хаима Сутина оказались чересчур "продвинутыми" для консервативной филадельфийской публики. Впрочем, судите сами.

Хаим Сутин, Девочка в красной блузке

Young Girl in Red Blouse.jpg



Букет с цветами

Bouquet of Flowers.jpg



Женщина в синем

Woman in Blue.jpg




Пейзаж с домами

Landscape with Houses.jpg

Эстафету от психиатров приняли художественные критики, самым нейтральным было описание выставки, как собрания "неописуемых курьезов".

Уважаемый в Филадельфии критик, Франсис Циглер, высказался более определенно:
"Трудно понять, почему академия должна спонсировать показ этого мусора. Картины настолько отвратительны, что их невозможно созерцать. Это упадочное искусство, которое в попытке выразить себя в новой форме привело к полной деградации."
По иронии судьбы, таких же взглядов придерживался и его однофамилец из Германии, Адольф Циглер, организатор печально знаменитой выставки дегенеративного искусства.

Сказать, что Барнс был разгневан, это значит не сказать ничего. Отзывы критиков вывели его из себя и он разослал им в ответ эмоциональные письма, в которых он не стеснялся в выражениях.

Особенно огорчила Барнса реакция Edith Powell, которую он считал своим другом. Барнс неоднократно показывал ей свою коллекцию, но к знакомству с "новыми поступлениями" она явно оказалась не готова.

Сутин, разделанный кролик

К разделанным тушам у Хаима была особая страсть. Уверен, что именно эта картина оказала такое впечатление на бедную Эдит.

Flayed Rabbit.jpg

В своей статье она попыталсь описать воображаемую реакцию старых мастеров на картины Хаима Сутина. "Они бы сказали, что портреты Сутина это портреты отбросов человечества. Все картины Сутина это продукт распадающегося сознания. Сутин русский, именно поэтому он такой болезненный, односторонний и эмоциональный" (спасибо Эдит, приятно читать такое о себе - Virginian).


Женщина в кресле

Woman Seated in Armchair.jpg


Один из критиков даже сослался на "Алису в стране чудес", характеризуя образование полученное художниками:
"There is the 'reeling writhing and fainting in coils' which was described in Alice in Wonderland as an education."

"Мы учились Чихать и Пихать, а раз в неделю приходила старая Мурена. Считалось, что она нас учит Рисковать Угрем и прочей муре – ну, там, Лживопись, Натюр-Морды, Верчение Тушею…" (перевод, точнее пересказ Бориса Заходера, но может у кого-то получится лучше).

Украшение коллекции, Кондитер (Le Pâtissier)

The Pastry Chef.jpg

Судьба Хаима Сутина была трагичной. С началом Второй мировой войны Сутин оказался в оккупированной Франции. Он отказался эмигрировать в США, хотя у него была эта возможность, в помощи доктора Барнса можно было не сомневаться. Подробнее о жизни и творчестве Сутина можно узнать прочитав прекрасное эссе marinagra, ХУДОЖНИК ХАИМ СУТИН


Хаим Сутин, Натюрморт с рыбой, перцем и луком (Poissons, poivres et oignons)

Poissons, poivres et oignons.jpg

Барнс конечно предвидел неоднозначную реакцию, но не до такой же степени. Слишком смелый модерн пытались уравновесить относительно пристойными картинами Кирико и Матисса, но это не помогло, 19 полотен Хаима Сутина сделали свое дело.

ar-pho-acb-103_1r_i1.jpg


Изначально Барнс собирался также экспонировать свою коллекцию примитивной африканской скульптуры, но тут уже прогрессивные профессора испугались и отговорили Барнса от этого, на их взгляд, безрассудного поступка.

Barnes_African_Art_Combined.jpg

Оглядываясь назад, можно сравнить отзывы на выставку Барнса с реакцией на первые картины импрессионистов, выставленых в "Салоне Отверженных". К чести французских психиатров, они в той волне критики участия не принимали, несомненно сказалась несравненно большая широта взглядов.


Морис Утрилло, Улица с винными лавками

Maurice Utillo - Street Wineshops at the Barnes.jpg




Анри Матисс, Портрет Amélie Noellie, жены художника в головном уборе в стиле "Красный Мадрас".

Henri Matisse - Red Madras Headdress (Le Madras rouge), 1907.jpg



Этот же портрет на стене в музее

Room 15 at Barnes Foundation.jpg



Кирико, Прибытие

Giorgio de Chirico- arrival.jpg



Кирико, Башня

Giorgio de Chirico - 1.jpg


Кирико, Пират


The Pirate.jpg


Анри Матисс, Обнаженная с голубыми глазами

Henri Matisse - Reclining Nude with Blue Eyes, 1936.jpg



Анри Матисс, Прилив

Henri Matisse - High Tide, 1920.jpg



Анри Матисс, Натюрморт в голубых тонах

Henri Matisse - Blue Still Life (Nature morte bleue), 1907.jpg


Волна критики сделала свое дело, Альберт Барнс перестал выставлять свои картины, запрещал их фотографировать, иногда делая исключения для серьезных исследователей, и резко ограничил доступ к коллекции.

Газета "The Inquirer" стала личным врагом Барнса, борьба и взаимные упреки продолжались в течение всей его жизни, незадолго до его смерти газета подала в суд, требуя открыть коллекцию для широкой публики. После смерти Барнса руководители фонда как могли отбивали все атаки, но в конечном итоге им пришлось открыть коллекцию для посетителей, хотя и с существенными ограничениями. По настоящему коллекция стала доступна только в 2012-ом году, после переезда в новое здание.

img-barnes1_112226927160.jpg


Мы не прощаемся с собранием Барнса и постараемся познакомить вас с лучшими образцами двух полюсов коллекции, с картинами Ренуара и Сезанна.




Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments