КОРОЛЕВА КРИСТИНА (koroleva_kristi) wrote in lovers_of_art,
КОРОЛЕВА КРИСТИНА
koroleva_kristi
lovers_of_art

Category:

Музей-заповедник Абрамцево (первая часть - Виктор Васнецов)

1-Усадьба  в Абрамцево.jpg

Усадьба в Абрамцево


Имение Абрамцево в 60-ти километрах от Москвы называют самым сказочным местом из всех российских музеев-заповедников, а еще «местом силы» русских художников и малой родиной русского модерна.


С 1843-го года Абрамцево принадлежало писателю-славянофилу Сергею Тимофеевичу Аксакову. Здешняя сказочно-былинная природа навеяла Аксакову русскую версию сказки о красавице и чудовище - "Аленький цветочек", а подолгу гостивший в Абрамцеве Гоголь именно тут читал вслух второй, впоследствии сожжённый том "Мёртвых душ".

Потом сказочная усадьба опустела. Почти десять лет после смерти Аксакова она простояла заколоченной, пока в 1870 году её не купила молодая чета - Савва Иванович и Елизавета Григорьевна Мамонтовы. С Мамонтовых началась в Абрамцеве новая эра: туда приезжали гостить и работать Репин и Васнецов, Антокольский и Суриков, Поленов и Нестеров, Серов и Коровин, Врубель и Шаляпин и многие-многие другие известные личности. Впоследствии это объединение назовут "Абрамцевский художественный кружок".



2-Василий Дмитриевич Поленов - Осень в Абрамцеве - 1890.jpg

Василий Дмитриевич Поленов - Осень в Абрамцеве - 1890



Мамонтовы


Конечно, гостей привлекала природа Абрамцева - чрезвычайно живописная, с озёрами, речкой Ворей, фруктовым садом и регулярным парком. Москва к тому же недалеко, а если ехать от Абрамцева в обратную сторону, на таком же примерно расстоянии - Сергиев Посад с его атмосферой русской старины. Да и в самом Абрамцеве эта атмосфера поддерживалась постройками в псевдорусском стиле архитекторов Ивана Ропета и Виктора Гартмана.



3-Баня-теремок в Абрамцеве построена по проекту архитектора Ивана Ропета (настоящая его фамилия - Петров Ропет - псевдоним-анаграмма).jpg

Баня-теремок в Абрамцеве построена по проекту архитектора Ивана Ропета (настоящая его фамилия - Петров Ропет - псевдоним-анаграмма)
Фото: A. Savin (Wikimedia Commons)

Подобный стиль, называемый псевдорусским или ропетовским, популярный в 70-е годы XIX ст., повлиял на становление русского модерна.


Но едва ли не более важным было гостеприимство хозяев. Савва Мамонтов, успешный промышленник и страстный покровитель искусств, которого называли Саввой Великолепным и Московским Медичи, не только помогал всем, кого находил талантливым, но и буквально фонтанировал новыми идеями, заражал всех своим энтузиазмом. Его жена Елизавета Григорьевна, из купеческого рода Сапожниковых, славилась добрым и ровным характером и тонким художественным вкусом. "Вдохновляющий деспотизм" Мамонтова и живое человеческое участие его жены сделали Абрамцево неотразимо привлекательным для гостей.



4-Елизавета Мамонтова - 1870-е и Савва Мамонтов - 1860-е.jpg

Елизавета Мамонтова - 1870-е и Савва Мамонтов - 1860-е



5-Скульптор Марк Антокольский Серёжа Елизавета Григорьевна и Савва Иванович Мамонтовы - 1870-е.jpg

Скульптор Марк Антокольский, Серёжа, Елизавета Григорьевна и Савва Иванович Мамонтовы - 1870-е годы



Когда Мамонтовы только купили имение, у них было двое сыновей - Сергей и Андрей, а Елизавета Григорьевна ждала появления на свет третьего - Всеволода. Мамонтовы называли детей с умыслом: первые буквы их имён должны были составить имя "Савва". После рождения третьего сына Елизавета Григорьевна пообещала мужу: "САВ у нас уже есть - а ВА будут девочками". Именно так и вышло: у Мамонтовых родилось еще две дочки - Вера и Александра.



6-Андрей Мамонтов Серёжа Мамонтов - 1870-е.jpg

Андрей Мамонтов, Серёжа Мамонтов - 1870-е годы



7-Елизавета Мамонтова с сыном Серёжей (слева - конец 1860-х) и с дочерью Верой (начало 1890-х).jpg

Слева - Елизавета Мамонтова с сыном Серёжей (конец 1860-х годов)
Справа - Елизавета Мамонтова с дочерью Верой (начало 1890-х годов)



Виктор Васнецов



Сын Мамонтовых Всеволод вспоминал, как он впервые увидел художника Виктора Васнецова: «... наше детское внимание привлёк высокий худощавый блондин с несколько угловатыми движениями, изображавший Мефистофеля". Дело было на святках 1879 года, в московском доме Мамонтовых ставили "живую картину" - домашний спектакль по "Фаусту". Застенчивый и малообщительный Васнецов был так захвачен общей артистической атмосферой, что неожиданно для себя самого оказался на сцене, да еще в главной роли.

Публика к началу 1880-х уже знает Васнецова - автора злободневных картин вроде безрадостной "С квартиры на квартиру", но никому пока особо не интересен Васнецов-сказочник.



26-Виктор Васнецов - С квартиры на квартиру.jpg

Виктор Васнецов - С квартиры на квартиру



Васнецов, склонный во всём сомневаться, и сам не верит в свою счастливую звезду. Савва Мамонтов возникает в его жизни как добрый волшебник, счастливо повернувший её течение вспять. Он как раз занят строительством Донецкой каменноугольной железной дороги и заказывает Васнецову несколько больших картин для её правления: "Ковер-самолет", "Битва скифов со славянами", "Три царевны подземного царства". В них Васнецов смог раскрыть своё настоящее призвание - не реалистическую живопись в духе передвижников, а модернистскую - мифологическую, сказочную.



8-Виктор Михайлович Васнецов - Битва скифов со славянами - 1881.jpg

Виктор Михайлович Васнецов - Битва скифов со славянами - 1881



9-Виктор Михайлович Васнецов - Ковер-самолет - 1880.jpg

Виктор Михайлович Васнецов - Ковер-самолет - 1880



10-Виктор Михайлович Васнецов - Три царевны подземного царства - 1884.jpg

Виктор Михайлович Васнецов - Три царевны подземного царства - 1884



Васнецов близко сходится со всем семейством Мамонтовых и, вместе с Поленовым и Репиным, становится завсегдатаем Абрамцева и одним из самых деятельных участников абрамцевского кружка. Много лет Абрамцево было для Виктора Васнецова и его младшего брата Аполлинария, тоже художника, местом постоянного притяжения. В окрестностях Абрамцева Васнецов делает эскизы для картины "Баян", создаёт этюды для "Ивана-царевича на сером волке" и долго бродит вокруг многочисленных прудов, чтобы найти живописную натуру для знаменитой "Алёнушки".



11-Виктор Михайлович Васнецов - Аленушка - 1881.jpg

Виктор Михайлович Васнецов - Аленушка - 1881



12-Виктор Михайлович Васнецов - Баян - 1910.jpg

Виктор Михайлович Васнецов - Баян - 1910



13-Виктор Михайлович Васнецов - Иван Царевич на Сером Волке - 1889.jpg

Виктор Михайлович Васнецов - Иван Царевич на Сером Волке - 1889



14-Художники Виктор Васнецов и Александр Киселев в Абрамцеве - 1890-е.jpg

Художники Виктор Васнецов и Александр Киселев в Абрамцеве - 1890-е годы



15-Елизавета Мамонтова и Виктор Васнецов в Абрамцеве - 1890-е.jpg

Елизавета Мамонтова и Виктор Васнецов в Абрамцеве - 1890-е годы



Когда в Абрамцеве Виктор Васнецов начинает писать "Богатырей", к его домику хозяева велят привести лучших лошадей - в Абрамцеве обожают конные прогулки (как, впрочем, и городки, и рыбалку), а дети Мамонтовых немного завидуют брату Андрею - его облик Васнецов "подарил" Алёше Поповичу.



17-Виктор Михайлович Васнецов - Богатыри 1898.jpg

Виктор Михайлович Васнецов - Богатыри - 1898



18-Виктор Михайлович Васнецов - Букет Абрамцево - 1880-е.jpg

Виктор Михайлович Васнецов - Букет Абрамцево - 1880-е годы



19-Виктор Михайлович Васнецов - Портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой - 1885.jpg

Виктор Михайлович Васнецов - Портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой - 1885



Но живописцем Васнецов стал бы и без Мамонтовых. Важнее другое: благодаря Абрамцеву Васнецов открывает себя как архитектора и декоратора.

В Великую субботу 1880-го года разлилась абрамцевская речка Воря и народ, закончив предпасхальные приготовления, не смог попасть в церковь на другом берегу реки. И тогда крестьяне устремились в усадьбу, так как знали, что в Абрамцево обязательно будет служиться заутреня. Этот случай подтолкнул Мамонтовых и их ближайших друзей к мысли, что на территории имения нужно построить храм. Идея захватила всех. Решили, что церковь должна быть выполнена в духе древнерусских построек. Поленов и Васнецов создают свои проекты церкви для Абрамцева одновременно: первый - более аскетичный и строгий, в духе старых новгородских храмов, но побеждает второй, васнецовский, более декоративный и более сказочный.

В Абрамцеве все испытывают небывалый творческий подъем: проектируют, рисуют, красят, вышивают хоругви, режут по дереву и высекают по камню. Росписи стен, иконы, деревянная резьба алтаря - всё делается руками обитателей Абрамцева.

"Дом наш, - пишет Елизавета Григорьевна Мамонтова в 1881-м году, - принял совсем божественный вид. На всех столах лежат чертежи, рисунки, эскизы... Васнецову церковь не даёт даже ночи спать, всё рисует разные детали".

Чуть больше года понадобилось, чтобы появился на свет "васнецовский" храм - Церковь Спаса Нерукотворного. Небольшой образ Богоматери для иконостаса абрамцевской церкви, написанный Васнецовым, позднее послужит прообразом васнецовской Богоматери для киевского Владимирского собора.



20-Вверху — церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево Внизу — Богоматерь с младенцем икона Виктора Васнецова и алтарь абрамцевского храма.jpg

Вверху - церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево
Внизу - Богоматерь с младенцем, икона Виктора Васнецова и алтарь абрамцевского храма



27-Богоматерь с младенцем. Фрагмент росписи алтаря Владимирского собора в Киеве.jpg

Богоматерь с младенцем. Фрагмент росписи алтаря Владимирского собора в Киеве



Строительство близилось к завершению. "Шла страшная горячка, все были завалены работой, - вспоминает жена Василия Поленова Наталья, - и только за несколько дней до освящения вспомнили, что еще не окрашены клиросы".

Художник Николай Неврев наскоро выкрасил клиросы сине-зелёной краской. Вышло мрачно и тяжеловесно. Тогда Васнецов велел многочисленным детям Абрамцева поскорее нести ему полевые растения, целые букеты - для вдохновения, и расписал клиросы цветами и бабочками.



21-Клиросы расписанныеВаснецовым.jpg

Клиросы, расписанные Васнецовым



Пол в церкви хотели делать обыкновенным, цементно-мозаичным. Васнецов возмутился и потребовал выложить на полу фантастический цветок, быстро набросав рисунок. Тёмные и светлые камешки для орнамента собирали по берегам речки Вори - невольной виновницы появления на свет абрамцевского храма.



22-Пол в абрамцевской церкви.jpg

Пол в абрамцевской церкви



Церковь - не единственная постройка на территории Абрамцева, спроектированная Васнецовым. Неподалёку от церкви по его рисункам соорудили сказочную "Избушку на курьих ножках", которую некоторые звали языческим капищем. Оба проекта Васнецова - и избушка, и церковь - считаются первыми произведениями русского модерна.



23-Избушка на курьих ножках спроектированная Виктором Васнецовым.jpg

Избушка на курьих ножках спроектированная Виктором Васнецовым



Васнецов-сценограф также не представим вне Абрамцева. Савва Мамонтов прекрасно пел, в Италии брал уроки оперного пения и к тому же обладал незаурядным талантом постановщика и музыкального режиссёра. В Абрамцеве постоянно ставились спектакли вполне профессионального уровня — с декорациями, костюмами, самостоятельно написанными или адаптированными сценариями. Познакомившись с драматургом Александром Островским, Мамонтов загорелся идеей ставить "Снегурочку", оперу Римского-Корсакова. Славянская мифология (пусть и справедливо называемая кабинетной - то есть скорее придуманной, чем когда-либо действительно существовавшей в народном сознании) не только была в большой моде, но и прекрасно отвечала сказочному духу Абрамцевской усадьбы. Сначала Мамонтов поставит "Снегурочку" на своей домашней сцене, а потом - на сцене своей Частной оперы.

Виктор Васнецов сам сыграл в абрамцевском домашнем спектакле Деда Мороза и создал для "Снегурочки" запоминающиеся декорации.



24-Костюмы для оперного спектакля Снегурочка.jpg

Костюмы для оперного спектакля Снегурочка



25-Костюмы и декорации для оперного спектакля Снегурочка.jpg

Костюмы и декорации для оперного спектакля Снегурочка



Усадьба Абрамцево в лицах и судьбах



Tags: Россия, живопись, художники
Subscribe
promo lovers_of_art октябрь 25, 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments