Это занятие всегда идет «на ура» на моих уроках в художественной школе. Но повторить его можно и дома! Будем пробовать себя в роли первобытного скульптора и создавать цветной рельеф на гипсе.
Материалы:
1. художественный гипс (он же «творческий», «скульптруный»), палочка для размешивания;
2. плоская емкость с бортиками (например, пластиковая упаковка от пищевых продуктов, крышка от банки, и т.п.)
3. стек, или гвоздь, или деревянная шпажка, или инструменты из маникюрного набора;
4. акварель, мягкая кисть, палитра.
5. пожеланию — лак, например, акриловый.
Первые художники жили и творили так давно, что до наших дней сохранились только их изделия из прочных материалов — резьба по кости и камню, росписи на каменных стенах пещер.
Лошадь из пещеры Ласко
Главные персонажи в первобытном искусстве — это животные. Художники восхищались мощью бизонов и медведей, быстротой и грациозностью оленей, стремительными силуэтами грозных пещерных львов.
Лани, пещера Шаффо
Некоторых из этих животных и сейчас можно увидеть в зоопарке, но не всех. Только наши далекие предки видели собственными глазами мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных львов и пещерных медведей.
Древний мастер не просто копировал природу, а фантазировал, подбирал для своих работ разные цвета и техники. У одного художника образ зверя «схвачен» буквально одной линией, а у другого превратился в условную, орнаментальную форму.
Художник пещеры Марсула сделал своего бизона почти абстрактным: едва намеченный контур заполнен красными кругами. А скульптор, живший близ пещеры Мадлен больше 15-ти тысяч лет назад, «поймал» смешной момент, когда неповоротливый бизон изогнулся, вылизывая свою шкуру:
Острым инструментом (например, кремневым резцом) художник процарапывал линии, штрихи и точки, передавая черты, движения животного, поверхность его шкуры.
Мы будем использовать для резьбы гипс. Это более податливый материал, чем камень.
1. Перевернутую емкость для отливки ставим на лист бумаги и обводим. Теперь можно нарисовать на бумаге эскиз нужного размера. Так его будет легче перенести на гипс.
2. Создаем гипсовую отливку:
Емкость для отливки заранее ставим на горизонтальную поверхность и в такое место, где она сможет спокойно стоять несколько часов. Поверхность под емкостью прикрываем чем-нибудь вроде картонки или пакета (чтобы потом не отдирать пролившийся гипс от ценного стола).
Лучше сделать сразу 2-3 отливки, чтобы потренироваться вырезать линии, штрихи, создавать разные фактуры.
В ненужной посуде разводим гипс с водой в пропорции, указанной на упаковке (обычно 1:1). Насыпаем гипс в воду (но не наоборот!). Размешиваем смесь до однородности. Обратите внимание, что остатки гипса нельзя выливать в канализацию.
Из 1 кг. сухого гипса получается примерно столько отливок (на фото средние крышки для банок):
3. Минуты через три аккуратно выливаем смесь в приготовленную емкость. Если через пару часов над поверхностью отливки скопилась вода, ее можно осторожно слить. Оставляем емкость в покое примерно на день-два (в зависимости от толщины вашей отливки).
4. Проверяем: если отливка сухая, значит, можно приступать к резьбе. Если емкость гибкая, то отливку можно из нее вытащить.
Перерисовываем карандашом на гипс наш эскиз. Если что-то не получилось сразу, можно стереть ластиком.
5. Выбираем технику: можно процарапать линии, изображающие нашего персонажа, или наоборот — сделать более глубоким фон.
Кладем отливку на лист бумаги. Начинаем резьбу с основных линий рисунка. В линиях скапливаются пыль и крошки, смахиваем их мягкой кистью. Постарайтесь не чихать над работой, а то окажетесь в облаке гипса:)
Работаем аккуратно, чтобы не отколоть лишнего.
Когда основные черты рельефа сделаны, можно более тонкими штрихами передать фактуру шкуры, травы, и т. д.
6. Смахиваем последнюю пыль с нашей работы. Теперь мы можем затонировать ее акварелью. Разводим в углублении палитры нужный цвет, воды должно быть много. Можно заранее попробовать цвет на листе бумаги. Смело и бытро прокрашиваем работу. Пусть краска затечет во все углубления, там она будет темнее, и наша резьба будет казаться более рельефной.
Если форма для отливки гибкая, можно вытащить из нее рельеф и окрасить его сбоку.
Работа, затонированная одним цветом, будет имитировать резьбу по камню. Но это не обязательно. Рельеф может быть и многоцветным. После полного высыхания краски можно аккуратно, легкими касаниями кисти покрыть рельеф лаком.
Все! Можно любоваться, хвастаться друзьям, дарить бабушке! Небольшой рельеф вы можете наклеить на однотонную картонку и оформить в рамочку.
Желаю творческих успехов!
Community Info