Виктор (stroganov) wrote in lovers_of_art,
Виктор
stroganov
lovers_of_art

Categories:

Несоветская советская живопись. Выставка "Непарадный портрет".

В феврале 2017 года на ВДНХ в 59-м павильоне ("Зерно") без широкой рекламы, тихо и без очередей прошла потрясающая выставка "Непарадный портрет. Искусство XX века". Так как я всего пару дней назад присоединился к сообществу lovers_of_art тем не менее считаю, что надо написать про эту выставку. Она стоит того, чтобы о ней вспомнить сейчас.


Павильон 59 ("Зерно")


На выставке было представлено около ста работ как известных, так и малоизвестных и подзабытых художников дореволюционной России и СССР. И в основном из частных коллекций, что придало выставке особую привлекательность. Нет никаких ефановых, сварогов, герасимовых. В основном представлены очень редкие работы художников 20-30 х годов. Такая вот несоветская советская живопись.



Афиша выставки.


Открывает выставку небольшой зал под названием "Вокруг Мира искусства" в котором выставлено несколько работ художников, сформировавшихся еще до революции и следующих традициям движения "Мир искусства".


Константин Сомов, Женский портрет (Мария Юрьевна Филлипс), 1937, Частное собрание

Мария Юрьевна Филлипс - жена английского торговца пушниной, до революции имевшего дела с Россией и проживавшего в Петербурге. На момент создания портрета, это была «богатая дама» из Лондона, изредка, «ненадолго наезжающая в Париж». В 1935 году заказала Сомову свой портрет.


Леон Бакст, Портрет Иды Рубинштейн, 1918, Частное собрание

Ида Львовна Рубинштейн - российская танцовщица и актриса. С 1910 года жила в Париже. На этом портрете Иде 35 лет.


Зинаида Серебрякова, Портрет Петра Соколова,1916-1917, Частное собрание

Петр Иванович Соколов – живописец, график, художник театра, ученик К.С. Петрова–Водкина. Сотрудничал с писателями – Обэреутами (Хармсом, Введенским, Заболоцким, Олейниковым). В 1937 году репрессирован.


Анна Сведомская, Портрет Паоло Джизмонди, 1928, Галерея Акант


Анна Александровна Сведомская была дочерью художника Александра Сведомского и Анны Кутуковой, певицы и пианистки. После 1918 года жила в Италии в Сан-Ремо.В 1927 г. она вышла замуж за Паоло Мануэля Джизмонди из местной аристократической семьи. Он и изображен на портрете. Я никогда до этой выставки не видел картин Сведомской и даже не знал о таком художнике. )


Алексей Исупов, Автопортрет("Любитель пива"), Частное собрание

Алексей Владимирович Исупов - живописец-реалист, яркий представитель салонной живописи. С 1926 года жил в Риме. Выехал туда лечиться (костный туберкулез).На протяжении затянувшейся более чем на тридцать лет командировки Исупов мечтал вернуться на родину, считая себя советским художником, но не мог покинуть Италию из-за серьезных проблем со здоровьем.В России Исупова никогда не относили к «буржуазным элементам», его творчество было признано Советской властью. Прожив долгие годы вдали от Родины, Алексей Владимирович Исупов никогда не считал себя эмигрантом. «Мы с женой собственно к эмиграции и не принадлежим, — писал художник, — паспорта у нас советские и граждане мы советские. В Италию загнала меня не гражданская война, а болезнь».
Этот автопортрет иногда называют "Портрет Шаляпина". Исупов внешне действительно был похож на своего земляка.


Константин Коровин, Портрет Надежды Комаровской, 1910-е годы, Частное собрание

Константина АлексеевичаКоровина представлять не надо. Широко известный русский художник.
Надежда Ивановна Комаровская — русская драматическая актриса, заслуженная артистка РСФСР. Актриса МХАТа, потом БДТ. Была гражданской женой художника К. А. Коровина. Пережила Блокаду в Ленинграде. Умерла в 1967 году в возрасте 82-х лет.

Ну а дальше большой зал с советскими художниками новаторского толка. Так называемыми "формалистами". Не очень принимаемыми тогдашней советской властью. Считалось, что сохранение в искусстве "личного" оставляет художника за пределами социума. Поэтому широким массам любителей живописи многие имена до сих пор малоизвестны.


Владимир Татлин, Автопортрет, 1910-е годы, Костромской музей

Владимир Евграфович Татлин — живописец, график, дизайнер и художник театра, родоначальник конструктивизма. Имя Татлина стало одним из символов русского авангарда. Умер в 1953 году.


Александр Богомазов, Автопортрет, 1914-1915, Частное собрание

Александр Константинович Богомазов — украинский художник, видный представитель и теоретик украинского и русского художественного авангарда. Александра Богомазова называли «украинским Пикассо». Умер в 1930 году. Практически сразу после смерти Богомазов был вычеркнут из истории советского искусства. Наступили годы запрета и забвения. Лишь в середине 1960-х годов во время хрущевской оттепели его имя и творческое наследие были заново открыты.


Натан Альтман, Портрет И.Д. в полосатой кофточке, 1936, Частное собрание

Натан Исаевич Альтман — живописец, художник-авангардист (кубист), скульптор и театральный художник. Умер в 1970 году. И.Д. - предположительно Ирина Дега, балерина, жена Альтмана с 1928 по 1935 г.г.


Фавста Шихманова, Портрет мальчика, 1910-е годы, Частное собрание

Фавста Николаевна Шихманова - немногочисленные известные ее картины относятся в основном к жанру пейзажа или портрета. Т.н. "званцевка" - училась в художественной школе Е. Н. Званцевой (1910-е) у К. С. Петрова-Водкина. О самом художнике сохранилось очень мало сведений. Есть сведения, что 16 декабря 1937 она была арестована. Далее ее следы теряются. Я никогда до этой выставки не видел картин Шихмановой и даже не знал о таком художнике.


Раиса Котович-Борисяк, Портрет Шибинского, 1917, Частное собрание

Раиса Ивановна Котович-Борисяк - ученица Петрова-Водкина, практически неизвестна современной публике. Художница умерла рано, в 1923 году в возрасте 28 лет, во время родов.
А.А. Шибинский — штабс-капитан, занимавшийся геологоразведкой в Турецкой Армении (термин того времени) и в Персии, по сути дела разведчик. Образ непарадный и психологически глубокий: русский офицер, интеллигентный и в то же время бывалый, привыкший к экстремальным ситуациям. И наконец, совершенно неожиданный атрибут — мастерски вписанный в пространство навьюченный верблюд, напоминание о служебных путешествиях офицера.


Борис Григорьев, Автопортрет с курицей и петухом, 1920-е годы, Частное собрание



Борис Григорьев, Крестьянин, 1917-1918. Частное собрание

Борис Дмитриевич Григорьев в особых представлениях не нуждается. В 2011 году в Третьяковке была большая ретроспективная выставка его работ. Я писал о ней http://stroganov.livejournal.com/104196.html?thread=878596



Владимир Луппиан, Портрет Музы Луппиан, 1920-е годы, Частное собрание

Владимир Карлович Луппиан - ученик и последователь Филонова.
Муза Луппиан - дочь художника. Умерла в 1942 году в возрасте 30 лет. Владимир Луппиан умер в 1983.


Борис Гурвич, Голова. Аналитический этюд, 1926, Галеев галерея

Борис Исаакович Гурвич — художник, участник школы Филонова. Я поначалу так и подумал, что это Филонов, увидев картину издали. Умер в 1985 году.


Алексей Зернов, Модель в мастерской, 1926, Частное собрание

Алексей Иванович Зернов - живописец, график, учитель рисования и черчения в Петришуле в 1930-е гг. Последователь школы Петрова-Водкина. К сожалению, его самобытный талант так и не был по достоинству оценен современниками. Умер от голода во время блокады Ленинграда в январе 1942 года.


Виктор Прошкин, Автопортрет в зеленой шляпе, 1928, Частное собрание

Виктор Николаевич Прошкин - живописец, график, педагог, представитель ленинградской школы пейзажной живописи.Учился у Петрова-Водкина. Умер в 1983 году.


Вера Ермолаева, Сидящий мужчина, начало 1930-х, Галеев галерея

Вера Михайловна Ермолаева - живописец, график, художник-иллюстратор, деятель русского авангарда.В детстве Вера Михайловна упала с лошади, что вызвало паралич ног. Впоследствии она могла ходить только с помощью костылей.Ермолаева получила образование в Европе.В 1915—1916 годах входила в футуристический кружок «Бескровное убийство». В 1919 году ИЗО отдел Наркомпроса направил Ермолаеву в Витебск преподавателем в Народное художественное училище, преобразованное потом в Витебский художественно-практический институт. В 1921 году после ухода с должности Марка Шагала она стала ректором этого института. В Витебске под влиянием Малевича, которого она пригласила преподавать, Вера Михайловна увлеклась беспредметным искусством. В 1922 году Ермолаева вернулась в Петроград, где получила должность руководителя лаборатории цвета в Государственном институте художественной культуры. В конце 1920-х годов сотрудничала с журналами «Воробей», «Новый Робинзон», «Чиж» и «Ёж».25 декабря 1934 года Ермолаева была арестована. В вину В. М. Ермолаевой вменялась «антисоветская деятельность, выражающаяся в пропаганде антисоветских идей и попытке организовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию». Была сослана в Караганду. Вторично осуждена 20 сентября 1937 года. 26 сентября 1937 года расстреляна в лагере около Караганды. 20 сентября 1989 года реабилитирована.


Давид Штеренберг, Портрет Лили Брик, 1910-е годы, Частная коллекция

Давид Петрович Штеренберг в представлении не нуждается. Известный советский художник. Умер в 1948 году. Лиля Брик на портрете не похожа ну ту Лилю, которую мы все знаем по фотографиям Родченко. А так портрет замечательный )


Виктор Уфимцев, Нэпманша, 1958, Частное собрание

Виктор Иванович Уфимцев - живописец, график, педагог. Народный художник Узбекской ССР (1944). С 1917 г. учился на курсах рисования и живописи при Омском рабочем институте практических знаний. Работал художником в клубе Красной Армии. Член секции художников при Союзе Рабис (1920). Организатор омской группы художников "Червонная тройка", член общества художников "Новая Сибирь". С 1923 г. жил и работал в Узбекистане, преподавал в Ташкентском художественном училище. Умер в 1964 году


Ефим Рояк, Девушка с очками, 1979, Частная коллекция

Ефим Моисеевич Рояк - живописец, график, архитектор, дизайнер. В 1919 году в Витебске произошло знакомство будущего художника с Марком Шагалом . В том же году юный Рояк поступил в Витебское народное художественное училище (ВНХУ), где в то время преподавал Шагал. Вскоре лидерство в учебном заведении перешло к новому преподавателю - Казимиру Малевичу. В 1920 году вокруг него образовалась группа молодых художников и студентов ВНХУ - "Утвердители нового искусства" ("УНОВИС"), в которую в числе прочих вошел и Е.М. Рояк, став в свои 14 лет самым молодым ее членом. В 1922 году покинул Витебск и переехал в Петроград. В 1934-1941 годах, а затем с 1948-го по 1954 год он работал в архитектурной мастерской братьев А.А. и В.А. Весниных. В 1945-1948 годах Рояк работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте стекла, разрабатывал проекты светильников для станций московского метрополитена. В 1954-1974 годах он занимал должность главного художника Киевского района Москвы.Умер 30 сентября 1987 года.


Александр Древин, Портрет Ермиловой-Платовой, 1929-1930 г.г., Частное собрание

Александр Давидович Древин (Древиныш) - живописец, портретист, пейзажист, жанрист, мастер натюрморта. С 1915 года жил в Москве. Состоял в объединениях: "Мир искусства", "Бубновый валет", "Группа экспрессионистов", был членом-учредителем Общества московских художников (1927–1932). Участвовал в создании Музея современного искусства, в 1920 году руководил Музеем живописной культуры. В 1920–1930 преподавал во Вхутемасе–Вхутеине. Член Инхука, РАХН (затем ГАХН). Его искусство подверглось критике, а с 1930 года художника отстранили от преподавательской деятельности.
Древин был арестован в январе 1938 года, а в феврале того же года расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1957 году.
Ермилова-Платова Ефросиния Федосеевна -художник, училась в школе живописи и рисования К. Юона (1914-1918), в студии И. Машкова (1917-1918). С 1911 года участник выставок. Жена художника Федора Платова. Произведения художника хранятся в ГТГ и других музеях. Умерла в 1974 году.


Федор Платов, Автопортрет,1929, Частное собрание

Федор Федорович Платов - живописец, график. Начинал как поэт и литератор. В 1915–1916 входил в футуристическую группу «Центрифуга». В 1917–1920 учился в МУЖВЗ у И. И. Машкова и Л. О. Пастернака. В 1922–1928 — действительный член ГАХН. В 1920-е занимался цветомузыкой, увлекался музыкой А. Н. Скрябина. С конца 1920-х до 1932 был членом Общества станковистов, однако в выставках ОСТа участия не принимал. В начале 1930-х подвергся обвинениям в формализме. В 1937 был удостоен бронзовой медали на Всемирной выставке в Париже. С 1938 по 1967 провел семь персональных выставок. Действительный член Академии художеств СССР. Умер в 1967 году.


Маруся Ильф-Тарасенко, Портрет девочки, 1920-е годы, Галеев галерея

Мария Николаевна Ильф-Тарасенко - художник, жена писателя Ильи Ильфа. 21 апреля 1924 года Илья Ильф и одесситка Маруся Тарасенко стали мужем и женой. Мария Николаевна пережила мужа на много лет — она умерла в 1981 году.


Михаил Соколов, Женский портрет( М.И. Баскакова), 1931, Ярославский музей

Михаил Ксенофонтович Соколов - В 1904 году поступил в Строгановское училище. С 1907 года учился самостоятельно.В 1904—1907 годах работы Соколова экспонировались на выставках в Ярославле и Москве. В 1907—1909 годах служил матросом на кораблях Балтийского флота. В годы Первой мировой войны служил в Петрограде. В 1916—1917 годах участвовал в выставке «Мир искусства». С 1923 года жил в Москве. Преподавал в Московском училище памяти 1905 года. С 1934 года — член МОСХа. Своей мастерской не имел, работал там, где жил — в десятиметровой комнате коммунальной квартиры на Арбате. Михаил Соколов категорически не принимал соцреализма. И вместо спортсменок и трактористов писал рыцарей и старинных испанок, Пьеро и комедиантов, денди и прекрасных дам в вуали. Арестован 26 октября 1938 года и приговорён к 7 годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал на станции Тайга. Был досрочно освобождён из лагеря в 1943 году в связи с тяжёлым состоянием здоровья. После освобождения (с 1943 по 1947 год) жил в Рыбинске, преподавал рисование в местном Доме пионеров. Добиться снятия судимости и восстановления в МОСХе Соколову не удалось.
Умер 29 сентября 1947 года. Реабилитирован 26 июня 1958 года.
Марина Ивановна Баскакова - жена и муза художника. Марина Баскакова была моложе мужа на восемнадцать лет. Она родилась на Украине. В Москву перебралась после расстрела отца. Окончив курсы, работала машинисткой. В браке с Михаилом Соколовым прожила восемь лет. В 1935 году они расстались. За годы совместной жизни художником было создано около ста ее портретов в технике масляной живописи, рисунка карандашом, пером и тушью.


Николай Тырса, Девушка в зеленом берете, 1930-е годы, Галеев галерея

Николай Андреевич Тырса — живописец, график, специалист прикладного искусства и педагог, представитель ленинградской школы пейзажной живописи. Один из создателей ленинградской школы книжной графики. Умер в 1942 году.


Самуил Адливанкин, Миша, 1933, Самарский музей

Самуил Яковлевич Адливанкин - живописец, монументалист, график, входил в «левое» крыло советского искусства 1920—30 годов. Работал с плакатом, писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Умер в 1966 году.


Юрий Пименов, Портрет девушки, 1934, Частное собрание

Юрий Иванович Пименов - представлять не надо, широко известный советский художник. Один из моих любимейших. Умер в 1977 году.


Порфирий Крылов, Андрюша, 1934, Тульский музей

Порфирий Никитич Крылов - тот самый из Кукрыниксы. Умер в 1990 году. На портрете сын художника, который тоже стал художником.


Мария Казанская, Автопортрет с красным шарфом, 1937, Частное собрание

Мария Борисовна Казанская - художник-живописец. Выросла в семье близко связанной с искусством. Её бабушка была двоюродной сестрой Михаила Врубеля; мать – Наталья Эрнестовна Радлова-Казанская — дочь советского историка философии, филолога и переводчика Э. Л. Радлова. По совету В. В. Лебедева пришла в мастерскую В. М. Ермолаевой. Одновременно, училась в Академии Художеств у А. А. Осмеркина. Она входила в "домашний круг" К. С. Малевича, дружила с К. И. Рождественским .
Мария Казанская была близка к группе художников «живописно-пластического реализма». Была арестована 25 декабря 1934 года, одновременно с В. М. Ермолаевой как «участник контрреволюционной группировки, пытающейся наладить нелегальную связь с заграницей и ведущей антисоветскую пропаганду среди окружающих» (по другим сведениям арестована в связи с убийством Кирова) 3 марта 1935 года следствие в отношении Казанской было прекращено. После ареста у Казанской обострилось наследственное психическое заболевание. В сентябре 1937 года прекратила занятия живописью.Весной 1942 года умерла от истощения в блокадном Ленинграде.

Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments