КОРОЛЕВА КРИСТИНА (koroleva_kristi) wrote in lovers_of_art,
КОРОЛЕВА КРИСТИНА
koroleva_kristi
lovers_of_art

Categories:

Судьба одной картины Андрея Иванова

Андрей Иванович Иванов - Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм - 1829.jpg

Андрей Иванович Иванов - Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм - 1829





Третьяковская галерея постоянно ведет работу по изучению, научному осмыслению и реставрации произведений из собственных фондов. В рамках этих исследований периодически появляются уточнения, а также происходят большие открытия, как случилось и на этот раз.

В 2017 году завершились работы по изучению и восстановлению картины известного исторического живописца Андрея Ивановича Иванова "Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм" (1829) из собрания Третьяковской галереи, в том числе была проведена реставрация рамы XIX века с воссозданием утраченных деталей.

На протяжении трех лет проводились комплексные исследования и реставрация, которые позволили не только вернуть полотну первозданные живописные качества, но и определить подлинный сюжет картины: обнаружить интересные факты истории ее создания и дальнейшей судьбы.

Монументальное полотно А.И. Иванова (1775-1848), преподавателя Императорской Академии художеств, отца знаменитого живописца Александра Иванова, долгие годы бытовало в собрании Третьяковской галереи под названием "Крещение князя Владимира в Корсуни".

Оно поступило в коллекцию музея в 1968 году из семьи Е. Г. Арендт, вдовы известного врача-кардиолога А. А. Арендта. И хотя на картине есть подпись (инициалы) и дата:

1829. Д.15. Пр: А.И:

У специалистов возникали некоторые сомнения в ее авторстве, поскольку по характеру композиции и живописи это произведение отличается от работ, созданных мастером ранее.

При внимательном анализе изображенной сцены стало очевидным, что драматичность происходящего, выраженная в эмоциях и жестах действующих лиц, не соответствует приподнятому и праздничному смыслу обряда крещения.

Тогда как эпизод из жизни духовного покровителя Милана, запретившего императору Феодосию войти в храм и причаститься после учиненной им кровавой расправы над восставшими фессалоникийцами, соответствует исполненной Ивановым композиции. Художник запечатлел момент, когда епископ Амвросий Медиоланский останавливает императора на ступенях храма.


В западноевропейском искусстве из произведений на этот сюжет наиболее известны полотна Рубенса и Ван Дейка, гравюры с живописных оригиналов. Русская традиция знает преимущественно иконные изображения Св. Амвросия, почитаемого в православии как борца с арианской ересью, проповедника и богослова. С конца XVIII века стали появляться гравюры русских мастеров с европейских оригиналов.



Питер Пауль Рубенс - Св. Амвросий Медиоланский и император Феодосий - 1615-1616.jpg

Питер Пауль Рубенс - Св. Амвросий Медиоланский и император Феодосий - 1615-1616



Ван Дейк - Святитель Амвросий Медиоланский и император Феодосий.jpg

Антонис Ван Дейк - Святитель Амвросий Медиоланский и император Феодосий



Работая над композицией, А.И. Иванов, очевидно, ориентировался на картину И. И. Бельского, написанную в 1794 году по гравюре Рубенса для Троицкого собора Александро-Невской лавры, или непосредственно на гравированный образец.



И.И. Бельский «Святой Амвросий Медиоланский возбраняет императору Феодосию Великому вход во храм после резни в Фессалониках» - До 1794.jpg

И.И. Бельский - Святой Амвросий Медиоланский возбраняет императору Феодосию Великому вход во храм после резни в Фессалониках - до 1794



Однако прямых аналогий с какими-либо произведениями полотно не имеет. В соответствии с православной традицией художник облачает епископа в одежды восточных патриархов. Император Феодосий и его военачальники предстают в условных римских военных доспехах. Образуя полукруг, замерли рядом с главными персонажами церковные служители, воины и жители города. Архитектура создает "сценическую площадку" для драматического действия.

За почти двухсотлетнюю жизнь картина претерпела многое и неоднократно подвергалась реставрационным вмешательствам. До ее поступления в музей дублировка полотна на более тонкий холст была проведена непрофессионально и с нарушением технологии. Из-за этого не удалось устранить деформацию авторского холста, возникшую от многочисленных сломов вследствие неблагоприятных условий хранения и неправильной транспортировки. По всей поверхности полотна наблюдались многочисленные записи с подведенным грунтом и без него, изменившиеся в тоне и сильно потемневшие.

В результате целого комплекса сложных реставрационных работ с проведением дополнительных исследований картина обрела новую жизнь. Для подтверждения авторства произведения была организована научная экспедиция в Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, где находится эталонное полотно "Снятие с креста", исполненное Ивановым в 1831 году.

Научные изыскания в архивах позволили выяснить, что произведение на столь редкую для русского искусства тему было создано профессором Академии художеств Ивановым в числе других заказов для Сретенского храма православной духовной миссии в Пекине.

Учрежденная Святейшим Синодом в начале XVIII века китайская миссия была самой ранней среди зарубежных представительств русской церкви. Каменное здание для храма на южном подворье (Наньгуане) было построено в 1729 году, в 1736-м церковь освящена во имя Сретения Господня.

Первый заказ, куда входили образа для иконостаса, был исполнен Ивановым в 1823-м. Картина с изображением Амвросия Медиоланского являлась частью второго заказа для православного храма в Пекине, полученного А. И. Ивановым. В числе четырех сюжетных композиций она была отправлена с очередной, одиннадцатой духовной миссией в 1830 году в Пекин.

Таким образом, для Сретенского храма мастер написал восемнадцать работ, судьба которых, как и обстоятельства счастливого возвращения "Амвросия Медиоланского" в Россию, остаются неизвестными. В XX веке русская духовная миссия подверглась политическим и религиозным гонениям, а многие художественные ценности оказались утрачены.

Исследователи считают, что картина была кем-то вывезена в СССР как полотно на исторический сюжет и попала к потомственному врачу А. А. Арендту.

В настоящее время восстановление православной церкви в Пекине и позитивные перемены в русском духовном представительстве в Китае придают спасенному полотну Сретенского храма особый смысл.



Судьба одной картины Андрея Иванова




Tags: Россия, живопись, художники
Subscribe
promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments