jolly_roger_73 (jolly_roger_73) wrote in lovers_of_art,
jolly_roger_73
jolly_roger_73
lovers_of_art

Category:

Художественная расчленёнка - уроки анатомии от Рембрандта

Рембрандт - Урок анатомии доктора Тульпа - 1632.jpg

Рембрандт - Урок анатомии доктора Тульпа - 1632


Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), (1606-1669), - голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство.


Этот групповой портрет Рембрандта предназначался для резиденции гильдии хирургов, где проходил урок анатомии, расположенной в Весовой Палате (de Waag) Амстердама на Новом рынке, и где уже находилось три подобных групповых портрета, выполненных в 1603, 1619 и 1625 годах другими художниками. Гильдия хирургов при подготовке к уроку анатомии, по обыкновению тех времен, заказала Рембрандту очередной групповой портрет, который призван был служить прославлению изображённых на нем хирургов.

Подобные открытые анатомические уроки были обычным явлением не только в Нидерландах, но и по всей Европе. Они проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней. Зрителями были коллеги по цеху, студенты, уважаемые граждане и простые горожане.

Обычно персонажи подобных портретов изображались сидящими рядами и смотрящими не на тело, а прямо на зрителя. Рембрандт же изобразил хирургов в профиль или полуоборот и сгруппировал их в форме пирамиды, причем главный персонаж (доктор Тульп) расположен не на её вершине.
Художник намеренно подчеркнул неподдельный интерес собравшихся. Два человека наклонились вперед, их осанка и взгляды указывают на то, что они непременно хотят все увидеть как можно ближе и точнее, при этом с трудом верится в то, что оба хирурга действительно увлеклись происходящим церемониальным действом и пытаются утолить свой научный интерес, ибо маловероятно, чтобы собравшиеся сидели так близко к месту действа.

Центральная фигура картины - доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся устройство мускулатуры руки человека.
Труп - Адриаан Адриаанс по прозвищу Арис Киндт (Малыш). В своё время он тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов.

Однако аутопсия на полотне изображена не реалистично - типичное вскрытие начиналось с извлечения желудка, печени и селезёнки. Рентгеновское исследование картины показало, что кисть руки была дорисована позднее: вместо неё на первоначальной картине была культя, так как ворам перед казнью отрубали правую руку. Левая рука не соответствует размерам тела и, вероятно, тоже была пририсована позже.
Впоследствии исследования голландских ученых показали несколько несоответствий в изображении рассечённой руки на картине Рембрандта и рассечениями руки, проводимыми учёными.

Почему художник показал препарирование трупа не в обычной последовательности? Это могло объясняться двумя причинами. Первая - дань Андреасу Везалию, основоположнику современной анатомии, ставшему известным благодаря исследованию анатомии руки. Вторая - изобразив руку, художник мог легче привнести религиозное послание на картину: так же, как сухожилия управляют рукой, Бог управляет людьми. Согласно представлениям того времени, наука должна была доказывать людям могущество Бога.



Портрет Везалия из его книги по анатомии человека.jpg

Портрет Везалия из его книги по анатомии человека



Художники до Рембрандта обычно изображали лицо покойного прикрытым платком или стоящим перед ним человеком. Наблюдатели должны были забыть о том, что перед ними находится человек, которого расчленяют на их глазах. Рембрандт придумал промежуточное решение - он изобразил его лицо, наполовину покрытое тенью. Типичная для Рембрандта игра на контрасте света и тени, как будто в полумраке видна umbra mortis - тень смерти.

Весьма любопытна персона главного героя картины - доктора Тульпа. Доктор Николас Петерсзоон по прозвищу Тульп (Тюльпан) родился в 1593 и умер в 1674 году. Около 1621 года, на волне охватившей голландцев страсти к разведению тюльпанов, он принял имя Николас Тульп, а после избрания в 1622 году в городской совет Амстердама изобразил пестролепестный тюльпан на личной печати и на фасаде собственного дома. Тульп никогда не одобрял пьянства, процветавшего в среде торговцев тюльпанами, а после краха тюльпаномании в феврале 1637 года поспешил публично осудить спекулянтов и снял с фасада тюльпановый герб.

Доктор Тульп принадлежал к верхушке амстердамского общества, несколько раз он был амстердамским бургомистром. Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов. Тульп был практикующим врачом в Амстердаме, анатомия была одной из областей, в которых он специализировался. Рембрандт подчеркнул его особое положение тем, что изобразил его в стороне от сидящих плотно друг к другу хирургов. Кроме того, художник изобразил Тульпа единственного в шляпе - в помещении иметь привилегию носить головной убор было признаком принадлежности к высшему обществу.

Двадцать четыре года спустя Рембрандт написал полотно "Урок анатомии доктора Деймана", на котором изображено тело с открытой брюшной полостью - по существовавшим тогда канонам.



Рембрандт -Урок анатомии доктора Деймана.jpg

Рембрандт -Урок анатомии доктора Деймана - 1656



Картина по своим размерам представляет собой лишь четверть от первоначального варианта, который сильно пострадал во время пожара в 1723 году. В результате д-р Дейман стоит позади трупа, словно обезглавленный, ассистент, который держит снятый верх черепной коробки, ни с того ни с сего занял главенствующее положение, а другие присутствующие, заплатившие Рембрандту за свои места на полотне, безвозвратно исчезли.

Доктор Дейман вел курс анатомии после доктора Николаса Тюльпа. Лекции доктора Деймана проходили в январе 1656 года. Этот торжественный групповой портрет должен был служить той же цели, что и прежний "Урок анатомии".
На сей раз Рембрандт изобразил сцену точнее, чем раньше: сначала был вскрыт живот и удалены внутренности. Дейман демонстрирует строение мозга, а снятая с черепа кожа свисает по обе стороны лица подобно копне волос. Изображенные в ракурсе - в перспективе ноги, с сильным укорочением удаленных от зрителя частей, - замечательный визуальный прием.




Tags: Нидерланды, Рембрандт, живопись, художники
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments