Судьба одной картины Андрея Иванова

Андрей Иванович Иванов - Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм - 1829
Третьяковская галерея постоянно ведет работу по изучению, научному осмыслению и реставрации произведений из собственных фондов. В рамках этих исследований периодически появляются уточнения, а также происходят большие открытия, как случилось и на этот раз.
В 2017 году завершились работы по изучению и восстановлению картины известного исторического живописца Андрея Ивановича Иванова "Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм" (1829) из собрания Третьяковской галереи, в том числе была проведена реставрация рамы XIX века с воссозданием утраченных деталей.
На протяжении трех лет проводились комплексные исследования и реставрация, которые позволили не только вернуть полотну первозданные живописные качества, но и определить подлинный сюжет картины: обнаружить интересные факты истории ее создания и дальнейшей судьбы.
Монументальное полотно А.И. Иванова (1775-1848), преподавателя Императорской Академии художеств, отца знаменитого живописца Александра Иванова, долгие годы бытовало в собрании Третьяковской галереи под названием "Крещение князя Владимира в Корсуни".
Оно поступило в коллекцию музея в 1968 году из семьи Е. Г. Арендт, вдовы известного врача-кардиолога А. А. Арендта. И хотя на картине есть подпись (инициалы) и дата:
1829. Д.15. Пр: А.И:
У специалистов возникали некоторые сомнения в ее авторстве, поскольку по характеру композиции и живописи это произведение отличается от работ, созданных мастером ранее.
При внимательном анализе изображенной сцены стало очевидным, что драматичность происходящего, выраженная в эмоциях и жестах действующих лиц, не соответствует приподнятому и праздничному смыслу обряда крещения.
Тогда как эпизод из жизни духовного покровителя Милана, запретившего императору Феодосию войти в храм и причаститься после учиненной им кровавой расправы над восставшими фессалоникийцами, соответствует исполненной Ивановым композиции. Художник запечатлел момент, когда епископ Амвросий Медиоланский останавливает императора на ступенях храма.
В западноевропейском искусстве из произведений на этот сюжет наиболее известны полотна Рубенса и Ван Дейка, гравюры с живописных оригиналов. Русская традиция знает преимущественно иконные изображения Св. Амвросия, почитаемого в православии как борца с арианской ересью, проповедника и богослова. С конца XVIII века стали появляться гравюры русских мастеров с европейских оригиналов.

Питер Пауль Рубенс - Св. Амвросий Медиоланский и император Феодосий - 1615-1616

Антонис Ван Дейк - Святитель Амвросий Медиоланский и император Феодосий
Работая над композицией, А.И. Иванов, очевидно, ориентировался на картину И. И. Бельского, написанную в 1794 году по гравюре Рубенса для Троицкого собора Александро-Невской лавры, или непосредственно на гравированный образец.

И.И. Бельский - Святой Амвросий Медиоланский возбраняет императору Феодосию Великому вход во храм после резни в Фессалониках - до 1794
Однако прямых аналогий с какими-либо произведениями полотно не имеет. В соответствии с православной традицией художник облачает епископа в одежды восточных патриархов. Император Феодосий и его военачальники предстают в условных римских военных доспехах. Образуя полукруг, замерли рядом с главными персонажами церковные служители, воины и жители города. Архитектура создает "сценическую площадку" для драматического действия.
За почти двухсотлетнюю жизнь картина претерпела многое и неоднократно подвергалась реставрационным вмешательствам. До ее поступления в музей дублировка полотна на более тонкий холст была проведена непрофессионально и с нарушением технологии. Из-за этого не удалось устранить деформацию авторского холста, возникшую от многочисленных сломов вследствие неблагоприятных условий хранения и неправильной транспортировки. По всей поверхности полотна наблюдались многочисленные записи с подведенным грунтом и без него, изменившиеся в тоне и сильно потемневшие.
В результате целого комплекса сложных реставрационных работ с проведением дополнительных исследований картина обрела новую жизнь. Для подтверждения авторства произведения была организована научная экспедиция в Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, где находится эталонное полотно "Снятие с креста", исполненное Ивановым в 1831 году.
Научные изыскания в архивах позволили выяснить, что произведение на столь редкую для русского искусства тему было создано профессором Академии художеств Ивановым в числе других заказов для Сретенского храма православной духовной миссии в Пекине.
Учрежденная Святейшим Синодом в начале XVIII века китайская миссия была самой ранней среди зарубежных представительств русской церкви. Каменное здание для храма на южном подворье (Наньгуане) было построено в 1729 году, в 1736-м церковь освящена во имя Сретения Господня.
Первый заказ, куда входили образа для иконостаса, был исполнен Ивановым в 1823-м. Картина с изображением Амвросия Медиоланского являлась частью второго заказа для православного храма в Пекине, полученного А. И. Ивановым. В числе четырех сюжетных композиций она была отправлена с очередной, одиннадцатой духовной миссией в 1830 году в Пекин.
Таким образом, для Сретенского храма мастер написал восемнадцать работ, судьба которых, как и обстоятельства счастливого возвращения "Амвросия Медиоланского" в Россию, остаются неизвестными. В XX веке русская духовная миссия подверглась политическим и религиозным гонениям, а многие художественные ценности оказались утрачены.
Исследователи считают, что картина была кем-то вывезена в СССР как полотно на исторический сюжет и попала к потомственному врачу А. А. Арендту.
В настоящее время восстановление православной церкви в Пекине и позитивные перемены в русском духовном представительстве в Китае придают спасенному полотну Сретенского храма особый смысл.
Судьба одной картины Андрея Иванова