
Веронезе - Пир в доме Левия
"Пир в доме Левия" (Cena a Casa di Levi) - картина итальянского художника Паоло Веронезе, написана в 1573 году. В настоящее время выставлена в Галерее Академии в Венеции. Сначала картина называлась "Тайная вечеря", однако после вмешательства Святой инквизиции художник был вынужден дать картине новое название.
Во время пожара 1571 года в трапезной доминиканской церкви Санти-Джованни э Паоло в Венеции сгорело полотно Тициана "Тайная вечеря". Чтобы заменить сгоревшее полотно, Паоло Веронезе получил заказ и в 1573 году написал полотно на тот же библейский сюжет и с тем же названием.
Веронезе изобразил известный библейский сюжет согласно собственным познаниям и представлениям об эпохе Христа. На картине живописец изобразил ренессансную архитектуру - роскошную аркаду коринфского ордера. В проёмах арок раскрывается фантастический архитектурный пейзаж.

Веронезе - Пир в доме Левия - Надписи на балке и основании балюстрады - новое название картины, ниже - год написания 1573 (фрагмент)

Веронезе - Пир в доме Левия - Надписи на балке и основании балюстрады - ссылка на Евангелие от Луки (фрагмент)
В центре полотна, по оси симметрии картины, за столом изображён Иисус Христос. По сторонам от Христа расположились фигуры апостолов - первую левую фигуру считают автопортретом художника.

Веронезе - Пир в доме Левия (Центральный фрагмент)
Между колоннами художник изобразил гостей, которые по его мнению вполне могли присутствовать на "Тайной вечере", слуг с подносами, блюдами, бутылями и кувшинами, мавров, воинов с алебардами, детей и даже собак, ожидающих остатков пиршества.

Веронезе - Пир в доме Левия - Карлик с птицей (фрагмент)

Веронезе - Пир в доме Левия - Воины с алебардами (фрагмент)

Веронезе - Пир в доме Левия - Гость со служкой (фрагмент)
Через три месяца после окончания работы над полотном такой вольной трактовкой библейского сюжета заинтересовалась Святая инквизиция и художника вызвали в трибунал. До наших времён дошёл протокол заседания этого трибунала от 18 июля 1573 года. Из протокола понятно, что Веронезе довольно вольно относился к трактовке библейского сюжета и попросту заполнил свободное место на полотне согласно собственным представлениям и фантазиям:
"Вопрос: Сколько людей вы изобразили и что каждый из них делает?
Ответ: Прежде всего - хозяина постоялого двора, Симона; затем, ниже него, решительного оруженосца, который, как я предполагал, пришел туда ради собственного удовольствия поглядеть, как обстоят дела с едою. Там много ещё и других фигур, но их я теперь уже не припоминаю, так как прошло много времени с тех пор, как я написал эту картину...
Вопрос: Что обозначают эти люди, вооружённые и одетые как немцы, с алебардою в руке?
Ответ: Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие, и я изобразил этих людей с алебардами... чтобы оправдать их присутствие в качестве слуг, так как мне казалось подобающим и возможным, что хозяин богатого и великолепного, как мне говорили, дома должен был бы иметь подобных слуг...
Вопрос: Сколько, по вашему мнению, лиц действительно было на этой вечере?
Ответ: Я думаю, что там были только Христос и его апостолы; но поскольку у меня на картине остается некоторое пространство, я украшаю его вымышленными фигурами... Я пишу картины со всеми теми соображениями, которые свойственны моему уму, и сообразно тому, как он их понимает..."
Судьи постановили, чтобы художник исправил картину в течение трёх месяцев со дня приговора за собственный счёт. Веронезе и тут довольно изобретатально подошёл к решению проблемы - он только изменил название - вместо "Тайной вечери" сделал надпись на балке балюстрады: "Левий дал пир для Господа" (FECIT D COVI MAGNV. LEVI. - сокращение лат. Fecit Domino Convivium Magnum Levi).
С правой стороны Веронезе выписал на балюстраде DIE. XX APR. - Апрель, день 20-й и дал ссылку на цитату LVCA. CAP. V. (лат. Evangelio de Lucas, capitulo V) - Евангелие от Луки, глава V, вероятно, чтобы у Святой инквизиции больше не было сомнений:
И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними...
Когда Наполеон Бонапарт захватил Венецию в 1797 году, картину вместе с другими шедеврами вывезли в Париж, в Лувр. В 1815 году, после падения Наполеона, картина была возвращена.
Теперь полотно занимает отдельную стену в галерее Венецианской академии. Картина сильно пострадала во время пожара в XVII веке, - для того, чтобы вынести из пожара полотно, его разрезали на три части и замочили в воде. Полотно реставрировали в 1827 году.
Подсудная картина - "Пир в доме Левия" Веронезе - документальный фильм из серии "Палитры"
Франция (1989)
Режиссёр - Ален Жобер
"Подсудная картина" снимался в Венеции, где тогда жил Ален Жобер. В этот период Галерея Академии проводила масштабную реставрацию полотна Веронезе "Пир в доме Левия", что заинтересовало режиссёра. Он начал работу над фильмом, не имея ни какого-либо контракта, ни финансирования. После завершения "Подсудной картины", ему удалось показать её Мишелю Лаклотту, директору Лувра, и Доминику Паини, основателю и руководителю кинематографического центра музея. Они заинтересовались проектом и решили оказать поддержку режиссёру. После этого дирекция Лувра заключила с Жобером контракт, дав ему полный карт-бланш для работы над картинами.
Community Info