КОРОЛЕВА КРИСТИНА (koroleva_kristi) wrote in lovers_of_art,
КОРОЛЕВА КРИСТИНА
koroleva_kristi
lovers_of_art

Categories:

История любви Пьеро и Коломбины - Михаил Ларионов и Наталья Гончарова (первая часть)

1-Наталья Гончарова - Пьеро и Коломбина (Автопортрет с Михаилом Ларионовым) - 1906.jpg

Наталья Гончарова - Пьеро и Коломбина (Автопортрет с Михаилом Ларионовым) - 1906


"Высокие, высокие отношения!" - именно эта фраза из кинофильма "Покровские ворота" наиболее полно характеризует взаимоотношения этой удивительной пары. При том, что, по словам Гончаровой, "Мы с Ларионовым как встретились, так и не расставались".
Две знаковые фигуры русского авангарда, два единомышленника, два художника, мужчина и женщина, связавшие свои судьбы еще с ранней молодости и вступившие в брак лишь спустя полвека.


Они явились в этот мир летом 1881 года с разницей в один месяц: Михаил Ларионов - 3 июня, Наталья Гончарова - 3 июля. И это не единственное совпадение, которое отмечают биографы. Семьи художников в один и тот же год переехали в Москву, в один и тот же год оба поступили в одно и то же училище - живописи, ваяния и зодчества. И здесь в восемнадцать лет встретились, чтобы полюбить друг друга и остаться вместе на всю жизнь.



2-Наталья Гончарова.jpg    3-Михаил Ларионов.jpg

Наталья Гончарова и Михаил Ларионов



Наталья Гончарова училась у скульпторов Сергея Волнухина и знаменитого Паоло Трубецкого, Михаил Ларионов - у живописца Константина Коровина. "Говорить о Гончаровой, не говоря о Ларионове, невозможно. Во-первых и в-главных: Ларионов был первый, кто сказал Гончаровой, что она живописец, первый раскрывший ей глаза - не на природу, которую она видела, а на эти же ее собственные глаза.
"У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!" - так Марина Цветаева описывает историю перехода художницы от скульптурных к живописным образам.

Гончарова Ларионова услышала, почувствовала, и действительно "раскрыла глаза" на цвет - устроив, впрочем, Ларионову небольшой скандал. Но в те три дня после размолвки, пока художники не виделись, из скульптора родился живописец. Заполнив свою комнату огромным количеством рисунков, Гончарова никак не могла остановиться - она рисовала и рисовала, наслаждаясь цветом, формой, возможностью немедленного выражения мысли и чувств.



4-Наталья Гончарова - Автопортрет с желтыми лилиями - 1907.jpg

Наталья Гончарова - Автопортрет с желтыми лилиями - 1907



"Я вдруг поняла, что-то, чего мне не хватает в скульптуре, есть в живописи... есть - живопись". Всего три дня решили судьбу всей ее дальнейшей жизни, ее - и его. Придя к Гончаровой, увидев множество рисунков и картин, восхищенный Ларионов спросил Гончарову - "кто же все это сделал?", и услышал в ответ: "Я!"



5-Михаил Ларионов - Автопортрет в тюрбане - Около 1907.jpg

Михаил Ларионов - Автопортрет в тюрбане - Около 1907



Найдя созвучия в творчестве, они нашли их и в личной жизни. Несмотря на протест родителей Гончаровой, пара сняла квартиру и стала жить самостоятельно. Официально они в брак не вступили - то ли из протеста по отношению к буржуазной морали, то ли, в самом деле, Ларионов находился в таких стесненных финансовых обстоятельствах после смерти отца, что молодым людям было не до свадеб. Гончарова же позднее обозначила этот период так: "Мой роман и уход из дома". Точка.



6-Михаил ларионов - Портрет Натальи Гончаровой.jpg

Михаил Ларионов - Портрет Натальи Гончаровой



Факт покупки Третьяковской галереей картины Ларионова примирил родителей Гончаровой с выбором дочери. Молодые поселились в трехкомнатной квартире дома в Трехпрудном переулке, принадлежавшем Гончаровым, где и жили вплоть до своего отъезда из России в 1915 году. Свои отношения Ларионов и Гончарова оформили в самом конце жизни, и то исключительно по практическим соображениям - оба хотели, чтобы их общее наследие, работы, коллекция и архивы сохранились и попали на родину.



7-Михаил Ларионов _ Влюблённые.jpg

Михаил Ларионов - Влюблённые



Художники почти все время проводили вместе. Но был в их жизни период, который они посвящали только личным впечатлениям, работе наедине с самими собой. Летом Ларионов уезжал на родину, в Тирасполь, Гончарова предпочитала крымское побережье или ехала в деревню, которую любила с самого детства. Осенью же, съехавшись опять в Москве, они воссоединялись душой и телом, погружались в артистическую жизнь. Было все - скандальные выходки, аресты Гончаровой и ее картин "за порнографию", изгнание Ларионова из МУЖВЗ, авангардистские общества, круг друзей, чьи мысли были устремлены в будущее и нацелены на постоянный поиск новаторских решений в живописи.



8-Михаил Ларионов - Сад весной (Весенний пейзаж) - 1904.jpg

Михаил Ларионов - Сад весной (Весенний пейзаж) - 1904



Вслед за мужем Наталья Сергеевна распробовала всю прелесть искусства, далекого от традиционализма, дающего возможность полного самовыражения. Ларионов организовал общество "Бубновый валет", вокруг которого сплотился весь цвет русского авангарда: Давид Бурлюк, Казимир Малевич, Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Илья Машков, Александр Куприн, Аристарх Лентулов... Его горячая натура, новые идеи, эмоции, которые "по-новому строили глаз зрителя", увлекали Гончарову, дарили свободу ее личным творческим амбициям и видению.



9-Наталья Гончарова - Хоровод - 1910.jpg

Наталья Гончарова - Хоровод - 1910



10-Наталья Гончарова в футуристическом гриме - 1912.jpg

Наталья Гончарова в футуристическом гриме. Фото 1912 года



В дореволюционной Москве было очень мало женщин-художников, и нужна была достаточная смелость и твердость характера, чтобы открыто выступать в рядах арт-новаторов. Гончарова говорила о муже: "Ларионов - это моя рабочая совесть, мой камертон. Есть такие дети, отродясь все знающие. Пробный камень на фальшь. Мы очень разные, и он меня видит из меня, не из себя. Как я - его".



11-Михаил Ларионов и Наталья Гончарова - 1910.jpg

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Фото 1910 года (фрагмент)



12-Михаил Ларионов - Голова быка - 1913.jpg

Михаил Ларионов - Голова быка - 1913



Выставка "Бубнового валета" стала скандальной, ей сопутствовал большой успех, билеты раскупались, пресса изобиловала критическими материалами. Ларионов на этом не успокоился - он виток за витком выходил на новые уровни манифестации передовых направлений искусства. "Лучизм" - изображение предметного мира при помощи цвета и света, которые излучают предметы и живые существа - стал одной из наиболее популярных теорий, которую Ларионов не только придумал, но и показал зрителям, увлекая новыми идеями и жену.



13 - Михаил Ларионов - Автопортрет.jpg

Михаил Ларионов - Автопортрет



Гончарова не осталась в стороне и также публично высказывала собственные мысли, созвучные времени: "Искусство моей страны несравненно глубже и значительнее, чем все, что я знаю на Западе... Источник вдохновения Запада - Восток и мы сами. Я заново открываю путь на Восток, и по этому пути, уверена я, пойдут другие".


</center>
14-Михаил Ларионов - Лучистый пейзаж - 1912.jpg

Михаил Ларионов - Лучистый пейзаж - 1912


</center>
Лучизмом Михаила Ларионова увлеклась не только Гончарова; это направление создало фундамент для появления абстрактной живописи в России, можно сказать - стало первым абстрактным лучом в царстве предметности.



15-Наталья Гончарова - Кошки - 1913.jpg

Наталья Гончарова - Кошки - 1913



После выставок "Бубнового валета", а впоследствии и "Ослиного хвоста", Ларионов и Гончарова были завалены заказами. Они иллюстрировали книги, разрабатывали рисунки для текстиля и обоев, Гончарова делала эскизы женских моделей одежды, Ларионов писал картины... До Первой мировой они успели принять участие в оформлении артистического кабаре "Розовый фонарь", а также сняться в первом русском футуристическом фильме режиссера Владимира Касьянова "Драма в кабаре № 13".



16-Группа художников (М Ф Ларионов  С М Романович  В А  Оболенский Н С Гончарова М Фаббри А В Шевченко) на выставке Ослиный хвост - 1913.jpg

Группа художников (М.Ф. Ларионов, С. М. Романович, В. А. Оболенский, Н. С. Гончарова, М. Фаббри, А.В. Шевченко) на выставке "Ослиный хвост" - 1913



17-Кадр из фильма Драма в кабаре № 13.jpg

Кадр из фильма Драма в кабаре № 13



В 1913 году Гончарова и Ларионов участвуют в съемках фильма "Драма в кабаре № 13", премьера которого состоялась 26 января 1914 года. Единственный кадр из фильма, дошедший до нас - полуобнаженная, расписанная красками главная героиня на руках Ларионова; по сценарию ее должны были бросать в снег.



18-Наталья Гончарова Портрет М Ф Ларионова и его взводного.jpg

Наталья Гончарова Портрет М. Ф. Ларионова и его взводного



Грянула война, Михаила Ларионова призвали в армию. После тяжелого ранения и месяцев, проведенных в госпитале, он был демобилизован. Примерно в это время познакомиться с искусством Гончаровой и Ларионова в Москву приехали Михаил Фокин, Сергей Дягилев и Александр Бенуа. Именно Бенуа предложил Дягилеву рассмотреть Наталью Гончарову в качестве оформителя для его балета "Золотой петушок". И эта встреча стала поворотным событием в судьбе семьи художников.



19-Наталья Гончарова - Эскиз декорации к спектаклю Золотой петушок - 1914.jpg

Наталья Гончарова - Эскиз декорации к спектаклю "Золотой петушок" - 1914



Как писал в воспоминаниях хореограф Михаил Фокин, "... после всех страстей, которые приходилось слушать о московских футуристах, я попал в общество людей милых, скромных и серьезных. Помню, с какой влюбленностью говорил Ларионов о красоте японского искусства, которым он тогда увлекался, помню, как серьезно обсуждала Гончарова каждую деталь в предстоящей постановке. Какая она тихая, сосредоточенная, искренняя во всем, что говорит". Дягилев не прогадал: художники сообща трудились над декорациями, лично их расписывая; костюмы вызывали восторг, а узоры повторяли в своих нарядах парижские модницы. "Русские сезоны" снова ждал большой успех.



20-Наталья Гончарова - Эскиз декорации к спектаклю Золотой петушок - 1914.jpg

Наталья Гончарова - Эскиз декорации к спектаклю Золотой петушок - 1914



21-Михаил Ларионов и Наталья Гончарова во время работы над оформлением балета Золотой петушок - мастерские Большого театра - 1913.jpg

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова во время работы над оформлением балета "Золотой петушок", мастерские Большого театра - 1914.



"Так называемый "русский стиль" гончаровского "Петушка" до нее никогда не существовал. Все от самого маленького орнамента на костюме до комических дворцов последнего действия выдумано художником", - писал Ларионов в статье о Гончаровой.



22-Наталья Гончарова - Эскиз декорации к спектаклю Золотой петушок - 1914.jpg

Наталья Гончарова - Эскиз декорации к спектаклю "Золотой петушок" - 1914



Задумывая свои "сезоны", Дягилев был уверен, что они должны восхищать, поражать и шокировать, а значит, ему нужны самые смелые хореографы, самые прекрасные танцоры и, конечно, самые лучшие художники, чтобы создать костюмы и декорации, каких ещё не бывало.



23-Наталья Гончарова - Эскиз костюма для оперы-балета Золотой петушок - 1914.jpg

Наталья Гончарова - Эскиз костюма для оперы-балета Золотой петушок - 1914



Сергей Дягилев организовал для художников выставку картин в парижской галерее Гильома - и вновь большой успех, прекрасные отзывы в прессе. О "теории лучизма" заговорила вся Европа, а Гончарова и Ларионов получили и славу, и мировое признание. После успеха в Париже пара возвращается в Москву, где работает над спектаклем "Веер" по одноименной пьесе Карло Гольдони для Камерного театра. Художники творили с увлечением: Ларионов руководил изготовлением декораций, а Гончарова их расписывала.



24-Михаил Ларионов - Петух Лучистый этюд - 1912.jpg

Михаил Ларионов - Петух Лучистый этюд - 1912


История любви в картинах: Михаил Ларионов и Наталья Гончарова




Tags: Россия, авангард, живопись, художники
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments