vanatik05 (Nataly) (vanatik05) wrote in lovers_of_art,
vanatik05 (Nataly)
vanatik05
lovers_of_art

Category:

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 16 (1). Русский портрет. ХХ век.

Передо мной стоит трудная задача: в небольшом обзоре рассказать о творчестве большого количества художников, работавших в 20 веке в жанре портрета. Начался этот век блестяще: недаром период с 1900 по 1930 назван «Серебряным веком», родившим такие направления в русской живописи, как авангард (Анненков, Фешин, Серебрякова), модерн ( Грабарь, Бенуа, Нестеров), супрематизм (Малевич, Суетин, Родченко), символизм (М. Врубель, Бopиcoв-Mycaтoв). О некоторых из упомянутых художников я уже писала, о некоторых напомню дальше…
В начале ХХ века еще продолжал успешно работать великий Нестеров Михаил (1862-1942).

Его интересовал «человек, живущий внутренней жизнью», как он сам говорил. Его глубокая и искренняя вера побудила его к участию в росписи православных храмов, да и некоторые портреты похожи на изображения святых. Посмотрите на одухотворенное лицо и аскетичную фигуру Ильина на этом портрете.



Революции Нестеров не принял, но и не уехал: он не представлял себе жизни на чужбине, а вот от церковной тематики в своем творчестве ему пришлось отказаться и почти полностью переключиться на портретный жанр.


Ему пришлось наблюдать и пережить репрессии 30-х годов, некоторые члены его семьи были арестованы, а муж дочери даже расстрелян, сам художник был в 1938 году тоже арестован (после обвинения его зятя в шпионаже), но выпущен через 2 недели. Выживать физически и морально Нестерову помогала работа, во время которой он забывал все трудности и нелепости жизни, до самого последнего дня он продолжал творить…
Пару слов о великолепном гравере (редкая для женщины специализация, считается, что она возродила искусство гравюры в России) и аквалеристе Анне Остроумовой-Лебедевой (1871-1955),

начинавшей в мастерской Репина, ставшей членом Академии художеств, оставившей несколько циклов гравюр, посвященных Петербургу-Ленинграду, в котором она пережила блокаду. Она не могла писать масляными красками из-за аллергической астмы, но в совершенстве владела акварелью, используя ее для написания пейзажей и портретов.

Последние годы жизни были для нее трудными, она начала резко слепнуть, но почти до конца продолжала работать. А.Бенуа сказал о ее творчестве теплые, слова, в том числе и об акварельных работах: «В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти её вещи блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре».
Одним из наиболее почитаемых мною художников того времени был Фешин Николай (1881-1955),


импрессионист, представитель русского авангарда, «художник двух континентов» - России и Америки.
Начав рисовать в 6 лет, а в 9 - помогать отцу, который был известным мастером-резчиком иконостасов, уже в 13 лет Николай зарабатывает рисованием. Отец решает обучать талантливого сына, и после художественной школы в Казани отправляет его в Санкт-Петербург, где с 1903 юноша становится учеником Репина и других известных художников в Академии Художеств. В годы революции и Гражданской войны Фешин также работает над портретами политиков,



музыкантов, пробует себя в скульптуре и театральных декорациях, но художник чувствует «колебания почвы под ногами», признает, что «Мои корни здесь, но я потерял энергию работать, желание жить». В августе 1923 Фешин с семьей переезжает в Америку, в Нью-Йорк, и уже в следующем году состоялась его первая персональная выставка в Чикаго, а за ней и другие. Его имя уже давно было известно заграницей, им интересуются коллекционеры, ему предоставили преподавательскую работу, он много пишет, у него много планов и надежд.


Неожиданно проявившийся туберкулез заставляет семью сменить климат и переехать на юг, в Таос, там Фешин перестраивает купленный дом, превращая его в объект искусства, сегодня он включен в перечень национальных исторических памятников США. Он трудился над ним 6 лет, желая создать фамильное гнездо для своей семьи – обожаемых жены и дочери.


Но случилась личная драма: жена неожиданно бросила художника из-за короткого увлечения и желания самостоятельности (она считала себя писательницей), дочь захотела остаться с отцом, они уехали в Нью-Йорк, а потом в Калифорнию. Последние 20 лет жизни Фешин жил в Санта-Монике, писал портреты, преподавал, много путешествовал, но уже никогда не был так счастлив, как первые годы жизни в США. Умер художник в одиночестве, во сне. «Несмотря на широту интересов и жанровый диапазон, Николай Фешин, безусловно, прежде всего неповторимый мастер портрета… Портрет не просто превалирует в творчестве живописца, а является вершиной воплощения его уникального таланта.» (https://www.tg-m.ru/articles/2-2012-35/vse-novo-i-vse-volnuet)
О Зинаиде Серебряковой (1884-1967) написано в последнее время много, прошли выставки ее работ, ее восхваляют, ею восхищаются… А ведь первая ее выставка после долгих лет забвения в СССР прошла только в 1966, в годы «хрущевской оттепели».

Не буду пересказывать ее биографию (хорошо и особенно тепло она изложена тут: https://www.culture.ru/s/serebryakova/), скажу только, что ее творчество не вписывается в какие-либо стилистические рамки: это и импрессионизм, и экспрессионизм, и символизм, и авангард… Две ее судьбы, первая -  потомок семейства Лансере, счастливая жена и мать, приобретающая известность художница,


и вторая - вдова, покинувшая родину после революции, ареста любимого мужа , а потом и смерти его от тифа, разлученная с двумя из 4 детей, бедствующая, тоскующая и раздираемая тревогой за оставшихся в России двоих детей.


Она их увидела только через 36 лет, сначала дочь, а через несколько лет и сына. Большие выставки работ Серебряковой были показаны в крупных городах СССР, она становится популярной на родине, ее превозносят и даже сравнивают с великими итальянцами Эпохи Возрождения. Но сама же она так и не вернулась, умерла в Париже в возрасте 82 лет и похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Мое личное отношение к творчеству З.Серебряковой может не совсем совпадать с общепринятым: я не нахожусь в числе ее обожателей, признавая талант, одухотворенность многих работ, легкость кисти и точность взгляда, она - художник со своим «лица не общим выраженьем».



Но...Я недаром поставила Серебрякову сразу за Фешиным, чтобы нагляднее было сравнение, которое для меня важно. Оно в ощущениях, в том – захватывает дух или нет. Портреты Серебряковой «проникновенны», а Фешина – «пронзительны», разница в этом: в тихом вкрадчивом «проникновении» в мою спокойную душу или в резком и болезненном «пронзании» встревоженной души, до спазма в горле, до слез, до потрясения. Я так чувствую, кто-то иначе, наверняка…
Еще один русско-французский живописец и график, иллюстратор и театральный художник, член «Мира Искусства», поэт и прекрасный график и портретист Юрий Анненков (1889-1974) родился в


Петропавловске, где его отец-народоволец отбывал ссылку за соучастие в убийстве
Александра
II. Еще в молодости побывал в Париже, участвовал в салоне «Независимых»,
вернувшись в Россию, выпускает книгу «Портреты», где публикует 80 портретов
выдающихся деятелей культуры, отечественных и зарубежных.


В 1924 году Анненков принимает участие в Венецианской художественной выставке и после нее, не возвращаясь в Россию, уезжает в Париж вместе с женой Гальпериной, актрисой и балериной.


В Париже художник много работает в театрах, он оформил около 60 разных постановок, увлекается кинематографом – оформляя костюмы и декорации ко многим, более 50, фильмам. В 1954 г. за свои костюмы для кинофильмов Анненков был удостоен премии "Оскар".


Многим, вероятно, знаком его портрет Ахматовой, о котором сам художник сказал: «…Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженная в модное платье светской прелестницы». А Евгений Замятин об этом портрете написал: «Портрет  Ахматовой  –  или, точней: портрет бровей Ахматовой. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу, и в них – столько утрат…»
Среди тех художников, кто не уехал, остался на родине, но «во внутренней эмиграции», хотя и продолжал работать, получая звания от советской власти, был Павел Корин (1892-1967),


родившийся в знаменитом селе Палех в семье потомственных иконописцев. С детства находится в церковной среде, общаясь с иконописцами и учась у них, а в 1911 году переезжает в Москву и становится помощником и учеником М.Нестерова, которому он признавался позже в одном из писем: «Вы бросили мне в душу Ваш пламень, Вы виновник того, что я стал художником». Происхождение Корина и два художника - А.Иванов, с творчеством которого он познакомился и перед подвижнической жизнью которого преклонялся, и М.Нестеров - укрепили в нем мечту посвятить свою жизнь искусству и стать продолжателем великих традиций русской живописи.


Когда в 1925 году умирает патриарх Тихон и на его похороны в Москву собирается огромное количество православных, Корин, потрясенный увиденным, осознает, что Россия, казалось бы обреченная, продолжает жить, уверенная в своей духовной правоте. Он задумывает большую многофигурную работу, изображающую крестный ход во время похорон патриарха, дав ей предварительное название «Реквием». Он начал писать большое количество этюдов, каждый из которых может быть самостоятельным портретом, в общей сложности их было 29.

М.Горький, посетивший в 1931 году мастерскую Корина, увидевший эскизы и понявший общий замысел картины, посоветовал дать ей название «Русь уходящая», чтобы это название «прикрыло» художника от обвинений в «насаждении религиозных взглядов». Горький прикрывал фактически Корина своим авторитетом, а после его смерти в 1936 году резко усилились гонения на церковь, обстановка изменилась и художнику пришлось прекратить работу над картиной и полностью переключиться на портреты.


Художник много работает во время войны и после, особенно по восстановлению и реставрации, например, во Владимирском соборе Киева он реставрировал фрески, руководил реставрацией полотен Дрезденской галереи, продолжал писать портреты выдающихся людей эпохи,


а в 1966 году подписал письмо 25 деятелей культуры и науки на имя генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева против реабилитации Сталина. Окончательный эскиз картины «Русь уходящая», Корин завершил в 1959 году, это эскиз многофигурного группового портрета, созданного по примеру лучших образцов этого жанра. Но художник так и не перенес готовую в сущности картину на большой холст. Натянутый на гигантский подрамник, холст этот и поныне стоит в мастерской-музее художника.  Похоронен Корин в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Заканчивая эту часть, просто перечислю еще некоторых известных художников, уехавших в разное время и по разным причинам из России или СССР. Только после хрущевской оттепели, да и то не сразу, постепенно, дозировано их имена начали возвращаться, в конце 20 века уже организовывались выставки, издавались книги и альбомы. (Прочитать о них можно тут: http://www.avangardism.ru/, https://artchive.ru/artists )
Давид Бурлюк (1882-1967), «отец русского футуризма», призывавший «сбросить классиков с парохода современности», один из организаторов художественного общества «Бубновый валет».


Михаил Ларионов (1881-1964), живописец, график, искусствовед, изобретатель «лучизма» и один из основоположников русского авангарда, муж Натальи Гончаровой.)


Александр Бенуа (1870-1960), искусствовед и художник, организатор общества «Мир искусства», талантливый иллюстратор.


Малявин Филипп (1869-1940), портретист и жанрист, работал в разных стилях (импрессионизм, экспрессионизм, модерн), участвовал в объединениях «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Судейкин Сергей (1882-1946), живописец, график, театральный художник, представитель русского авангарда, ученик Серова и Коровина, муж балерины Ольги Глебовой и актрисы Веры де Боссе.


Бакст Лев (1866-1924), иллюстратор, театральный сценограф и художник, член объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С.П.Дягилева.

В продолжение нашего разговора о художниках 20 века, в следующей части, мы поговорим о художниках, сотрудничавших с советской властью, принявших условия существования в заданных рамках и выполнявших правительственные и партийные заказы, а также о современных художниках, недавно ушедших или продолжающих работать и сегодня…


Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Финская художница Хейкала и магия её рисунков

    Хейкала - Пушистый отряд Хейкала (Heikala) - современная финская художница. Работает в основном тушью и акварелью. Хейкала училась в Институте…

  • О вечном успеется ...

    Не о вечном!.. О вечном успеется. Я о суетном, только о нём, Что, как дождик, струится и сеется, Застилая собой окоём. Я о нём,…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Фото: Владимир Яроцкий Богини Парнаса. О новой выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина «Музы…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment