mizantrop_1943 (mizantrop_1943) wrote in lovers_of_art,
mizantrop_1943
mizantrop_1943
lovers_of_art

Category:

Удивительный мир Уильяма Блейка

1-Живопись_Томас-Филлипс_Уильям-Блеик-1807.jpg

Томас Филлипс - Портрет Уильяма Блейка, 1807

Английский поэт и художник Уильям Блейк (William Blake), (1757, Лондон - 1827, Лондон) - один из величайших мифотворцев и мистиков. Визионер, создавший совершенно новый облик любви и показавший, что Ад и Рай мало отличаются друг от друга.



2-Живопись_Уильям-Блеик_Исаак-Ньютон-1795.jpg

Уильям Блейк - Исаак Ньютон, 1795



3-Живопись_Уильям-Блеик_Красныи-дракон-и-женщина-одетая-в-солнце-1805.jpg

Уильям Блейк - Красный дракон и женщина, одетая в солнце, 1805



4-Живопись_Уильям-Блеик_Лестница-Иакова-1799-1806.jpg

Уильям Блейк - Лестница Иакова, (1799-1806)



5-Живопись_Уильям-Блеик_Призрак-ничтожества-1820.jpg

Уильям Блейк - Призрак ничтожества, 1820




6-Живопись_Уильям-Блеик_Притча-о-разумных-и-неразумных-девах-1822.jpg

Уильям-Блейк - Притча о разумных и неразумных девах, 1822



7-Живопись_Уильям-Блеик_Сошествие-Христа-1804-20.jpg

Уильям Блейк - Сошествие Христа, 1804



8-Иллюстрация_Уильям-Блеик_Джон-Мильтон_«Потерянныи-раи»_Искушение-и-грехопадение-Евы-1808.jpg

Уильям Блейк - Искушение и грехопадение Евы (иллюстрация к поэме Джона Мильтона "Потерянный рай"), 1808



9-Иллюстрация_Уильям-Блеик_Оберон-Титания-и-Пак-с-танцующими-феями-1786.jpg

Уильям Блейк - Оберон, Титания и Пак с танцующими феями (иллюстрация к комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь"), 1786



10-Живопись_Уильям-Блеик_Страшныи-суд-1808.jpg

Уильям Блейк - Страшный суд, 1808



Мода управляет почти всем в этом мире. Самыми великими художниками считаются те, которые не были признаны при жизни и свое бессмертие обрели уже после того, как отправились в мир иной. Картины ван Гога, поздние работы Франсиско Гойи, Рембрандта ван Рейна и Уильяма Тернера завораживают нас не только своей красотой, но и тем фактом, с какой легкостью они были отвергнуты людьми прошлого.

Как просто гениальность признавалась бездарностью, а новое слово в живописи воспринималось ценителями искусства своего времени как речь ярмарочного шарлатана. И чем трагичней судьба художника, тем больше наше желание восстановить историческую справедливость. Но в судьбе Уильяма Блейка не было трагедии. Он отвергнутый, но не несчастный художник. Наверное, именно поэтому массовая культура не уделят ему такого внимания, хотя именно его судьба показывает, как непризнанный талант волей случая может обрести мировую известность.

Каждый гений - сумасшедший. Эта простая истина легко применима по отношению к Уильяму Блейку. Бога мальчик впервые увидел в возрасте четырех лет, когда тот лично заглянул к нему в окно. Огромное сияющее лицо Создателя смотрело на него испытующим взглядом, а юный поэт и художник кричал от ужаса в своей детской кровати. Это было только начало длительной череды свиданий Создателя и Блейка. Уже в возрасте девяти лет он рассказал своей матери, что увидел ангелов на дереве. Впоследствии художник вспоминал:

"Оно было буквально облеплено ими, и яркие ангельские крылья осыпали ветви дерева, словно звезды".

Мальчику не поверили, и он обиделся, да так сильно, что почти нигде не упоминал о своей родительнице. А потом появились не только визуальные образы, но и голоса. Они пели прекрасные гимны, и, по признанию самого Блейка, он стремился тут же записать их и как можно быстрее изобразить пришедшее к нему видение. Таким образом и возникает изобретенный им способ иллюминированной печати, где изготовленные вручную гравюры сопровождались поэтическим текстом. Так и создаются "Песни невинности" и "Песни опыта". Но успеха своему создателю они не принесут. В отличие от Бога, удача и слава заглянут в его окно только после смерти.

Непримиримость и абсурдность мышления и творчества Блейка поражают. Он принимал участие в восстаниях: в первых рядах штурмовал Ньюгейтскую тюрьму, в возрасте сорока шести лет избил солдата британской армии, за что был судим, поддерживал революционные движения в Америке и Франции. Он - настоящий плевок в лицо английскому консерватизму. Всю жизнь увлекаясь библейской мифологией и создавая иллюстрации к Библии, Блейк ненавидел церковь, причем любую, а в итоге создал абсолютно свою мифологию.

И центральное место в ней занимали идеи гармонии и любви. Больше нет четкого противопоставления между добром и злом. Создатель преклоняет колени перед сотворенным им миром. Все в мире подчинено любви и страсти, нет различий между плотским и духовным - они единое целое. Неудивительно, что христианский идеал непорочности художник и поэт считает полным бредом, ведь, по его мнению, он противоречит самой сути этого мира. Да, явно не благочестивые разговоры вели с Блейком Господь и ангелы его, сидящие на ветвях. И еще один интересный парадокс: Блейк, обожавший свою жену, считавший ее ангелом во плоти и создающий ее портрет перед самой своей смертью, в первую брачную ночь хотел, чтобы на ложе взошла с ним не только жена, но и его любовница. Получилось ли у него это - все, кто мог об этом рассказать, уже давно мертвы, но целомудренность - это явно не про нашего пророка.

Впрочем, то, что отпугивает или поражает простых людей в обычной жизни, то, что считается вершиной развращенности и испорченности характера, в искусстве часто принимает самые удивительные и необычные формы, восхищающие своей глубиной и красотой. Так было и в случае с Блейком. Только на первый взгляд его идеи кажутся абсурдными, и для того, чтобы их понять, необходимо знать и эпоху, в которую жил и творил художник. Его творчество во многом превосходило возможности понимания современников, но формировалось оно под влиянием идей того времени и было их порождением.

XVIII и XIX века вошли в историю как эпоха становления и развития научного знания. Именно тогда весь окружающий мир для мыслящего человека был представлен в качестве единой системы. Нечто наподобие часового механизма, где каждая деталь выполняет свою функцию, без которой вселенная погибнет. А где в этой системе было место для Бога? Для Декарта Господь был той пружиной, тем перводвигателем, который приводил в движение весь механизм. Но у Блейка был совершенно другой взгляд на порядок вещей. Господь, заглянувший к нему в окно, не был банальной часовой пружиной. В голове английского художника все последние научные знания причудливым образом сочетались с мистическими учениями Средневековья - иначе и быть не могло. Для Блейка Бог - это, прежде всего, "Великий архитектор".



11-Живопись_Уильям-Блеик_Творец-вселеннои.-Фронтиспис-к-поэме-«Европа»-1794.jpg

Уильям Блейк - Творец вселенной (фронтиспис к поэме "Европа"), 1794



Создатель стоит перед своим творением на одном колене, как влюбленный рыцарь перед прекрасной дамой. Сам архитектор находится в светящемся круге, а круг в представлении средневековых мистиков был идеальной формой, воплощением божественного начала, символом вечности (сферы Рая, уступы Чистилища, круги Ада в "Божественной комедии" Данте, но про него чуть позже). На первый взгляд, фигура Бога идеальна, как на картинах Микеланджело, но это не так. Его тело диспропорционально, руки по длине не меньше ног. Традиции итальянского Возрождения самым необычным образом сочетаются с мотивами религиозной живописи Эль Греко.

В руках Великий Архитектор держит циркуль, образующий равносторонний треугольник - один из христианских символов троицы. Это причудливое сочетание пропорции и диспропорции лучше всего отображает мышление Уильяма Блейка. Мир - это гармония между рациональным и иррациональным, между добром и злом. Все противоположности едины между собой. И еще одна антитеза сразу приковывает наше внимание: ветер времени развевает волосы и бороду Создателя, несет по небу тяжелые темные тучи, заслоняющие солнце, но фигура творца неподвижна, зато сколько внутренней энергии в ней: все мышцы тела напряжены до предела. Истинная гармония и любовь рождаются в борьбе, а Блейк, штурмовавший тюрьмы, избивающий солдат, всю жизнь сражавшийся, чтобы быть признанным, знал об этом не понаслышке.

Признания при жизни, как уже говорилось, Уильям Блейк так и не получил. Но отсутствие понимания со стороны современников никогда не останавливало художника. Незадолго до своей смерти он взялся за главный труд своей жизни, закончить который ему так и не удалось. Речь идет о его иллюстрациях в акварели к "Божественной комедии" Данте.



12-Иллюстрация_Уильям-Блеик_Данте_Божественная-комедия.jpg

Уильям Блейк - Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте



13-Иллюстрация_Уильям-Блеик_Данте_Божественная-комедия_Ад_01.jpg

Уильям Блейк - Ад (иллюстрация к "Божественной комедии" Данте)



14-Иллюстрация_Уильям-Блеик_Данте_Божественная-комедия_Беатриче.jpg

Уильям Блейк - Беатриче (иллюстрация к "Божественной комедии" Данте)



15-Иллюстрация_Уильям-Блеик_Данте_Божественная-комедия_Ад_02.jpg

Уильям Блейк - Ад (иллюстрация к "Божественной комедии" Данте)



16-Иллюстрация_Уильям-Блеик_Данте_Божественная-комедия_Чистилище.jpg

Уильям Блейк - Чистилище (иллюстрация к "Божественной комедии" Данте)



17-Иллюстрация_Уильям-Блеик_Данте_Божественная-комедия_Гарпии-Ад.jpg

Уильям Блейк - Гарпии - Ад (иллюстрация к "Божественной комедии" Данте)



Эта серия картин была вызовом и величайшей борьбой в жизни Блейка, ведь по отношению к итальянскому поэту он испытывал очень сложные эмоции. Здесь не было и речи о банальном восхищении! Английский живописец преклонялся перед силой воображения Данте, перед тем, как ему удалось изобразить загробный мир, но на этом положительные эмоции подходили к концу. Блейку не нравилось то злорадство, с которым итальянский классик отправлял в Ад своих врагов, да и само описание этого места - в представлении непризнанного гения своей эпохи оно не было таким уж мрачным. В своей антитезе Ад и Рай - единое целое, именно так считал Блейк. Неудивительно, что после его смерти часть работ была уничтожена, поскольку их сочли еретическими.

Над художественный переосмыслением "Божественной комедии" художник работал до самого конца, даже в последний день своей жизни. И хотя смерть помешала окончательному выполнению замысла, но даже те немногие работы, что дошли до нас, способны буквально перевернуть мировоззрение зрителя. Больше никому не приходило в голову изобразить Ад, залитый теплыми лучами солнечного света, Ад, в котором властвует любовь! Несчастный Босх, наверное, готов был съесть на том свете свои краски от негодования.

На мой взгляд, "Вихрь любовников" - одна из самых эмоциональных, глубоких и красивых картин в английской живописи XIX века.



18-Иллюстрация_Уильям-Блеик_Данте_Божественная-комедия_Вихрь-любовников-1827.jpg

Уильям Блейк - Вихрь любовников (иллюстрация к "Божественной комедии" Данте), 1827



В ее основе та часть поэмы Данте, где, услышав историю Франчески ди Римини, лирический герой падает без чувств, пораженный красотой и трагичностью рассказа. Но несмотря на это, Данте все равно помещает Франческу и ее любовника в Ад, ведь их связь была преступна с точки зрения христианской морали.

В картине же Блейка настроение совсем иное. Про Ад напоминает только раскаленная лава внизу полотна, но о страданиях и мучениях здесь нет и речи. Вихрь подхватывает души любовников, слитые в едином сладострастном порыве, и уносит их вверх, к свету, к раю, ведь именно в любви, по мнению Блейка, и познается истинное блаженство. И Данте падает на землю не от того, что поражен трагичностью истории, а от того, что перед ним открылась истина, до этого скрытая от глаз. Не случайно в верхнем правом углу полотна мы видим сияющую сферу, в центре которой обнаженные мужчина и женщина. Они обнимают друг друга. Это объятия любви. С ее помощью был создан мир: Ад и Рай в том числе.

Неслучайно, что пика своей популярности поэзия и живопись Блейка достигли в США и Англии в 60-е годы ХХ века. "Лето любви", хиппи, галлюцинации - все это наверняка пришлось бы художнику по вкусу.


Удивительный мир Уильяма Блейка



Tags: Великобритания, живопись, художники
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments