
Филипп де Шампань (1602-1654) - Натюрморт в стиле Vanitas (вторая половина XVII века)
Срезанный цветок, который скоро завянет, - с одной стороны, символ уходящей жизни, с другой, поскольку это тюльпан, бывший объектом коллекционирования в Нидерландах XVII века, - символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
Череп - символ смерти, песочные часы - символизируют быстротечность ускользающего времени.
Vanitas - в переводе с латинского "суета", "тщеславие" - жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет - персонификацию смерти. Объекты, каждый из которых что-то символизирует, часто изображаются в беспорядке, обозначая ниспровержение символизируемых достижений.
Подобные картины предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Зачастую картины сопровождались нравоучительными наставлениями пессимистического содержания.
Наибольшее распространение этот стиль получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Vanitas vanitatum et omnia vanitas - Суета сует, всё - суета


В 1621-ом году перебрался в Париж, где работал с Николя Пуссеном над украшением Люксембургского дворца.
С 1654-го года конкурировал с Шарлем Лебреном, участвовал в украшении дворца Тюильри под его руководством.
К концу жизни активно занимался педагогической деятельностью.
Умер художник в 1654-ом году в Париже.



Антонио Переда (1611-1678) - Аллегория тщеславия
Sic transit gloria mundi - Так проходит мирская слава
Всё пройдёт
Максим Дунаевский на слова Леонида Дербенёва
Поёт - Михаил Боярский
Фрагмент из кинофильма "Куда он денется" (1981)
Картины кисти Антонио Переда (1611-1678)
Антонио Переда и Сальгадо (Antonio de Pereda y Salgado), родился в 1611-ом году в Вальядолиде (Испания), - художник - представитель испанского барокко.
Антонио Переда учился у мастера Педро де лас Куэвас, затем копировал полотна венецианских художников в мадридском королевском дворце. Писал картины религиозного и исторического содержания и натюрморты, в которых тщательно выписывает мельчайшие подробности изображаемого.
Умер в 1678-ом году в Мадриде.

Антонио Переда (1611-1678) - Сон рыцаря
из серии картин в стиле Vanitas
На ленте, которую держит ангел, надпись: "Aeterne pungit, cito volat et occidit". Почему-то в текстах, посвящённых стилю Vanitas, её переводят как "Слава о геройских поступках развеется точно так же, как и сон". Я бы перевела иначе: "Вечно разит, но быстро улетает и убивает", тем более, что там ещё и лук со стрелой изображены. Это всё о том же тщеславии, атрибуты которого разбросаны на столе.
Похоже, подобные картины пользовались в те времена повышенным спросом у публики, в противном случае можно было бы заподозрить уважаемого художника в некрофильстве. Обилие же черепов на картинах, писаных, судя по всему, с натуры, наталкивает на мысль о том, что человеческие кости в те неблагословенные времена валялись на европейских просторах где ни попадя.



Францискус Гейсбрехтс (вторая половина XVII века) - Натюрморт в стиле Vanitas
Д.Луиджи - Вишнёвый сад
Соло на трубе - Череп
А вдоль дороги мёртвые с косами стоят. И тишина... - Смертельные художества
Community Info