vanatik05 (Nataly) (vanatik05) wrote in lovers_of_art,
vanatik05 (Nataly)
vanatik05
lovers_of_art

Category:

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 16 (2). Русский портрет. ХХ век.

«Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать - удел завидный...
Отрадно спать, отрадней камнем быть...»
Микеланджело Буонаротти (перевод Ф.Тютчева)
В предыдущей части мы говорили о русских художниках 20 века, работавших в Советской России, но так или иначе, в той или иной степени не принявших новую власть, ушедших во внутреннюю эмиграцию или уехавших из страны. Но впереди еще были годы репрессий, "Сахаровский центр" составил список, тех, кто был арестован и расстрелян, или томился в лагерях, но выжил. В этом списке художников и искусствоведов 401 человек. (https://www.sakharov-center.ru/asfcd/khudozhniki/) К концу двадцатых годов эпоха Серебряного века закончилась, продолжился же век насаждением соцреализма, который становится единственным доступным направлением в искусстве. Правда, надо сказать, что «вырос» он из авангардизма, от которого много взял и борьба с которым для соцреализма была священным и обязательным занятием. Назвать соцреализм живописным «стилем» трудно, можно говорить о нем как об историческом и национальном направлении в искусстве, в котором сосуществовали одновременно разные стили. Основная задача нового направления искусства была сформулирована так: отображение героики революционной борьбы и ее деятелей, трудовых подвигов советского народа.

А в портретном жанре задачей художника провозглашается пропаганда героизма, идеологической стойкости, революционной целеустремленности и коллективизма советского человека под мудрым руководством вождей, ведущих за собой народные массы.Само художественное качество произведения, соблюдение законов композиции, перспективы, владение техникой рисунка и живописи, отражение стиля, передача настроения – все это становится неважным.
Началась «производственная ориентация» искусства, появляются целые галереи портретов советских вождей, руководителей партии, армейских командиров, солдат, рабочих, колхозников. Но я старалась при подборе портретов найти такие, которые бы в наименьшей степени отражали эти тенденции, а просто изображали бы Человека в его разных настроениях. «Когда я слышу слова «социалистический реализм»,
моя рука тянется куда-то. Или за чем- то. И скулы сводит от тоски.» (Вадим Кругликов, художник-концептуалист, искусствовед, журналист).
Одним из самых своеобразных и известных художников того времени, «искренних попутчиков революции», был Кузьма Петров-Водкин (1878-1939).


Его можно назвать не только «художником из народа» (что соответствовало требованиям эпохи), но и новатором, философом в живописи, «пытавшимся теоретически обосновать некоторые существенные закономерности восприятия и передачи в живописи и рисунке пространства, формы, цвета…». Он изобрел новое пространственное построение, достигаемое с помощью так называемой "сферической" или "наклонной" перспективы. Это позволяло по убеждению Петрова-Водкина, «в любом холсте сохранять "планетарное" ощущение связи конкретного объекта изображения с необъятными просторами Вселенной». Свою жену, Мару, художник встретил во Франции, полюбил на всю жизнь и на протяжении всех тридцати лет их совместной жизни много и по-разному рисовал ее.

Современники называли Петрова-Водкина "древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее", и особенно ясно это видно как раз в портретах, где происходит раскрытие внутреннего мира изображенного, благодаря просто и выразительно переданным чертам и пристально смотрящим на зрителя глазам на, как правило, очень крупном лице.


С советской властью при жизни у Петрова-Водкина были прекрасные отношения, он был удостоен в 1930 году звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. А вот после его смерти руководители культуры вдруг поняли, что основой его творчества являются иконопись и французский символизм, и на долгие годы он был почти забыт. (Подробнее о портретах художника тут: http://kozma-petrov.ru/portraits.php)
«Живописцем №1» у советской власти был художник, имевший до революции репутацию вполне сложившегося «салонного» художника. Однако после 1917 г. он резко меняет стиль, направление работы, и становится родоначальником официозного искусства. Речь идет об Исааке Бродском (1896-1939), посмотрите на его автопорет, написанный до революции. 

Исаак Бродский считается одним из главных представителей реалистического направления в советской живописи 30-х годов, в многочисленных портретах Бродский запечатлевал партийных и государственных деятелей, можно сказать стал «придворным» художником, создавал полную «иконографию» советских вождей, с бесконечным тиражированием её главных образов – Ленина и Сталина, создал обширную изобразительную «лениниану». Конечно, можно обвинять Бродского в том, что он предал свой талант, стал штамповать «лениных», превратился в певца кровавой власти.


При всем при этом надо отдать должное виртуозной технике и острому взгляду художника, собственному стилю, который называли «ажуром» и который стал образцом для подражания. Горький, у которого художник гостил на Капри, напишет ему: «В творчестве вашем для меня самая ценная и близкая мне черта — ваша ясность, пестрые, как жизнь, краски и тихая эта любовь к жизни, понятой или чувствуемой вами как “вечная сказка”».


Много сил отдавал Бродский возрождению Академии художеств и руководству ею, а также коллекционированию – у него была вторая по объёму и значению после собрания Русского музея коллекция русской живописи, которую он завещал государству (хотя, говорят, и не по доброй воле, а по принуждению «компетентных органов»). (http://fb.ru/article/243805/brodskiy-isaak-izrailevich-biografiya-i-foto-kartin)
Еще один живописец, график, скульптор, монументалист, плакатист, и Народный Художник СССР, Вице-президент Академии Художеств СССР, Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда Дейнека Александр(1899-1969) начинал так:

А стал крупнейшим художником искусства социалистического реализма, выразившим в своих работах героический идеал того времени, создавший цикл работ, воспевающий советских людей, радостно трудящихся на заводах и фабриках (смотрите первую репродукцию в этой статье), занимающихся спортом, поголовно физически красивых и счастливых. Дейнека не кривил душой, он действительно был искренним сторонником советской власти, восторженно принял революцию и верил в то, что его плакатные шахтеры, рабочие, спортсмены, летчики на самом деле счастливы, как и он сам на этом портрете.


Будучи сам хорошо физически развитым, Дейнека воспевал спорт, он говорил: «Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен… Спорт вмещает в себя оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического».
Самыми плодотворными и счастливыми годами в жизни Дейнеки были для многих трудные (а для некоторых даже смертельные) 30-е: он много работает, ездит по стране и в заграничные турне по США и Европе, откуда привозит великолепные рисунки, портреты и картины, а в 1937 году он получает золотую медаль Парижской всемирной выставки.

Но не так все просто в определении творчества Дейнеки, ведь недаром же этот до мозга костей «советский человек» писал в 1931 году жене: «Я всё вижу, я всё понимаю, а если бы не ты, — я бы пустил себе пулю в лоб». А великий Матисс, увидев его работы, сказал, что он самый талантливый из советских художников, «ушедший вперед в своем художественном развитии». А в нашем веке его называют «остросовременным модернистом».
Интересным и известным художником того времени был Орешников Виктор (1904–1987), народный художник СССР, дважды лауреат Сталинской премии, академик, четверть века он был ректором Ленинградского института живописи имени Репина. Он считал себя приверженцем классического искусства,


признавал своими учителями Эль Греко, Тициана и Веласкеса, хотя в 20-х – начале 30-х годов его учителями были К.Петров-Водкин и И.Бродский. Великолепный портретист, Орешников много работал в этом жанре. Особенно хороши у Орешникова женские образы, не так часто можно встретить в советских женских портретах изящество, грацию и одухотворенность. А с его детских портретов на нас смотрят пытливые глаза ребят, открывающих для себя мир, у которых еще все впереди.

В каждой модели Орешников находил черты идеала гармоничной, вечной, неподвластной моде красоты. Но не все так «красиво» было в его биографии, советская власть использовала даже людей, далеких от политики. В 1973 Орешников был в числе членов Академии художеств СССР, «целиком поддержавших протест членов Академии наук СССР, опубликованный в газете «Правда», и решительно осудивших клеветнические заявления академика Сахарова». Надо, правда, сказать, что этот факт не влияет на восприятие нами его творчества, «но осадок остался»…
Александр Лактионов (1910-1972), (уверена, многие помнят одну из самых известных его картин «Письмо сфронта», за которую он получил Сталинскую премию),

родился в Ростове-на-Дону в рабочей семье (мать – прачка, отец – кузнец), с 19 лет работал каменщиком, а затем чертежником., много рисовал, учась в Ростовской художественной школе. В 20 лет он решил стать профессиональным художником, вместе с друзьями отправился в Москву, а затем в Ленинград, где на его работы обратил внимание И.Бродский и взял его к себе в ученики в Академию художеств. Бродскому он обязан не только освоением приемов современной живописи, но и изучением техники старых мастеров, Бродский требовал от него быть «ближе к натуре».


Лактионов создал обширную галерею портретов советских военных и государственных деятелей, представителей культуры и науки. О его портретах (как и о жанровых сценах) существуют разные мнения, есть поклонники его творчества, но есть и те, кто говорит, что в его многочисленных портретах, при уверенно переданном сходстве, не хватает «внутренней насыщенности образа», с чем я согласна.
Его живопись постоянно вызывала споры, но он был верен своему, пусть очень внешнему, пониманию правдивости искусства и собственному, очень жесткому и предметному, зрению.
Живописец, график, известный своими портретами (и пейзажами), член Ленинградского Союза советских художников Невельштейн Самуил (1903-1983),


окончил Институт Пролетарского изобразительного искусства в Ленинграде, в 1935 году стал членом Ленинградского Союза советских художников. После начала войны вступил в народное ополчение, пережил блокаду, а после войны продолжил писать, ведущей темой творчества стал портрет молодого современника.


Прекрасно владея техникой живописи, акварели, графики, Невельштейн  создал множество портретов, отличающихся глубиной передачи характера и сдержанным колоритом.
Советский художник, график, портретист и жанровый живописец Ломакин Олег (1924-2010)


может служить ярким примером верного приверженца темам «социалистического реализма» именно в портретной живописи. Большая часть его работ посвящена труженикам села, в основном женщинам, в них воспевается их тяжелый труд, но все они выглядят счастливыми.



Ломакин вообще считается признанным мастером портрета, у него есть известность и свои ценители, его произведения экспонируются во многих музеях мира, для меня же его творчество не представляет интереса.
Народный художник России Энгельс Козлов (1926=2007) сказал на праздновании своего 75-летия: «Портрет — пожалуй, мой любимый жанр. Больше сотни портретов нарисовал за 50 лет творческой жизни. Среди них есть вещи, за которые мне не стыдно». И действительно, есть портреты известных людей, написанные с глубоким уважением и любовью.


Козлов является ярым приверженцем реализма, а о современном искусстве говорит, что «всякие там модернизм, авангардизм — это некоторые отражения своих мыслей. Не за жизнь хватаются, а за самовыражение.» Ну да это его право. (Продолжение следует)...


Tags: портрет
Subscribe
promo lovers_of_art октябрь 25, 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments