Каминская Тамара (katani08) wrote in lovers_of_art,
Каминская Тамара
katani08
lovers_of_art

Category:

Русские народные промыслы - Синеокая Гжель (часть 2)

87733858

Художник Игорь Белковский - картина из серии "Гжель"




Попурри из русских народных мелодий
Исполняет Оркестр народных инструментов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы




a2bccac04c4b              a2bccac04c4b              a2bccac04c4b




После революции, в 1918-1919 годах, в Гжельском керамическом районе были национализированы все фабрики и мануфактуры. Из них семь наиболее крупных и хорошо оснащенных стали государственными заводами - они выпускали продукцию технического назначения. Художественный же промысел Гжели в этот период захирел. Местное население мало принимало участие в разработке новых видов и образцов для тиражирования. В основном разработки делались от случая к случаю художниками из Москвы.

Небольшой подъем наметился во времена НЭПа - начала складываться местная система профессионального образования, в частности, в селе Новохаритоново открылась Керамическая школа.
В Гжели появились профессионально подготовленные мастера. Наиболее удачные изделия гжельского фарфора даже шли на экспорт.
А затем перед государством встали грандиозные задачи модернизации экономики, ответом на которые стали индустриализация в промышленности и коллективизация в сельском хозяйстве. В это время государству было не до народных ремёсел. На долгие годы была прервана преемственность мастерства.


a2bccac04c4b




Возрождение Гжели началось после войны замечательным русским человеком, искусствоведом, бывшим графом Салтыковым Александром Борисовичем. И началось оно с изучения старых гжельских изделий. Александр Борисович работатал в НИИ Художественной промышленности. Он впервые атрибутировал гжельскую керамику XVIII века и задался целью возродить промысел.

К исследовательской работе он привлёк художницу Наталью Ивановну Бессарабову. Вместе с ней они составили альбом зарисовок коллекции Государственного Исторического Музея и на основе этого материала были разработаны эскизы современных керамических изделий.
Александр Борисович Салтыков разработал методику особой росписи - мазок подглазурной кобальтовой краской по белой гжельской глине. Позже и местные художники овладели росписью с тенями - от глубоких тонов до очень светлых и легких.





Салтыков
Александр Борисович


В 70-е годы этот стиль был признан как особый, гжельский. Именно в таком виде он стал одним из национальных символов России.

Опытной площадкой для внедрения этих разработок было выбрано одно из предприятий Гжели, в деревне Турыгино, где на то время выпускали изделия из фарфора, но, к сожалению, они не отвечали лучшим традициям гжельского народного промысла.
В 1944-1956 годах удалось внедрить в производство несколько образцов изделий с новой кобальтовой росписью.

Наталья Ивановна Бессарабова обучала мастериц особым приёмам гжельской росписи.
Сначала они выполняли росписи на фарфоре по эскизам Бессарабовой, но потом стали делать и свои композиции.


Читать дальше





Tags: Гжель, Россия, народные промыслы
Subscribe

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments