Каминская Тамара (katani08) wrote in lovers_of_art,
Каминская Тамара
katani08
lovers_of_art

Categories:

Темны египетские ночи - Опера Верди "Аида" (часть 1)

Опера Аида - Самарский театр.jpg

Сцена из оперного спектакля "Аида" - Самарский Академический театр оперы и балета
Художник-постановщик - народный художник России Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург)




Джузеппе Верди (1813-1901) - "Триумфальный марш" из оперы "Аида" (2013)

Оркестр, хор и балет Самарского Академического театра оперы и балета
Дирижёр - Александр Анисимов





Англия - Coalport - фарфоровая статуэтка Аида из серии Оперные героини.jpg

"Аида" - статуэтка из серии "Оперные героини"
Англия - Coalport - (конец XX века)





4maf.ru_pisec_2017.06.26_14-17-03_5950ed0317465.gif





Giovanni-Boldini-Portrait-of-Guiseppe-Verdi-1813-1901-.JPGДжузеппе Фортунино Франческо Верди (Giuseppe Fortunino Francesco Verdi), родился в 1813-ом году в итальянской деревне Ле Ронколе, расположенной в северной части Ломбардии близ города Буссето, Французская империя, - великий итальянский оперный композитор.

Отец композитора содержал деревенский трактир, а мать была пряхой. Семья жила бедно. В деревенской церкви Джузеппе помогал служить мессу, там же учился музыкальной грамоте и игре на органе.
На музыкально одарённого мальчика обратил внимание Антонио Барецци - богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето. Он верил в то, что Верди станет великим композитором. По совету Барецци Верди в десять лет переехал в Буссето, чтобы учиться музыке.

Для продолжения образования в восемнадцать лет Верди перебрался в Милан. Однако в консерваторию, которая сегодня носит имя Верди, его не приняли "из-за низкого уровня фортепианной игры". Кроме того, в консерватории были возрастные ограничения.
Верди стал брать частные уроки контрапункта. Он посещал концерты и оперные спектакли и это убедило его стать театральным композитором.

Всё тот же Барецци предложил Джузеппе стать учителем музыки своей дочери Маргариты. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре поженились. Но семейная жизнь не была счастливой: один за одним в полуторагодовалом возрасте умерли дочь и сын Верди, а через несколько лет от энцефалита умерла сама Маргарита, оставив Джузеппе безутешным вдовцом. Тем не менее композитор нашёл в себе силы не бросать творчество.



                                                                                                                                                                Портрет Джузеппе Верди (1813-1901)
                                                                                                                                                                Джованни Болдини (1842-1931)


21 января 1901-го года во время пребывания в Милане у Верди случился инсульт. Рано утром 27 января 1901-го года великий композитор умер.

Композитором были созданы двадцать шесть опер и один реквием. Лучшие оперы Джузеппе Верди: "Бал-маскарад", "Риголетто", "Трубадур", "Травиата", "Аида", "Отелло" и "Фальстаф".











Джузеппе Верди - художественный фильм производства Италии (1953)
Режиссёр - Раффаэлло Матараццо

В роли Верди - Пьер Крессуа





4maf.ru_pisec_2017.06.26_13-26-22_5950e0f1ef8d0.gif





"Аида" - опера Джузеппе Верди, написанная им по заказу египетского хедива Исмаила-паши для новооткрытого Каирского оперного театра.

Хедив - титул вице-султана Египта, существовавший в период зависимости Египта от Турции (1867-1914).

Либретто к опере написал итальянский либреттист Антонио Гисланцони (1824-1893) по сценарию французского египтолога Франсуа Огюста Фердинанда Мариетта (1821-1881).
Премьера оперы "Аида" состоялась 24 декабря 1871-го года в Каирском оперном театре.

Сюжет оперы - классическая мелодрама с любовным треугольником на роскошном историческом фоне древнего Египта. Любовь, долг перед родиной и соперничество в любви, которым противостоят неумолимые египетские жрецы и их кровожадные боги.

Верди долго отказывался от предложения написать оперу на исторический египетский сюжет и только упоминание о том, что в противном случае опера будет заказана Рихарду Вагнеру (1813-1883), с которым у Верди был профессиональный антагонизм, решило исход дела. За свою работу маэстро Верди запросил огромные по тем временам деньги - 150 000 франков (30 000$), что по сегодняшнему курсу равняется более чем
200 000 $. Хотя, если бы спросили меня, я бы сказала, что за такой шедевр и миллиона мало.







"Аида" - Джузеппе Верди - Опера на все времена













Верди - "Аида" - телевизионная передача из цикла "Партитуры не горят"
Ведущий - Артём Варгафтик













Аида - фильм-опера (1953) на музыку Джузеппе Верди (1813-1901)

Режиссер - Клемент Фракасси
Национальный симфонический оркестр Итальянского радио
Хор и балет Римского оперного театра
Дирижёр - Джузеппе Морелли

Аида - Софи Лорен (поёт Рената Тебальди)
Амнерис (дочь фараона) - Лоис Максвелл (поёт Эбе Стиньяни)
Радамес (начальник дворцовой стражи) - Лучано Делла Марра (поёт Джузеппе Кампора)
Амонасро (царь Эфиопии, отец Аиды) - Афро Поли (поёт Джино Беки)
Рамфис (верховный жрец Египта) - Антонио Кассинелли (поёт Джулио Нери)
Фараон - Энрико Формичи (поет Доменико Балини)











callas - aida.jpg



Мария Каллас в роли Аиды



Джузеппе Верди (1813-1901) - ария Аиды "Ritorna vincitor!" (С победой возвратись!)
Поёт - Мария Каллас











Амнерис и жрецы.jpg

Эскизы костюмов Амнерис и жрецов к опере Верди "Аида"
Автор - симферопольская театральная художница Злата Цирценс



Елена Образцова в роли Амнерис 1977.jpg






Джузеппе Верди (1813-1901) - ария Амнерис и
сцена суда из оперы "Аида"
Поёт - Елена Образцова










                                       Елена Образцова
                                        в роли Амнерис
                    Павел Александрович Скотарь (1920-1996)
                    Открытки из серии "Народные артисты СССР.
                              Солисты Большого театра" (1977)













Джузеппе Верди (1813-1901) - конец II действия оперы "Аида" -
финальная сцена фильма "В первый раз" (For The First Time), (1959)
Радамес - Марио Ланца





Воины, слуги и стража.jpg

Эскизы костюмов воинов, слуг и стражи к опере Верди "Аида"
Автор - симферопольская театральная художница Злата Цирценс





4maf.ru_pisec_2017.06.26_14-41-20_5950ed0317465.gif





a3.jpg

Тамара Георгиевна Старженецкая (1912-2002) - эскиз декорации ко II акту оперы Верди "Аида" - Сцена триумфа



Джузеппе Верди (1813-1901) - сцена триумфа из II акта оперы "Аида"
Metropolitan Opera (1989)




a2.jpg        Эскиз декорации к Аиде.jpg        Храм - Вариант 3 картины I акта.jpg        Нил - III акт.jpg        Вариант покоев Амнерис 1.jpg        Вариант площади.jpg        big (1).jpg        big (2).jpg        big.jpg        big (3).jpg        big (4).jpg

Тамара Георгиевна Старженецкая (1912-2002) - эскизы декораций и костюмов к опере Верди "Аида"





палитра маленькая.gif





Тамара Старженецкая.jpgСтарженецкая Тамара Георгиевна, родилась в 1912-ом году в Москве, - советский театральный и кино-художник. Член Союз художников СССР (1958).

1928 - закончила среднюю школу с архитектурным уклоном.
В довоенные годы работала в Архитектурно-проектной мастерской и занималась в студии живописи.
1940 - поступила в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина.
Блокадную зиму 1941-1942 годов Тамара Старженецкая провела в Ленинграде.
В феврале 1942-го года вместе с институтом была эвакуирована в Самарканд.
1944 - вернулась в Ленинград.
1948 - закончила с отличием Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина.
1949 - на Всесоюзном конкурсе Большого театра за оформление балета "Спящая красавица" заняла второе место.
1952-1956 - художник-постановщик ГАБТ СССР (Большой Театр).
1957 - главный художник VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
После 1956-го года работала над оформлением спектаклей во многих оперных, музыкальных, драматических театрах страны, над циклом произведений, созданных по результатам поездок по СССР и за рубеж.

Тамара Георгиевна как художник участвовала в постановке многих опер и в Большом театре, и в других театрах на просторах СССР, но в историю театрального искусства она вошла как художник-постановщик оперы Джузеппе Верди "Аида" в Большом театре СССР (режиссёр Борис Покровский).

Мне очень близко то, что Тамара Георгиевна говорила о своей работе:

"Музыку я чувствую в цвете, а цвет - в музыке".

Умерла художница в 2002-ом году в Москве.





a1.jpg

Тамара Георгиевна Старженецкая (1912-2002) - эскиз декораций к I акту оперы Верди "Аида" - Сцена в храме



Джузеппе Верди (1813-1901) - сцена в храме из I акта оперы "Аида"

Teatro Calderón в Мадриде (1998)
Дирижёр - Тулио Джаглярдо Варас (Tulio Gagliardo Varas)





4maf.ru_pisec_2017.06.26_14-39-55_5950ed0317465.gif





"Начинается же опера гимном любви к Аиде, знаменитой арией Радамеса, где он как бы представляет публике героиню.


Милая Аида, солнца сиянье,
Нильской долины дивный цветок...



Celeste Aida - FLORENCE PORZELLAN - Giuseppe Armani.jpg





Джузеппе Верди (1813-1901) - романс Радамеса "Celeste Aida" (Милая Аида) из оперы "Аида"
Поёт - Франко Корелли













                                                                                                                                                                               Статуэтка "Celeste Aida"
                                                                                                                                                                          Италия - FLORENCE PORZELLAN
                                                                                                                                                                               Giuseppe Armani
                                                                                                                                                                               Конец XX века



Когда тенором выдана такая «рекомендация», да еще с предполагающимся шикарным си-бемоль в конце арии, то исполнительнице партии Аиды, прежде чем появиться перед публикой, стоит задуматься о своем внешнем облике.

Аида! Хрупкое, экзотическое создание. Наверное, без ума и памяти был влюблен в нее великий Верди, если он, такой знаток человеческого голоса и психологии певцов, не заметил, что подсунул всем тенорам этакую жирную свинью в самом начале первого акта — труднейшую, неудобную арию, когда певец еще не разогрел голос, не успокоил дыхание. Как они клянут любимого композитора, обливаясь холодным потом в ожидании поднятия занавеса!

Аида! Никому в этой опере не дал Верди таких трепетных pianissimo, как ей. Ее вокальная партия — воплощение любви, счастливой жертвенности, и все ее нутро должна переполнять та звенящая нежность, что звучит в оркестре при ее первом появлении на сцене. Внешний облик ее я ясно видела в музыке. Она рисовалась мне ожившей черной фарфоровой статуэткой. Я видела изысканность линий ее тела, плавность походки, горделивую посадку головы плененной эфиопской царевны.

Но насколько всем ясно, как нужно одеть Амнерис, — стоит только лишь посмотреть фрески, не говоря уже о том, что дочери фараона в спектакле дано все: драгоценности, головные уборы, платья, которые она меняет по ходу спектакля много раз, — как нарядить примадонну-эфиопку, не знает никто. Обычно Аида одета в платья того же покроя, что и Амнерис, только хуже и гораздо беднее — «тех же щей да пожиже влей», — что лишает ее образности и персональной значительности. Но ведь, прежде чем полюбить Аиду, Радамес должен был ее увидеть, отличить в толпе прислужниц прекрасной дочери фараона, влюбленной в него и жаждущей взаимности. Какой же она должна быть ярчайшей индивидуальностью и какая должна исходить от нее притягательная и таинственная сила, если ради нее блестящий полководец отказывается от руки царевны Египта и готов принять смерть, но не потерять любовь маленькой рабыни!

Мне захотелось сбросить с нее царские обноски, так не идущие ей, чтобы освободилась, заиграла ее природная грация,

подчеркнуть ее дикость, экзотичность. Черная орхидея! Но как добиться этого? Само положение рабыни не дает ей никаких возможностей внешне украсить себя — все будет выглядеть жалким подражанием Амнерис.

Галина Вишневская в роли Аиды.jpgТогда я решила пойти от крайности — одно платье на всю огромную роль. Но в этом единственном костюме должен быть весь образ героини, чтобы публика, раз увидев, продержала бы ее в памяти весь спектакль — даже когда ее нет на сцене.

Платье подчеркнуто простое и лаконичное: узкое, прямое, левое плечо открыто и разрез у правой ноги выше колена. Из материи, хорошо выявляющей фигуру и все движения, такого цвета, что не встречается в платьях Амнерис, и в противовес ей — никаких украшений, лишь золотые кольца-серьги в ушах и золотые сандалии. Я сама нарисовала эскиз и выбрала для платья красный цвет. В нем я пела потом в «Метрополитен», «Ковент-Гарден», «Гранд-Опера» и многих других театрах мира. Всегда на репетициях дирекции театров встречали мой костюм в штыки — настолько необычно простым был облик героини. Но я никогда не надевала другого — это мой образ, и если вам не нравится — до свидания! Правда, до отмены спектакля никогда не доходило, а после него публика и критика всегда отмечали красоту и стиль моего костюма, писали, как он мне идет и что я приковываю к себе внимание во всех уголках сцены. Что и требовалось доказать — опера называется «Аида»."






Галина Павловна Вишневская - фрагмент из книги "Галина"




Первый акт - дворец.jpg

Эскиз декораций к I акту оперы Верди "Аида" - Дворец
Автор - симферопольская театральная художница Злата Цирценс



Джузеппе Верди (1813-1901) - ария Аиды из I акта оперы "Аида"
Поёт - Галина Вишневская





4maf.ru_pisec_2017.06.26_15-00-50_5950f744cbfaf.gif





Аида - опера Аида 1954.jpg    Амнерис - опера Аида 1954.jpg    Радамес - опера Аида 1954.jpg    Рамфис - опера Аида 1954.jpg    Фараон - опера Аида 1954.jpg    Гонец - опера Аида 1954.jpg    Арфист - опера Аида 1954.jpg

Михаил Михайлович Потапов (1904-2007) - эскизы костюмов к опере Джузеппе Верди "Аида" в порядке появления:
костюм Аиды, Амнерис, Радамеса, верховного жреца Рамфиса, фараона, гонца и арфиста





палитра маленькая.gif





Потапов Михаил Михайлович 1904-2007.jpgМихаил Михайлович Потапов, родился в 1904-ом году в пригороде Варшавы, - российский художник-иконописец, египтолог, писатель, архидиакон русской Православной церкви.

Родился будущий художник в семье генерала медицинской службы. Из-за переездов отца по службе, учился в Москве, Черкассах и Севастополе.
По окончании школы сотрудничал с Херсонесским историческим музеем, делал зарисовки археологических находок, оформлял античный отдел. Параллельно продолжал художественное образование в частной студии Шпажинского Ю.И., выпускника Петербургской Академии художеств, известного севастопольского живописца. Увлекался историей искусства, археологией, теософией.

С 1928-го года Михаил Михайлович начинает писать иконы и серьёзно изучать историю христианского искусства, прежде всего, византийской храмовой живописи. Одновременно он продолжает самостоятельное изучение истории Древнего Египта, в особенности периода ХVIII династии. Переписывается с виднейшими египтологами того времени: Джеймсом Генри Брэстедом (1865-1935), Василием Васильевичем Струве (1889-1965), Борисом Александровичем Тураевым (1868-1920), Юрием Яковлевичем Перепёлкиным (1903-1982), Борисом Борисовичем Пиотровским (1908-1990).
1933-1935 - работает художником Московского Дарвиновского Музея.
1935-1940 - по ложному доносу отбывает заключение в лагере за контрреволюционную деятельность, где работает художником в центральном театре Беломоро-Балтийского канала.

В годы Великой Отечественной войны находится в Крыму, на территории, оккупированной фашистами. Работает санитаром в госпитале.
После войны Михаил Потапов живёт в Закарпатье у старшего брата Владимира.
В 1945-ом году, в период иконописных работ в Свято-Рождественском женском монастыре села Липчи, Михаил Михайлович рукоположен в дьяконы Православной церкви.
С 1943-го года художник постоянно занимается иконописью и монументальной живописью в православных храмах Украины.

1981 - Михаила Потапова приглашают в Соликамск, где открывается его первая персональная выставка. Серию картин "Эхнатониана" приобретает городской краеведческий музей.
1984 - художник переезжает на постоянное местожительство в Соликамск.

2004 - к столетию художника была издана его повесть о фараоне Эхнатоне "Солнечный мессия Древнего Египта".
1990 - по приглашению посольства Египта в России Михаил Михайлович посетил Каир и в знак признательности подарил 17 картин из серии "Галерея выдающихся деятелей Египта" Александрийской библиотеке.

Умер Михаил Михайлович Потапов в 2007-ом году в Соликамске. Он прожил 103 года.


Египтологические исследования Михаила Михайловича Потапова привели к созданию им уникального живописного цикла "Эхнатониана", куда входят реконструкции портретов фараонов XVIII династии, реконструкции древнеегипетских фресок и оригинальные композиции самого художника. Эти работы имеют не только научное значение, но и являются шедеврами живописи мирового уровня. Многие из этих картин представлены в музеях мира, в Каире, в Александрийской библиотеке и частных коллекциях за рубежом.





4maf.ru_pisec_2017.06.26_15-02-15_5950f744cbfaf.gif





Aida 1891 - Atto IV Scena VI.jpg        Aida 1891 - Atto IV Scena II.jpg        Aida 1891 - Atto III Scena V.jpg        Aida 1891 - Atto II Scena VI.jpg        Aida 1891 - Atto II Scena I.jpg        Aida 1891 - Atto I Scena V.jpg

Рекламные вкладыши к мясному концентрату Либиха с изображением сцен из оперы Джузеппе Верди "Аида" (1891)
Museo della Figurina, Modena (Музей статуэток в Модене, Италия)
Автор - Флоренс Атертон Эдель (1871-1944)

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Флоренс Атертон Эдель (Florence Atherton Edel) - американская художница-миниатюристка и преподаватель.
Училась в Париже в частной академии художеств Académie Julian (Академия Жюлиана).

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Все знают, что реклама двигатель торговли. А что же тогда двигатель рекламы? Наверное, её содержание и выдумка рекламщика, благодаря которой покупатель вновь и вновь обращает свой взор на какой-то конкретный товар. В нашем случае таким двигателем стала опера Джузеппе Верди "Аида".

Заставить покупателя купить именно этот товар, а не иной, и обойти тем самым конкурентов - задача рекламы. Многим, наверное, памятны красочные вкладыши к жевательной резинке, которые в детстве были объектом коллекционирования, а также спичечные коробки с разными наклейками на одну тему. Или шоколадные яйца с игрушками внутри итальянской фирмы Ferrero, известные под названием Kinder Sorpresa.

Этот рекламный приём появился давно, ещё в XIX веке, а его автором стал знаменитый немецкий химик, основатель современной органической химии, Юстас фон Либих (1803-1873). Не путать его с тем Юстасом, который Алексу и которому Алекс.)))

В Википедии много написано о его научных достижениях и они действительно впечатляют, но там нет ни слова о его грандиозном коммерческом успехе, который ему принёс пастообразный мясной концентрат - прототип современного бульонного кубика, который учёный получил путём длительного вываривания мяса. Этим концентратом учёный, проведший первую половину жизни в бедности, мечтал облагодетельствовать бедный люд, дав им дешёвый мясной продукт. Но этого не случилось - для бедняков концентрат оказался не по карману (для получения 1 кг концентрата нужно было около 30-ти кг мяса), но стал популярным у представителей среднего класса.

Сначала мясная паста Либиха продавалась в аптеках как лекарственное средство. В 1862-ом году немецкий инженер Джордж Кристиан Гилберт, с согласия Либиха, наладил производство концентрата в Бразилии - скота в Бразилии разводили много, а вот продать не могли из-за отсутствия морозильных камер, поэтому производство концентрата там быстро набрало обороты. Полученный концентрат поставляли в Европу.
Начиная с 1872-го года, к баночкам мясного концентрата стали прикладывать рекламные карточки. Карточки эти печатались методом литографии и отличались очень высоким качеством, как самого рисунка, так и печати. Было напечатано множество таких карточек с очень красочными картинками, посвящёнными знаменательным событиям мировой истории, архитектуре, литературе, музыкальному и изобразительному искусствам, природным явлениям, религии, животным.
Выпускались карточки до 1975-го года.





рекламная карточка - опера Аида - Верди.jpg

II акт II сцена оперы Верди "Аида" - сцена триумфа
Рекламная карточка "Подлинного мясного экстракта Либиха"
В левом верхнем углу герб города Буссето, в котором учился и жил Верди
Автор - Флоренс Атертон Эдель (1871-1944)




Tags: Верди, Италия, кино, опера, художники
Subscribe
promo lovers_of_art октябрь 25, 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments