КОРОЛЕВА КРИСТИНА (koroleva_kristi) wrote in lovers_of_art,
КОРОЛЕВА КРИСТИНА
koroleva_kristi
lovers_of_art

Categories:

Музей-заповедник Абрамцево (четвёртая часть - Валентин Серов)

1-Валентин Александрович Серов - Прудик Абрамцево - 1886.jpg

Валентин Александрович Серов - Прудик. Абрамцево - 1886


В конце 1880-х Абрамцево притягивает к себе новые имена, там появляются художники молодого поколения.

Серов - единственный из больших художников, кому посчастливилось попасть в усадьбу Абрамцево еще в детстве. Рисовать он начал чрезвычайно рано: уже в девять лет ему даёт уроки Репин. Тем временем Елизавета Григорьевна Мамонтова знакомится с матерью Серова - музыкантшей и эмансипированной женщиной с независимыми взглядами и твёрдым характером. Её сын Валентин - ровесник старших сыновей Мамонтовых, и очень скоро мальчик становится в Абрамцеве своим.

Правда, в Абрамцеве Серова все упорно зовут не Валентин, а Антон, так расшифровав его детское прозвище "Тоша" (производное от Валентоша). Серов не возражает, ему вообще тут всё нравится: Антон так Антон!



2-Валентин Александрович Серов - Зима в Абрамцеве Церковь - 1886.jpg

Валентин Александрович Серов - Зима в Абрамцеве. Церковь - 1886



3-Валентин Александрович Серов - Зима в Абрамцеве - 1886.jpg

Валентин Александрович Серов - Зима в Абрамцеве - 1886



Самый известный факт о Серове и Абрамцеве - конечно, то, что в абрамцевском доме художник написал портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой, "Девочку с персиками". Серову в этом время чуть за двадцать, но, несмотря на разницу в возрасте, он трогательно дружен с девочками Мамонтовыми - Яшкой (Верой) и Шуркой (Александрой). Сеансов для картины понадобилось много, и Серов чувствует себя виноватым перед Верой, что вынужден заставлять подолгу сидеть за столом без движения эту живую и жизнерадостную девочку, которую так и тянет в это время бежать играть с друзьями.



4-Валентин Александрович Серов - Девочка с персиками (Портрет В С  Мамонтовой) - 1887.jpg

Валентин Александрович Серов - Девочка с персиками (Портрет В.С. Мамонтовой) - 1887



Воспитанный твёрдой и властной матерью, к которой, по собственному признанию, испытывал больше уважения, чем сыновней любви, "Антон" Серов очень привязался к Елизавете Григорьевне Мамонтовой, называя её "второй матерью". Уезжая из Абрамцева, именно Елизавете Григорьевне сдержанный и обычно молчаливый Серов посылает письма, полные такой неожиданной для него пылкой нежности: "Елизавета Григорьевна, дорогая! Пишу к вам, хотя знаю, что переписка у нас расклеилась; да и какая может быть переписка между Вами и мной? А, впрочем, о ней я вовсе не желаю говорить, я просто хочу послать Вам привет, сказать Вам что-нибудь ласковое, ну, хотя бы и то, что помню Вас хорошо, что всё так же дороги Вы мне (кстати, я вчера и позавчера видел Вас во сне); спросить Вас, как Вы поживате? Что Абрамцево?" "Крепко я люблю Вас. А люблю я Вас с тех самых пор, как Вас увидел в первый раз десятилетним мальчиком, когда, лёжа больным в дамской комнате, думал, отчего у Вас такое хорошее лицо".

В Абрамцево Серов не перестаёт рисовать - сама атмосфера к этому располагает: тут все рисуют, все всё время заняты делом. "Ах! Нарисовал портрет Антокольского, сейчас буду хвастать, - сообщает Серов своей будущей жене Ольге Трубниковой, - рисовали мы, Васнецов и я с Антокольского портрет, и представь, у меня лучше. Строже, манера хорошая и похож, если и не совсем, то, во всяком случае, похожее васнецовского". Репин в одном из писем совершенно спокойно сообщает, что портретные наброски Серова - лучше, чем у него, Репина.



5-Валентин Александрович Серов - Портрет спящего Саввы Мамонтова - 1880-е.jpg

Валентин Александрович Серов - Портрет спящего Саввы Мамонтова - 1880-е



6-Валентин Александрович Серов - Зарисовки крестьянских детей.jpg

Валентин Александрович Серов - Зарисовки крестьянских детей



А еще в Абрамцеве у Серова открылся незаурядный актёрский талант. Сергей Саввич Мамонтов вспоминал: "В библейской драме "Иосиф", будучи пятнадцати лет от роду, он великолепно сыграл измаильтянского купца, - вложил в воплощаемую фигуру мельчайшие бытовые черты Востока, которые мог тогда угадать только инстинктом. В этой же пьесе Валентин Александрович изображал египетского цередворца, как будто он сошёл с вековых барельефов Мемфиса или стовратных Фив. Даже центральная роль Фараона, исполнявшаяся очень красивой девушкой, побледнела рядом с характерной фигурой Серова".

Остаётся добавить, что роль Иосифа, проданного в Египет, в том домашнем спектакле сыграла Верочка Мамонтова.


7-Вера Мамонтова в костюме Иосифа - 1880.jpg

Вера Мамонтова в костюме Иосифа - 1880



8-Василий Поленов - Эскиз декорации к спектаклю Иосиф.jpg

Василий Поленов - Эскиз декорации к спектаклю "Иосиф"



Позднее Савва Мамонтов сочинил и поставил в Абрамцеве буффонаду "Хан Намык". Наталья Поленова пишет: "Помню, как Павел Михайлович Третьяков (женатый, кстати, на сестре Мамонтова Вере - в Абрамцево) плакал от смеха над этой чепухой, до того она была тонко и художественно разыграна". И кто же опять оказался "гвоздём программы"? Вот что Савва Мамонтов записал вечером в дневнике о самом уморительном моменте спектакля: "А Антон Серов в роли Моллы обольстительно плясал как танцовщица".

"Театр, репетиции, водевиль, обольстительные танцы, которые я устраиваю, одним словом, черт знает, что такое", - живописал Серов в письме невесте свои обычные занятия в Абрамцеве.

Вот что сообщает об удивительном актерском даровании Серова Марк Копшицер в своей монографии о художнике: "Играл Серов очень охотно, особенно комические роли. Когда ставили гоголевскую "Женитьбу", он играл одного из женихов, отставного моряка Жевакина, и одновременно роль извозчика, произносящего за сценой несколько слов. У него вообще была какая-то слабость к голосам за сценой, звукоподражаниям и звуковым эффектам: в пьесе Мамонтова "Черный тюрбан" он ржал конем и ворковал голубком. В другой пьесе Мамонтова, "Царь Саул", он кричал за сценой голосом великана Голиафа, причем кричал так, что одновременно слышалось эхо, повторяющее последний слог каждой фразы. Он был блестящим импровизатором и любил изображать различные "типы" московской жизни. Особенно удавался ему извозчик, уговаривающий барина "прокатить за гривенничек"".



Усадьба Абрамцево в лицах и судьбах



Tags: Россия, живопись, история, художники
Subscribe
promo lovers_of_art october 25, 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments