
Валентин Александрович Серов - Портрет художника Константина Алексеевича Коровина - 1891
Завсегдатай Абрамцева Василий Поленов приобщил к их абрамцевскому кругу и своего любимого ученика - обаятельного, темпераментного и весёлого Костю Коровина. Друзья Серов и Коровин, молчаливый и болтливый, закрытый и взрывной, аккуратный и растрёпанный, всё время в гостях у Мамонтовых вместе хохочут и что-то затевают. Они так дружны, что Савва Мамонтов зовёт неразлучную парочку "Коров" и "Серовин".

Валентин Александрович Серов - Автопортрет - 1885
Всеволод Мамонтов вспоминал, как удивительна ему казалась дружба таких непохожих Валентина и Константина:
"Серов, неизменно аккуратно одетый, тщательно причёсанный, был всегда обаятелен и на вид угрюмо-серьёзен, а Коровин отличался непостоянством, в достаточной степени легкомыслием, малоприятной "художественной" небрежностью в костюме".
Между жилетам и брюками у Коровина вечно торчала выбивающаяся белая рубашка, из-за чего отсроумный Серов дразнил Коровина "Паж времён Медичи".
Все истории о Коровине в присутствии Мамонтовых похожи на анекдоты и юморески - такой уж была его натура. Само знакомство с Мамонтовым в Абрамцеве Коровин вспоминал так:
"За вечерним чаем, где были Васнецов, Поленов, Репин, я впервые увидел Мамонтова - особенного человека. Он был весёлый, простой".
"Пойдёме в мастерскую, - предложил Савва Иванович, - Я вам покажу портрет одного испанского художника. Вот Илья Ефимыч видел и говорит, что испанцы молодцы в живописи: все пишут ярко, колоритно".
"Смотрю, а в мастерской на мольберте стоит мой этюд - голова женщины в шляпе на фоне листьев сада, освещенных солнцем (по-видимому, речь о картине "Портрет хористки", считающейся одним из первых опытов русского импрессионизма). Этот этюд взял у меня раньше Поленов".
"Да, сказал Репин, посмотрев мой этюд, - Испанец! Это видно. Смело, сочно пишет. Прекрасно. Но только это живопись для живописи. Испанец, правда, с темпераментом..."
"Вот он испанец! - сказал Савва Иванович, указывая на меня, - Чего вам еще? Тоже брюнет, чем не испанец..."

Портрет хористки - Константин Алексеевич Коровин - 1887
В Абрамцеве Коровин писал виды - речку Ворю, деревянные мосты. Интересен его портрет старшего сына Мамонтовых Сергея в театральном костюме. Но имя Коровину сделали декорации для спектаклей, которые ставил Савва Мамонтов: особенно хвалили сценографию "Фауста" и "Аиды". Успех декораций был громкий, но и тут неугомонному Коровину неизменно сопутствовали курьёзы. Об одном их них рассказал сценограф и художник Александр Головин.
Коровинские декорации были огромными, намного превышали человеческий рост. Работая над ними, Коровин очень уставал и однажды уснул прямо в мастерской, посреди декораций. Во сне он нечаянно опрокинул ногой горшок с белой краской, которая перепачкала холсты. Проснувшись наутро, Коровин обнаружил, что декораций нет - пока он спал без задних ног, плотники уже отнесли их в театр. Коровин бегом отправился туда. Он знал, что на репетициях Мамонтов придирчив и строг и в смущении ждал, что же будет. Причём для верности спрятался за кресло. Начался генеральный прогон. Поднялся занавес, и все в восхищении ахнули - так красивы были украшавшие декорацию белые цветы. Мамонтов кинулся жать Коровину руку, поздравлять с необыкновенным творческим успехом. "Да уж, цветы мне и вправду удались", - невозмутимо произнёс Коровин, видевший эти белые пятна впервые.

Константин Алексеевич Коровин - Речка Воря Абрамцево - 1880-е

Константин Алексеевич Коровин - Портрет С. С. Мамонтова в театральном костюме - 1890-е

Константин Алексеевич Коровин - За чайным столом - 1888
Справедливости ради, следует сказать, что известная усадебная идиллия Коровина "За чайным столом" ("Чаепитие", 1888) написана уже не в Абрамцеве, а на даче художника Василия Поленова в Жуковке. Но все женщины - героини этого полотна - составляли, наряду с Елизаветой Мамонтовой, творческий костяк Абрамцевского кружка. В шляпке, спиной к зрителю сидит художница Елена Поленова, младшая сестра Василия Поленова - в усадьбе Абрамцево прошли её лучшие годы, там она увлеклась декоративно-прикладным искусством, возглавляла абрамцевскую мастерскую, возрождавшую традиции народных промыслов. Напротив неё сидит жена Поленова - Наталья Васильевна, в девичестве Якунчикова. Как мы помним, она была сестрой Елизаветы Мамонтовой, а свадьба Поленова и Наташи Якунчиковой состоялась в Абрамцеве. Женщина справа - сестра Натальи, Мария Якунчикова, молодая художница.
Усадьба Абрамцево в лицах и судьбах
Community Info