koshkin_ogorod (koshkin_ogorod) wrote in lovers_of_art,
koshkin_ogorod
koshkin_ogorod
lovers_of_art

Самые дорогие художники XX века (часть 1)

аукцион.jpg

За полотна современных художников самые известные коллекционеры мира охотно выкладывают сотни миллионов долларов.

Что это - любовь к искусству или просто бизнес?




1.jpg

Поль Сезанн - Игроки в карты (1895)


1-1.jpg



Картина продана в 2012 году
на частных торгах за
$250 млн


Творчество Сезанна понять легко. Единственным правилом художника была прямая передача предмета или сюжета на холст, поэтому его картины не вызывают недоумения зрителя. Сезанн соединил в своем искусстве две главные французские традиции: классицизм и романтизм. С помощью красочной фактуры он придавал форме предметов удивительную пластичность.

Серия из пяти картин "Игроки в карты" написана в 1890-1895 годах. Сюжет их одинаков - несколько людей увлеченно играют в покер. Отличаются работы только количеством игроков и размерами холста.

Четыре картины хранятся в музеях Европы и Америки (Музей д’Орсе, Метрополитен-музей, Фонд Барнса и Институт искусств Курто), а пятая до недавнего времени была украшением частной коллекции греческого миллиардера-судовладельца Георга Эмбирикоса. Незадолго до своей смерти, зимой 2011 года, он решил выставить ее на продажу. Потенциальными покупателями этой работы Сезанна стали арт-дилер Уильям Аквавелла и галерист с мировым именем Ларри Гагосян, предлагавшие за нее около 220 млн долларов. В результате картина досталась королевской семье арабского государства Катар за 250 млн. Крупнейшая арт-сделка в истории живописи была закрыта в феврале 2012 года. Об этом в Vanity Fair сообщила журналистка Александра Пирс. Она узнала стоимость картины и имя нового владельца, а затем информация проникла в СМИ всего мира.


В 2010 году в Катаре открылись Арабский музей современного искусства и Катарский национальный музей. Сейчас их коллекции пополняются. Возможно, пятая версия "Игроков в карты" приобретена шейхом с этой целью.



2.jpg

Джексон Поллок - Номер 5 (1948)


2-1.jpg



Картина продана в 2006 году
на аукционе Sotheby’s
за $140 млн



Ценность работ Поллока – не в результате, а в процессе. Автор не случайно называл свое искусство "живописью действия". С его легкой руки оно стало главным достоянием Америки. Джексон Поллок смешивал краску с песком, битым стеклом, а писал куском картона, мастихином, ножом, совком. Художник был настолько популярен, что в 1950-х подражатели нашлись даже в СССР. Картина "Номер 5" признана одной из самых странных и дорогих в мире. Один из создателей компании DreamWorks Дэвид Геффен приобрел ее для частной коллекции, а в 2006 году продал на аукционе Sotheby`s за 140 млн долларов мексиканскому коллекционеру Дэвиду Мартинесу. Однако вскоре юридическая фирма от имени своего клиента выпустила пресс-релиз, где сообщалось, что Дэвид Мартинес не является владельцем картины. Доподлинно известно только одно: мексиканский финансист действительно в последнее время коллекционировал произведения современного искусства. Вряд ли он упустил бы такую "крупную рыбу", как "Номер 5" Поллока.
















3.jpg

Виллем де Кунинг - Женщина III (1953)


3-1.jpg



Картина продана в 2006 году
на частных торгах
за $137 млн



В 1950-х на картинах де Кунинга появляются женщины с пустыми глазами, массивной грудью, уродливыми чертами лица. "Женщина III" стала последней работой из этой серии, участвующей в торгах.

С 1970-х годов картина хранилась в Тегеранском музее современного искусства, однако после введения жестких правил морали в стране от нее стремились избавиться. В 1994-м работа была вывезена из Ирана, а еще через 12 лет ее владелец Дэвид Геффен (тот самый продюсер, который продал полотно Джексона Поллока "Номер 5") уступил картину миллионеру Стивену Коэну за 137,5 млн долларов. Интересно то, что Геффен в один год стал распродавать свою коллекцию живописи. Это породило массу слухов: например, что продюсер решил купить газету Los Angeles Times.

На одном из арт-форумов было высказано мнение о сходстве "Женщины III" с картиной Леонардо да Винчи "Дама с горностаем". За зубастой улыбкой и бесформенной фигурой героини ценитель живописи разглядел грацию особы королевских кровей. Об этом говорит и плохо прорисованная корона, венчающая голову женщины.














4.jpg

Густав Климт - Портрет Адели Блох-Бауэр I (1907)



4-1.jpg



Картина продана в 2006 году
на аукционе Sotheby’s
за $135 млн



Судьба картины, которую называют "Австрийской Моной Лизой", легко может стать основой для бестселлера. Работа художника стала причиной конфликта целого государства и одной пожилой дамы.

Итак, на "Портрете Адели Блох-Бауэр I" изображена жена сахарозаводчика Фердинанда Блоха. Ее последней волей было передать картину австрийской государственной галерее. Однако Блох в своем завещании отменил дарение, а полотно экспроприировали нацисты. Позже галерея с трудом выкупила "Золотую Адель", но тут объявилась наследница - Мария Альтман, племянница Фердинанда Блоха.

В 2005 году начался громкий процесс "Мария Альтман против Австрийской республики", по итогам которого картина уехала вместе с ней в Лос-Анджелес. Австрия приняла беспрецедентные меры: велись переговоры о займах, население жертвовало деньги, чтобы выкупить портрет. Добро так и не победило зло: цену Альтман подняла до 300 млн долларов. На момент разбирательства ей было 79 лет, и она вошла в историю как человек, изменивший волю Блох-Бауэр в пользу личных интересов. Картина была приобретена Рональдом Лаудерем, владельцем "Новой галереи" в Нью-Йорке, где и находится по сей день. Для него Альтман снизила цену до 135 млн долларов.











5.jpg

Эдвард Мунк - Крик (1895)



5-1.jpg



Картина продана в 2012 году
на аукционе Sotheby’s
за $119,992 млн



Полное название картины - Der Schrei der Natur (в переводе с немецкого - "Крик природы"). Лицо то ли человека, то ли инопланетянина выражает отчаяние и панику - эти же эмоции испытывает зритель при взгляде на картину. Одно из ключевых произведений экспрессионизма предупреждает темы, ставшие острыми в искусстве XX века. По одной из версий, художник создал ее под влиянием психического расстройства, которым страдал всю жизнь.

Картина дважды была украдена из разных музеев, но ее возвращали. Получивший небольшие повреждения после кражи "Крик" отреставрировали, и он снова был готов к показу в Музее Мунка в 2008 году. Для представителей поп-культуры произведение стало источником вдохновения: Энди Уорхол создал серию его принтов-копий, а маска из американского фильма "Крик" сделана по образу и подобию героя картины.

На один сюжет Мунк написал четыре версии произведения: та, что находится в частной коллекции, выполнена пастелью. Норвежский миллиардер Петтер Олсен выставил ее на аукцион 2 мая 2012 года. Покупателем стал Леон Блэк, не пожалевший за "Крик" рекордной суммы. Основатель компаний Apollo Advisors, L.P. и Lion Advisors, L.P. известен своей любовью к искусству. Блэк - покровитель колледжа Дартмута, Музея современного искусства, Арт-центра Линкольна, Столичного музея искусств. Он обладает крупнейшей коллекцией картин современных художников и классических мастеров прошлых столетий.









6.jpg

Пабло Пикассо - Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев (1932)



6-1.jpg



Картина продана в 2010 году
на аукционе Christie’s
за $106,482 млн



Во время своей работы в Риме художник встретил танцовщицу Ольгу Хохлову, ставшую вскоре его женой. Он покончил с бродяжничеством, переехал вместе с ней в роскошную квартиру. К тому времени признание нашло героя, а вот брак был разрушен. Одна из самых дорогих картин мира создана почти случайно - по большой любви, которая, как всегда у Пикассо, была недолгой. В 1927 году он увлекся юной Мари-Терез Вальтер (ей было 17 лет, ему - 45). Втайне от жены уехал с любовницей в городок под Парижем, где и написал портрет, изобразив Мари-Терез в образе нимфы Дафны. Полотно приобрел нью-йоркский дилер Поль Розенберг, а в 1951 году продал его Сидни Ф. Броуди. Супруги Броуди показали картину миру всего однажды и только потому, что художнику исполнялось 80 лет. После смерти мужа госпожа Броуди в марте 2010 года выставила произведение на торги в доме Christie’s. За шесть десятилетий цена выросла более чем в 5000 раз! Неизвестный коллекционер приобрел ее за 106,5 млн долларов. В 2011 году в Британии состоялась выставка одной картины, где "Обнаженная..." увидела свет во второй раз, а вот имя владельца до сих пор неизвестно.















7.jpg

Энди Уорхол - Восемь Элвисов (1963)



7-1.jpg



Картина продана в 2008 году
на частных торгах
за $100 млн



Уорхоловские 60-е - так называли эпоху поп-арта в Америке. В 1962 году он работал на Манхэттене в студии "Фабрика", где собиралась вся богема Нью-Йорка. Яркие ее представители: Мик Джаггер, Боб Дилан, Трумен Капоте и другие известные в мире личности. В то же время Уорхол опробовал технику шелкографии - многократного повтора одного изображения. Этот метод он использовал и при создании "Восьми Элвисов": зритель словно видит кадры из кино, где звезда оживает. Здесь есть все, что так любил художник: беспроигрышный публичный образ, серебряный цвет и предчувствие смерти как главный посыл.

Есть два арт-дилера, продвигающих сегодня творчество Уорхола на мировом рынке: Ларри Гагосян и Альберто Муграби. Первый в 2008 году потратил 200 млн долларов на приобретение более 15 работ Уорхола. Второй покупает и продает его картины как рождественские открытки, только дороже. Но не они, а скромный французский арт-консультант Филипп Сегало помог римскому ценителю искусства Аннибале Берлингьери продать неизвестному покупателю "Восемь Элвисов" за рекордную для Уорхола сумму - 100 млн долларов.














8.jpg

Марк Ротко - Оранжевый, красный, желтый (1961)



8-1.jpg



Картина продана в 2012 году
на аукционе Christie’s
за $86,882 млн



Первые художественные опыты Ротко были сюрреалистической направленности, но со временем он упростил сюжет до цветовых пятен, лишив их всякой предметности. Сначала они имели яркие оттенки, а в 1960-е налились коричневым, фиолетовым, сгустившись до черного ко времени смерти художника. Марк Ротко предостерегал от поиска любого смысла в своих картинах. Автор хотел сказать ровно то, что сказал: только цвет, растворяющийся в воздухе, и ничего больше. Он рекомендовал смотреть на произведения с расстояния 45 см, чтобы зрителя «затягивало» в цвет, как в воронку. Осторожно: просмотр по всем правилам может привести к эффекту медитации, то есть постепенно приходят осознание бесконечности, полная погруженность в себя, расслабление, очищение. Цвет в его картинах живет, дышит и оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие (говорят, иногда - целительное). Художник заявлял: "Зритель должен плакать, глядя на них", - и такие случаи действительно были. По теории Ротко, в этот момент люди проживают тот же духовный опыт, что и он в процессе работы над картиной. Если вы сумели понять его на таком тонком уровне, то не удивитесь тому, что эти произведения абстракционизма критики часто сравнивают с иконами.

Работа "Оранжевое, красное, желтое" выражает всю суть живописи Марка Ротко. Ее начальная стоимость на аукционе Christie’s в Нью-Йорке 35-45 млн долларов. Неизвестный покупатель предложил цену, вдвое превышающую эстимейт (оценочная стоимость). Имя счастливого обладателя картины, как это часто бывает, не разглашается.









9.jpg

Фрэнсис Бэкон - Триптих (1976)



9-1.jpg



Картина продан в 2008 году
на аукционе Sotheby’s
за $86,2 млн



Престижные музеи стремились обладать картинами Бэкона, а вот чопорная английская публика не спешила раскошелиться на такое искусство. Легендарный премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер говорила о нем: "Человек, который рисует эти ужасающие картины".

Отправным периодом в своем творчестве сам художник считал послевоенное время. Вернувшись со службы, он вновь занялся живописью и создал главные шедевры. До участия "Триптиха, 1976" в торгах самой дорогой работой Бэкона был "Этюд к портрету Папы Иннокентия X" (52,7 млн долларов). В "Триптихе, 1976" художник изобразил мифологическийческий сюжет преследования Ореста фуриями. Разумеется, Орест - это сам Бэкон, а фурии - его терзания. Более 30 лет картина находилась в частной коллекции и не участвовала в выставках. Этот факт придает ей особую ценность и, соответственно, повышает стоимость. Но что такое несколько миллионов для ценителя искусства, да еще и по-русски щедрого? Роман Абрамович начал создавать свою коллекцию в 1990-х годах, в этом на него значительно повлияла подруга Даша Жукова, ставшая в современной России модной галеристкой. По неофициальным данным, в личном владении бизнесмена есть работы Альберто Джакометти и Пабло Пикассо, купленные за суммы, превышающие 100 млн долларов. В 2008 году он стал обладателем "Триптиха". Кстати, в 2011 году была приобретена еще одна ценная работа Бэкона - "Три наброска к портрету Люсьена Фрейда". Скрытые источники говорят, что покупателем вновь стал Роман Аркадьевич.










10.jpg

Клод Моне - Пруд с кувшинками (1919)



10-1.jpg



Картина продана в 2008 году
на аукционе Christie’s
за $80,5 млн



Кроме того, что Моне был великим художником, он еще и увлеченно занимался садоводством, обожал живую природу и цветы. В его пейзажах состояние природы сиюминутно, предметы как будто размыты движением воздуха. Впечатление усиливается за счет крупных мазков, с определенного расстояния они становятся незаметными и сливаются в фактурное, объемное изображение. В живописи позднего Моне особое место занимает тема воды и жизни в ней. В местечке Живерни у художника был собственный пруд, где он выращивал кувшинки из семян, специально привезенных им из Японии. Когда их цветки распускались, он приступал к рисованию. Серия "Кувшинки" состоит из 60 работ, которые художник писал на протяжении почти 30 лет, до самой смерти. Его зрение с возрастом ухудшалось, но он не останавливался. В зависимости от ветра, времени года и погоды вид пруда постоянно менялся, эти перемены и хотел запечатлеть Моне. Через тщательную работу к нему приходило понимание сути природы. Некоторые из полотен серии хранятся в ведущих галереях мира: Национальный музей западного искусства (Токио), Оранжери (Париж). Версия очередного "Пруда с кувшинками" ушла в руки неизвестного покупателя за рекордную сумму.












Tags: XX век, аукционы, живопись, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments