Виктор (stroganov) wrote in lovers_of_art,
Виктор
stroganov
lovers_of_art

Categories:

Измы Михаила Ларионова. Выставка в Новой Третьяковке.

Для меня пара Гончарова и Ларионов - это как Орлова и Александров, Плисецкая и Щедрин etc., etc. Нерасторжимые и всегда произносимые вместе имена. Если мы говорим о Гончаровой, то сразу вспоминаем и Ларионова и наоборот. Два этих художника, с юношеских лет и до самого ухода, прожили и творили вместе, были единомышленниками. И если выставка Гончаровой прошла в Москве в 2013 году, то следовало вскоре ждать и выставку Ларионова. Так и случилось - в Новой Третьяковке на Крымском валу открылась обширная, около трехсот работ, ретроспективная выставка Михаила Ларионова. Помимо работ из самой Третьяковской галереи, представлены картины из Галереи Тейт в Лондоне, Музея Виктории и Альберта в Лондоне, Альбертины в Вене, Музея Людвига в Кельне, Центра Помпиду в Париже, региональных российских музеев и из частных коллекций.




Михаил Федорович Ларионов считается сегодня чуть-ли не первым авангардистом России.


Учился живописи у Валентина Серова и Исаака Левитана. Обладая бунтарской натурой он не стал в итоге художником -реалистом, а нашел свой живописный язык и стиль. Стал ниспровергателем академических канонов. Поначалу понимая скандальность своего живописного языка - ну как мог ученик Серова так писать - Ларионов выставлял свои работы как бы от имени неизвестного художника-любителя, некоего фельдфебеля.


Автопортрет, конец 1910-х, ГТГ, Москва


Ну а потом уж «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень», «Лучисты и будущники», дягилевские сезоны и эмигрантский Париж. Ларионов перевернул представления об искусстве своего времени. Остался в истории живописи как ниспровергатель авторитетов и основатель собственного «-изма».

Судьба живописного наследия Ларионова тоже небезынтересна. Почти детективная история.
В 1964 году Ларионов скончался и законной и единственной наследницей всех его работ и работ Гончаровой оказалась некто Александра Клавдиевна Томилина.


А.К.Томилина (в центре) и М.Ф.Ларионов (справа) на персональной выставке М.Ф. Ларионова и Н.С. Гончаровой, Лондон, 1961, ГТГ, Москва


Дело в том, что в 1963 году, спустя год после смерти Натальи Гончаровой, Михаил Федорович женился на своей многолетней подруге Александре Томилиной. В течение тридцати лет она была любовницей Михаила Ларионова. Жила в том же доме, была знакома и с Натальей Гончаровой, которая прекрасно знала, что Томилину и Ларионова связывает нечто большее чем просто дружба. Да и у самой Гончаровой тоже был уже сердечный друг, Орест Иванович Розенфельд. Так что связывали Гончарову и Ларионова душевные и художественные отношения. А личная жизнь у каждого уже была своя. Хотя спать Ларионов всегда приходил домой. Так и метался между двух женщин - законной женой, с которой они расписались только в 1955 году, и Александрой Томилиной, младше себя лет на 20. Любопытно, что Александра была дочь богатого и известного в дореволюционной России человека, Клавдия Томилина, управляющего товариществом банков "Волков и К" и построившего под Москвой поселок, который до сих пор называется его именем - Томилино ))
Вот эта женщина и стала наследницей всего художественного богатства семьи Гончаровой-Ларионова. В 1978 году Томилина-Ларионова написала завещание, по которому наследником картин Ларионова и Гончаровой являлось правительство СССР !!!

Однако незадача, во Франции налог на наследство составляет 60%. И вот адвокаты-жулики совместно с советскими дипломатами задумали минимизировать затраты на получение наследства. В 1989 году из ее квартиры в Париже (сама Томилина в это время находилась при смерти в доме престарелых в Швейцарии) были вывезены в российское посольство якобы "на временное хранение" архив Ларионова , библиотека и несколько картин (остальные находились в специальном хранилище в Париже под присмотром французских властей). Быстро выяснилось, что вещи из квартиры Томилиной были так спешно перевезены в советское посольство в Париже, чтобы избежать высоких пошлин на наследство. Тем не менее "временно хранящиеся" в посольстве вещи были отправлены в СССР дипломатической почтой и на долгие годы стали головной болью Третьяковской галереи. Показывать нельзя. Вывезены незаконно, без уплаты пошлины. Но, с другой стороны, ведь завещано официально. В конце концов СССР был прощен за это пиратство, но в обмен на обещание, что к архиву будут допущены и французские исследователи творчества Ларионова и Гончаровой.

История на этом не закончилась. Ведь большая часть завещанных картин пока хранилась в специальном хранилище в Париже под присмотром французских властей. Их нельзя было тронуть без участия французских официальных инстанций. Но и платить 60% стоимости этих произведений, оказавшихся очень дорогими, советским чиновникам не хотелось. Мучались, мучались и решили передать Франции часть картин в счет налога на наследство.


Натюрморт с ноготками и филлокактусом, около 1908-1909, дар СССР, Центр Помпиду, Париж


Правда вопреки завещанию Томилиной не разрешавшей разбивать коллекцию на отдельные части. 67 произведений обоих художников перешли в Центр Жоржа Помпиду и помогли урегулировать в конце концов проблему с вывозом наследства.

И вот теперь на выставке в Новой Третьяковке встретились все эти работы и у нас сегодня есть уникальная возможность увидеть творчество Михаила Ларионова в целостном виде, проследить эволюцию его художественных подходов, понять как развивалась его творческая мысль.
Сам я ранее несколько недооценивал Михаила Ларионова. Но посетив выставку пересмотрел свой взгляд и очень всем рекомендую этого яркого, позитивного и веселого человека и художника.
И к открытию выставки издан шикарный альбом. Стоит 2500. Но он стоит того.)



Начинал Ларионов на мой взгляд несколько эпигонски и скучно, в стиле французских импрессионистов.

Дама и кавалер, конец 1890-х, ГТГ, Москва



Дамы с зонтиками, конец 1890-х, ГТГ, Москва



Цветущий куст на фоне неба, этюд, начало 1900-х, ГТГ, Москва



Пурга, начало 1900-х, ГТГ, Москва



Розовый куст после дождя, 1904, ГРМ, Санкт-Петербург


Но уже к середине 1900-х начинает обретать свой стиль.
Рыбы:

Рыбы при закате, середина 1900-х, ГРМ, Санкт-Петербург



Рыбы, 1906, Центр Помпиду, Париж



Рыбы, 1905-1907, Рязанский государственный областной художественный музей им.И.П.Пожалостина


Павлины:

Павлин, 1910, Ульяновский областной художественный музей



Павлин, 1907, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля



Павлины, 1910, ГТГ, Москва


Другие животные и птицы:

Индюшка, 1905, ГРМ, Санкт-Петербург



Свинья, 1906, Центр Помпиду, Париж



Волыы на отдыхе, 1908, ГТГ, Москва



Индюк, 1907, Художественный музей им. Махарбека Туганова, Владикавказ


Ну а дальше в стиле фовизма, футуризма, но со своим индивидуальным уже ларионовским стилем:


Ноги и листва, 1908, собрание П.О.Авена



Интерьер с колодой, 1909, ГТГ, Москва



Натюрморт с синим чайником, 1909, ГТГ, Москва



Лошади с пастухом, начало 1900-х, ГРМ, Санкт-Петербург



Улица в провинции, 1910, Екатеринбургский музей изобразительных искусств



Провинциальная франтиха, 1909, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань



Проходящая женщина, 1909, Ульяновский областной художественный музей



Цирковая танцовщица, 1911, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля



Танцующие, 1909, ГТГ, Москва



Синяя свинья, 1909-1910, Центр Помпиду, Париж



Море, 1910, Нижегородский государственный художественный музей



Ссора в кабачке (В трактире), 1909, Нижегородский государственный художественный музей



Кельнерша, 1911, ГТГ, Москва



Месильщики теста, 1909, Собрание Иветты и Тамаза Манашеровых



Офицерский парикмахер, 1907-1909, Альбертина, Вена



Купальщицы на закате, 1908, Собрание Иветты и Тамаза Манашеровых


Ну и Ларионов в полный рост. Лучизм:


Лучистый пейзаж, 1912, ГРМ, Санкт-Петербург



Прогулка. Бульварная Венера, 1913, Центр Помпиду, Париж



Петух (лучистый этюд), 1912, ГТГ, Москва



Голова быка, 1912, ГТГ, Москва


Новый примитив.
Венеры:

Еврейская Венера, 1912, Екатеринбургский музей изобразительных искусств



Кацапская Венера, 1912, Нижегородский государственный художественный музей



Венера, 1912, ГРМ, Санкт-Петербург



Венера, 1912, ГРМ, Санкт-Петербург



Венера с птицей, 1928, ГТГ, Москва


Солдатский цикл:

Отдыхающий солдат, 1911, ГТГ, Москва



Утро в казармах, 1910, ГТГ, Москва



Солдат курящий, 1910-1911, ГТГ, Москва



Солдат на коне, 1911, Тейт, Лондон


Времена года:

Зима, 1912, ГТГ, Москва



Весна, 1912, ГТГ, Москва



Осень, Центр Помпиду, Париж


Портреты:

Портрет В.Е.Татлина, 1913, Центр Помпиду, Париж



Портрет Н.С.Гончаровой, 1915, ГТГ, Москва



Портрет Н.С.Гончаровой, 1907, Частное собрание


Ну и напоследок пару графических автопортретов с неприличными надписями. Наверное это был прикол:


Автопортрет, 2-я половина 1920-х, ГТГ, Москва



Маня курва, 1928, ГТГ, Москва



Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Лермонтов и Нина, или Возможная встреча...

    Нина – это Нина Александровна Грибоедова, в девичестве Чавчавадзе, жена Александра Сергеевича Грибоедова с 22 августа 1828 года по 30 января…

  • Изабелла Каролевич/художница .

    Скажи, мне где тебя найти, Какие приведут пути, Я в ветре слышу голос твой, Как будто ты рядом со мной, Ты сердце моё и душа, Я…

  • На кресте. И с крестом...

    Чтобы закончить тему Реалистических скульптур и Натуралистических надгробий - тема Христа. Вот такое распятие в храме св. Сальвадора…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments