Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Лавиния Фонтана.

Художники Возрождения / Лавиния Фонтана.





 

Лавиния Фонтана ( 24 августа 1552, Болонья — 11 августа 1614, Рим) — итальянская художница болонской школы.


В списке известных художниц эпохи Возрождения Лавиния Фонтана  идёт вслед за Софонисбой Ангвиссолой. Но, в отличие от старшей коллеги,которая специализировалась на портретах, она также выполняла крупные публичные заказы на религиозные и мифологические темы, иногда включавшие обнажённую женскую натуру.
Фонтана была первой женщиной,писавшей ню, и, вероятно, первой художницей, работавшей с живыми нагими моделями. Истовая католичка, многодетная мать, любимица Пап,подруга аристократок и академик — вот факты, которые помогут понять,как она смогла достичь такого успеха.




 




Portrait of Ginevra Aldrovandi Hercolani

Лавиния Фонтана

Дата: 1595

Cтиль: Маньеризм (Позднее Возрождение)


 


Чтобы уяснить значение фигуры Лавиниии Фонтаны, важно принять во внимание социальные традиции Болоньи в период контрреформации. Поскольку художник-женщина в то время была редким явлением, понять, как она заняла видное положение, можно, изучив её происхождение.Дочь художника болонской школы Просперо Фонтана. Просперо был успешным живописцем, который работал в Риме и Флоренции. В качестве художника-портретиста Просперо Фонтана был представлен самим Микеланджело папе Юлию III и некоторое время даже получал жалованье от папского престола. 




Посвящение Богоматери. Думаю, 1580-е


 




Portrait of a Noblewoman

Лавиния Фонтана

Дата: 1580

Cтиль: Маньеризм (Позднее Возрождение)




Именно Просперо поощрял в дочери интерес к живописи, — в противном случае она вообще не смогла бы ею заниматься. Из немногих художниц эпохи Ренессанса, чьи имена нам известны сегодня, большинство обучались именно под руководством отцов. И Лавиния Фонтана не была исключением. Её родитель позаботился, чтобы помимо рисования дочь получила академическое образование. Известно, что Фонтана играла на спинете (род маленького клавикорда) и читала по-латыни. 





Portrait of a Couple

Лавиния Фонтана

Дата: 1580

Cтиль: Маньеризм (Позднее Возрождение)



Просперо же приложил руку и к замужеству дочери. Как отмечает арт-историк Кэролайн Мёрфи, «он понимал, что для того, чтобы женщина могла работать публично, без прикрытия в виде аристократического двора или монастыря, чтобы она могла достичь почётного статуса, ей требовался муж…». Семья Фонтана была небогатой, а Просперо видел в дочери большой потенциал и не хотел, чтобы она уходила из семьи, поскольку опасался потерять возможные доходы.





Портрет девочки, ок. 1580-1583



Это представляло большую проблему, поскольку традиционно женщины Болоньи после заключения брака переезжали в дом своего супруга. Отчасти по настоянию отца Лавиния вышла замуж за его ученика, которого звали Джан Паоло Заппи (иногда встречается написание Фаппи). Он согласился переехать в дом Просперо Фонтаны, чтобы не разбивать семью и позволить своей жене продолжать обучение под началом её отца.





Portrait of Gerolamo Mercuriale

Лавиния Фонтана

Дата: 1589

Cтиль: Маньеризм (Позднее Возрождение)





Портрет сенатора Орсини, 1614



Рисовала в основном портреты, которые были типичным предметом для живописцев женщин, и картины на религиозные и мифологические темы, которые иногда включали женские фигуры. В течение 20 лет, начиная с 1580-х, Лавиния была портретистом и достигла самой большой известности, как автор портретов дам высшего общества Болоньи. Ее стиль комбинирует осторожное внимание к деталям одежды и драгоценностей с пониманием индивидуальности изображаемого. Рисовала она также многих важных особ, преподававших в Университете Болоньи.





Apollo and the Muses (Parnassus)

Лавиния Фонтана

Дата: c.1598 - 1600; Italy

Cтиль: Маньеризм (Позднее Возрождение)

Жанр: мифологическая живопись



Фонтана имела большой успех, ее картины были известны во всей Италии. Тем самым она стала первой женщиной из Болоньи, которая достигла популярности во всей стране.Будучи набожной католичкой, Фонтана родила 11 детей, большинство из которых — в начале брака (но лишь трое из них пережили свою мать).





Семейный портрет, 1580-е, полагаю



В стиле и в одежде художница следовала религиозным предписаниям и даже нашла решение для конфликта между своей карьерой и церковными канонами. Лавиния говорила, что изучает «ценность культуры для женщин при условии, что она соответствует нормам». Лавиния была очень плодовитой художницей, несмотря на то, что являлась  многодетной матерью... Она нарисовала 135 картин.





Portrait of Five Women with a Dog and a Parrot

Лавиния Фонтана

Cтиль: Маньеризм (Позднее Возрождение)



Многие её ранние картины были подарены или проданы по очень низким ценам. Эта рекламная стратегия, разработанная её отцом, имела успех: в 1584 году художница получила несколько крупных заказов от церкви. Как отмечает Кэролайн Мёрфи, отцовский трюк имел неожиданное влияние на успех дочери: «В продвижении карьеры Лавинии Фонтаны как художницы, конкурирующей с мужчинами, сыграли роль её замужний статус, эрудиция, академическое образование и изначально скромные цены на работы. Поэтому к середине 1580-х годов её растущая репутация, расширяющиеся социальные связи и самопредставление как дворянки привлекли ещё одну — и более богатую — клиентуру. Она стала выдающимся портретистом элиты болонского общества».





The Adoration of the Magi

Лавиния Фонтана

Дата: 1560

Cтиль: Маньеризм (Позднее Возрождение)



В возрасте 25 лет Лавиния  Когда к Лавинии пришла известность, ДЖан Паоло, поборов свои профессиональные амбиции, стал управлять их домашним хозяйством и помогать жене в творчествеЛавиния Фонтана была приглашена Римским папой Клементом VIII в Рим, где написала картину «Мученичество святого Петра» для церкви Сан Паоло Фьори. В 1604 году она вновь приезжает в Рим и становится официальной художницей-портретисткой в суде Римского папы Павла V. Здесь Лавиния Фонтана добилась многих почестей.





Явление Христа Магдалине, ок. 1581



В 1611 году скульптор и архитектор Феличе Антонио Казони преподнес ей бронзовый медальон с ее портретом.

Лавиния является первой женщиной, которая была избрана в римскую Академию. Фактически, Фонтана расценена, как первая женщина в Западной Европе, которая сделала профессиональную карьеру как художник, работающий вне женского монастыря, наравне с коллегами-мужчинами.



Её крупнейшая работа — алтарный образ «Мученичество Святого Стефана» (1604) для церкви Сан-Паоло фуори ле Мура



 






 Лавиния Фонтана работала в тех же областях, что и её соперники-мужчины, не нашедшие покровительства при дворах и монастырях. Но вряд ли она достигла бы такого положения без поддержки отца. Просперо Фонтана был известным в Болонье художником, и именно он поощрял в дочери интерес к живописи — в противном случае она вообще не смогла бы ею заниматься.

 







Лавиния Фонтана. Автопортрет с клавикордом и служанкой



Лавиния Фонтана, «Автопортрет с клавикордом и служанкой» (1577). Академия святого Луки, Рим



Лавиния Фонтана училась не только живописи. Она получила также академическое образование. Известно,что художница играла на спинете (род маленького клавикорда) и читала по-латыни. Перед тем, как выйти замуж,она написала «Автопортрет с клавикордом и служанкой», на котором представила себя одновременно и как изысканную даму,и как профессионального живописца. Первую ипостась подчёркивают наряд Лавинии, музыкальный инструмент и служанка с нотами в руках,а вторую — мольберт у окна.





Святое семейство со святыми, 1578







 Ещё одним человеком, без которого Лавиния Фонтана состоялась бы, был её муж.Джан Паоло Заппи был сыном богатого торговца зерном и учеником Просперо Фонтаны. Именно отец Лавинии устроил брак дочери с молодым человеком,понимая, что для публичной карьеры без покровительства аристократического двора или монастыря женщине необходим супруг. Заппи даже переехал в дом жены — вопреки традиции, которая предписывала женщине уходить к мужу. Тем самым он позволил ей продолжать учёбу у отца, а тестю — получать доходы от продажи картин.


 





Лавиния Фонтана. Юдифь с головой Олоферна




Юдифь с головой Олоферна

Лавиния Фонтана

XVII век, 175.9×134.1 см






 Муж Лавинии Фонтаны считается её коллегой, но у него и намёка на талант, а сам он, как пишет историк Лора Рагг, был человеком недалёким. Однако его преданность жене, восхищение её успехами, понимание трудностей профессии,заботливость и то, что он взял на себя надзор за детьми и домом, позволило ей заниматься карьерой. Лавиния разрешала ему время от времени прописывать фон или немного помогать с драпировками, но не давала работать над более важными фрагментами её картин.


 





Лавиния Фонтана. Портрет Антониетты Гонсалес




Портрет Антониетты Гонсалес

Лавиния Фонтана

1595, 57×46 см






Лавиния Фонтана была набожной католичкой, и вся её жизнь была подчинена предписаниям Церкви. Она родила 11 детей, из которых только трое пережили свою мать, носила строгую одежду и даже нашла решение для противоречия между своей карьерой и религиозными канонами. Лавиния говорила, что изучает «ценность культуры для женщин при условии, что она соответствует нормам». Мораль её покровительниц всегда была для художницы на первом месте.


 





Лавиния Фонтана. Бьянка дели Утили Мазелли и её шестеро детей




Бьянка дели Утили Мазелли и её шестеро детей

Лавиния Фонтана

1600-е , 99×133.5 см







 





Лавиния Фонтана водила дружбу со своими влиятельными натурщицами.Очевидно, клиенткам было более комфортно позировать живописцу-женщине. Она изображала их в разные моменты жизни — от помолвки до беременности и даже в период траура по почившему супругу. Некоторые её модели — такие как Констанца Сфорца Бонкомпаньи, герцогиня Сора — позже стали крёстными её детей или давали им свои имена. Других своих покровительниц, таких как Элеонора де Медичи и Изабелла Руини, Фонтана изобразила в виде библейских и мифологических персонажей, прославив тем самым их красоту и нравственность.


 







Лавиния Фонтана. Визит царицы Савской к царю Соломону




 


На картине «Визит царицы Савской к царю Соломону» (1600) Лавиния Фонтана изобразила свою покровительницу Элеонору де Медичи в образе правительницы царства Шеба. Позади герцогини стоят её фрейлины, а муж — Винченцо I Гонзага, герцог Мантуи — исполняет роль Соломона




Мистическое обручение Св. Екатерины Александрийской, 1581. Св. Екатерина показана здесь совсем девочкой. Впрочем, она и прожила только 18 лет. На мой взгляд, одна из лучших работ художницы.


 









. Богатая светская клиентура завелась у Лавинии Фонтаны также благодаря отцу.Многие её ранние картины он продал по очень низким ценами или просто подарил — и эта рекламная стратегия имела успех. В 1584 году художница получила несколько крупных заказов от церкви, а её замужний статус, эрудиция,академическое образование и изначально скромные цены на работы привлекли также элиту болонского общества. Благородные заказчики стекалось к Фонтане,и она изображала их такими, какими они хотели видеть сами себя — облачёнными в расшитые шелка с драгоценными камнями и кружевами. Её картины — бесценный источник информации для историков моды.


 






Лавиния Фонтана. Портрет дамы с комнатной собачкой


 


Лавиния Фонтана. Портрет Констанцы Алидоси




  • Лавиния Фонтана, «Портрет дамы с комнатной собачкой» (1590-е). Художественная галерея Окленда




  • Лавиния Фонтана, «Портрет Констанцы Алидоси» (1594). Национальный музей женского искусства, Вашингтон








 Лавинии Фонтане оказывали многочисленные почести. В 1603 году она с семьёй переехала в Рим по приглашению Папы Климента VIII, который скончался спустя два года. Следующий понтифик Лев XI, прозванный «Папа-молния», правил всего 28 дней и умер, переутомившись и переохладившись на церемонии собственной интронизации. Его преемник Павел V также покровительствовал и даже позировал художнице. В 1611 году скульптор Феличе Антонио Касони отлил профиль Фонтаны на бронзовом медальоне. За свои заслуги она была избрана в Академию святого Луки в Риме.


 









 




Медальон с профилем Лавинии Фонтаны отлитый в 1611 году скульптором Феличе Антонио Касони. Британский музей,Лондон


 









 Некоторые картины Лавинии Фонтаны были ошибочно приписаныГвидо Рени..Например, это «Венера», «Богородица, поднимающая вуаль над спящим младенцем Христом» и «Визит царицы Савской к царю Соломону». На данный момент историки нашли записи о ста работах художницы, но пока обнаружены лишь 32 подписанных и датированных произведения. Существует ещё 25 картин, которые с высокой степенью вероятности могут быть приписаны ей. Таким образом, наследие Фонтаны может считаться самым обширным среди всех женщин-живописцев до 1700 года.


 







Вознесение Богоматери, 1583. Фигуры святых в нижней части слишком уж сильны для художницы, да и в целом картина напоминает "Распятие" , написанное в том же году юным Аннибале Каррачи. Уж не помогал ли он Лавинии?






Юдифь и Олоферн





Одевающаяся Минерва. 1613. Галерея Боргезе, Рим



Ранний стиль Лавинии Фонтаны очень напоминал отцовский, но постепенно она переняла манеру Караваджо, добавив насыщенную квазивенецианскую колористику. Помимо портретов и других картин художница писала также небольшие произведения на медных пластинах, которые пользовались популярностью в качестве папских и дипломатических подарков.





Portrait of a Lady of the Court

Лавиния Фонтана

Дата: 1590



Некоторые её дорогостоящие картины позже были ошибочно приписаны Гвидо Рени. Например, это «Венера», «Богородица, поднимающая вуаль над спящим младенцем Христом» и «Визит царицы Савской к царю Соломону». Автопортрет Лавинии до замужества — а в юности она, как говорили, была очень красива — принадлежал графу Заппи из Имолы, родственником которого был её супруг. На этой картине Фонтана представила себя в двух ипостасях — как изысканную даму и как профессионального художника. Такое сопоставление было распространено среди её коллег-женщин в XVI веке.





Venus and Cupid

Лавиния Фонтана

Оригинальное название: Venere e Cupido

Дата: 1592

Cтиль: Маньеризм (Позднее Возрождение)





Св. Франциск из Паолы, благословляющий сына Луизы Савойской, 1590



По документам историкам известны более ста работ Лавинии Фонтаны, но на данный момент обнаружены лишь 32 подписанных и датированных произведения. Существует ещё 25 картин, которые с высокой степенью вероятности могут быть приписаны художнице. Таким образом, её наследие может считаться самым обширным среди всех женщин-живописцев до 1700 года.



https://artchive.ru//



Cantaro M.T. Lavinia Fontana, bolognese: "pittora singolare, " 1552—1614. Milano: Jandi Sapi, 1989

Chadwick W. Women, Art, and Society. Lindon: Thames and Hudson, 1990

Grieco S.F.M., Johnson G.A. Picturing women in Renaissance and Baroque Italy. Cambridge; New York : Cambridge UP, 1997

Murphy C. Lavinia Fontana: a painter and her patrons in sixteenth-century Bologna. New Haven : Yale University Press, 2003

Hawes L. The vanishing point: a story of Lavinia Fontana: a novel. Boston: Houghton Mifflin, 2004



https://artchive.ru//