Михаил Васильевич Нестеров - Видение отроку Варфоломею - 1890
Нестеров впервые оказался в Абрамцеве в 1888 году. Завсегдатаем усадьбы он не стал, но всё же бывал в гостях у Мамонтовых довольно часто, находя здесь вдохновение, радость и покой. В письмах сестре Александре Нестеров делится первым впечатлением от Абрамцева:
"У Мамонтова все рисуют, играют и поют. Семья артистов и друзья артистов... Абрамцево, имение старика Аксакова, - одно из живописнейших в этой местности. Сосновый лес, река и парк, среди него - старинный барский дом с многочисленными службами и барскими затеями".
Среди того, что Нестеров окрестил "барскими забавами", больше всего впечатлили его два строения - баня-теремок в псевдорусском стиле архитектора Ропета и гончарная мастерская Мамонтова, спроектированная Виктором Гартманом.
Мастерская в Абрамцево, выполненная по проекту архитектора Виктора Гартмана
"Свой этюд "Монастырь S. Constanzia" я вчера подарил Е. Г. Мамонтовой, ей подарок понравился", - сообщает Нестеров и добавляет: "Вообще на неё и Абрамцево сильно я рассчитываю в смысле успокоения нервов".
Но главное, что обнаруживает для себя Нестеров в Абрамцеве - это натура для его, пожалуй, самой известной картины "Видения отрока Варфоломея".
"И однажды с террасы абрамцевского дома, - рассказывает художник, - совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота. Слева холмы, под ними вьётся речка (аксаковская Воря). Там где-то розоватые осенние дали, поднимается дымок, ближе - капустные, малахитовые огороды, справа - золотистая роща. Кое-что изменить, что-то добавить, и фон для моего "Варфоломея" такой, что лучше не выдумать".
"Абрамцевский" пейзажный фон картины был готов. Нестеров дописывал отдельные берёзки и осинки, написал фигуру старца, особенно выделив руки с дароносицей. Но не хватает главного - Варфоломея. Художник никак не мог найти голову для своего отрока. По примеру Мамонтовых Нестеров поселился на лето в подмосковной деревне Комякино, рядом с Абрамцевым, - там и встретилась долгожданная натура. "И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженную с большими широко открытыми глазами, удивлёнными голубыми глазами, болезненную. Рот у неё был какой-то скорбный, горячечно дышащий, - так, почти готовыми цитатами из Достоевского, вспоминал Нестеров о встрече. - Я замер как перед видением. Я действительно нашёл то, что грезилось мне: это и был "документ", "подлинник" моих грёз. Ни минуты не думая, я остановил девочку, спросил, где она живёт, и узнал, что она не комякинская, что она дочь Марьи, что их изба вторая с краю... Дело пошло ладно. Мне был необходим не столько красочный этюд, как тонкий, точный рисунок с хрупкой, нервной девочки. Работал я напряженно, стараясь увидеть больше того, что, быть может, давала мне моя модель. Я совершенно отождествлял это личико с моим будущим отроком Варфоломеем. У моей девочки было не только хорошенькое личико, но и ручки, такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашёл не одно лицо Варфоломея, но и руки его".
В воспоминаниях Всеволода Мамонтова есть указание на еще одно абрамцевское приобретение в знаменитой картине Нестерова: "Эту одинокую молодую берёзку Михаил Васильевич заимствовал с пейзажа иконы Сергия Радонежского, написанной М. В. Васнецовым для абрамцевской церкви".
Абрамцевская берёзка
Слева - Нестеров - Видение отрока Варфоломея (фрагмент)
Справа - Виктор Васнецов - Сергий Радонежский - Икона, написанная для храма Спаса Нерукотворного
Усадьба Абрамцево в лицах и судьбах
Community Info