dina_berezhnaya (dina_berezhnaya) wrote in lovers_of_art,
dina_berezhnaya
dina_berezhnaya
lovers_of_art

Category:

Резьба по гипсу: играем в первобытного художника

Это занятие всегда идет «на ура» на моих уроках в художественной школе. Но повторить его можно и дома! Будем пробовать себя в роли первобытного скульптора и создавать цветной рельеф на гипсе.

1


Материалы:

1. художественный гипс (он же «творческий», «скульптруный»), палочка для размешивания;

2. плоская емкость с бортиками (например, пластиковая упаковка от пищевых продуктов, крышка от банки, и т.п.)

3. стек, или гвоздь, или деревянная шпажка, или инструменты из маникюрного набора;

4. акварель, мягкая кисть, палитра.

5. пожеланию — лак, например, акриловый.

Первые художники жили и творили так давно, что до наших дней сохранились только их изделия из прочных материалов — резьба по кости и камню, росписи на каменных стенах пещер.

ласко
Лошадь из пещеры Ласко


Главные персонажи в первобытном искусстве — это животные. Художники восхищались мощью бизонов и медведей, быстротой и грациозностью оленей, стремительными силуэтами грозных пещерных львов.

1 лани из шаффо
Лани, пещера Шаффо



Некоторых из этих животных и сейчас можно увидеть в зоопарке, но не всех. Только наши далекие предки видели собственными глазами мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных львов и пещерных медведей.

2

3

Древний мастер не просто копировал природу, а фантазировал, подбирал для своих работ разные цвета и техники. У одного художника образ зверя «схвачен» буквально одной линией, а у другого превратился в условную, орнаментальную форму.

4

Художник пещеры Марсула сделал своего бизона почти абстрактным: едва намеченный контур заполнен красными кругами. А скульптор, живший близ пещеры Мадлен больше 15-ти тысяч лет назад, «поймал» смешной момент, когда неповоротливый бизон изогнулся, вылизывая свою шкуру:

5


Острым инструментом (например, кремневым резцом) художник процарапывал линии, штрихи и точки, передавая черты, движения животного, поверхность его шкуры.
Мы будем использовать для резьбы гипс. Это более податливый материал, чем камень.

1. Перевернутую емкость для отливки ставим на лист бумаги и обводим. Теперь можно нарисовать на бумаге эскиз нужного размера. Так его будет легче перенести на гипс.





IMG_20181009_113948


2. Создаем гипсовую отливку:

Емкость для отливки заранее ставим на горизонтальную поверхность и в такое место, где она сможет спокойно стоять несколько часов. Поверхность под емкостью прикрываем чем-нибудь вроде картонки или пакета (чтобы потом не отдирать пролившийся гипс от ценного стола).

Лучше сделать сразу 2-3 отливки, чтобы потренироваться вырезать линии, штрихи, создавать разные фактуры.

В ненужной посуде разводим гипс с водой в пропорции, указанной на упаковке (обычно 1:1). Насыпаем гипс в воду (но не наоборот!). Размешиваем смесь до однородности. Обратите внимание, что остатки гипса нельзя выливать в канализацию.

Без имени

Из 1 кг. сухого гипса получается примерно столько отливок (на фото средние крышки для банок):

IMG_20181004_114229


3. Минуты через три аккуратно выливаем смесь в приготовленную емкость. Если через пару часов над поверхностью отливки скопилась вода, ее можно осторожно слить. Оставляем емкость в покое примерно на день-два (в зависимости от толщины вашей отливки).

4. Проверяем: если отливка сухая, значит, можно приступать к резьбе. Если емкость гибкая, то отливку можно из нее вытащить.

Перерисовываем карандашом на гипс наш эскиз. Если что-то не получилось сразу, можно стереть ластиком.

IMG_20181009_114220

5. Выбираем технику: можно процарапать линии, изображающие нашего персонажа, или наоборот — сделать более глубоким фон.

6

Кладем отливку на лист бумаги. Начинаем резьбу с основных линий рисунка. В линиях скапливаются пыль и крошки, смахиваем их мягкой кистью. Постарайтесь не чихать над работой, а то окажетесь в облаке гипса:)

Работаем аккуратно, чтобы не отколоть лишнего.

Когда основные черты рельефа сделаны, можно более тонкими штрихами передать фактуру шкуры, травы, и т. д.

1 мк

IMG_20181009_234617

6. Смахиваем последнюю пыль с нашей работы. Теперь мы можем затонировать ее акварелью. Разводим в углублении палитры нужный цвет, воды должно быть много. Можно заранее попробовать цвет на листе бумаги. Смело и бытро прокрашиваем работу. Пусть краска затечет во все углубления, там она будет темнее, и наша резьба будет казаться более рельефной.

IMG_20181010_000254

Если форма для отливки гибкая, можно вытащить из нее рельеф и окрасить его сбоку.

Работа, затонированная одним цветом, будет имитировать резьбу по камню. Но это не обязательно. Рельеф может быть и многоцветным. После полного высыхания краски можно аккуратно, легкими касаниями кисти покрыть рельеф лаком.


первобыт
Все! Можно любоваться, хвастаться друзьям, дарить бабушке! Небольшой рельеф вы можете наклеить на однотонную картонку и оформить в рамочку.
Желаю творческих успехов!



Tags: cкульптура, Дина Бережная, художники
Subscribe
promo lovers_of_art october 25, 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments