vanatik05 (Nataly) (vanatik05) wrote in lovers_of_art,
vanatik05 (Nataly)
vanatik05
lovers_of_art

Category:

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 15 (2) Русский портрет. Конец XIX - начало XX. Продолжение

ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Наиболее ярко в портретном творчестве великий русский живописец Илья Ефимович Репин (1844-1930) проявил себя в 80-е годы 19 столетия, когда неожиданно получил заказ на написание группового портрета композиторов (живущих и уже умерших) для гостиницы «Славянский базар» от ее владельца Пороховщикова.


Картина понравилась не всем, Тургенев, например, назвал ее «холодным винегретом живых и мёртвых — натянутою чушью…», но она не только дала молодому художнику средства к существованию, но и принесла некоторую известность.
В последующие годы начали поступать заказы на портреты, Репин любил писать своих близких, детей, особенно свою старшую дочь Веру.


Конечно, говоря о Репине, мы причисляем его к реалистам, но посмотрите на этот портрет, пронизанный лучами солнца, наполненный воздухом и светом… Чем дальше мы наблюдаем за творчеством Репина, тем больше видим его тяготение к светлым тонам, пленэру, красивым и выразительным лицам.


У Репина было много учеников (среди них такие знаменитые, как Серов, Малявин, Кустодиев, Фешин…), он не только делился с ними мастерством, но и устраивал их в издательства иллюстраторами, старался пристроить их в разные художественные проекты для облегчения их финансового положения. Один из его бывших учеников, ставший известным художником, академиком, И.Э. Грабарь написал двухтомную монографию о жизни и творчестве И.Репина, вышедшую в 1937 году, в которой не только анализируется творчество художника, но содержится много биографических моментов, рассказанных Грабарю самим Репиным. Для тех, кому интересно, тут: http://www.vipbook.su/iskustvo/268777-repin-monografiya-v-dvuh-tomah.html)
У него было много друзей среди писателей, особые отношения его связывали с Л.Толстым. и некоторыми музыкантами.Вы помните, конечно, такой грустный, но честный портрет Мусоргского.  Мне нравятся его портреты Сурикова, Третьякова, Римского-Корсакова, Глинки, но особенно писателя Леонида Андреева.


Интересны его отношения с художниками «Мира искусств», сближение с которыми произошло после знакомства с А.Бенуа и Дягилевым. Репин даже участвовал в подготовке Первой международной выставки журнала «Мир искусства» в 1899 году, он говорил, что «Декадентство, по-моему, находится ещё только в зачаточном состоянии, по крайней мере у нас, в России, и нельзя не пожелать ему развиваться.» (1898). Правда скоро он изменил свое отношение из-за противостояния «Мира искусства» Академии и академизму, Репин оставался все-таки приверженцем реализма, несмотря на импрессионистические элементы и нотки в своем творчестве. Один интересный и трогательный факт из жизни великого художника – его внезапная и всепоглощающая любовь к своей ученице, Елизавете Званцевой,  длившаяся 5 лет и  не нашедшая, очевидно, ответа в ее сердце.

Он был в два раза старше нее, он был ее учителем, «он потерял гордость, искал встреч, просил, умолял о свиданиях,… позабыв себя, даже искусство, которое ни для кого не оставлял.…». «Право, еще никогда в моей жизни, никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением…» - писал он ей.   Зато нам остались 5 портретов, как воспоминание об этой Любви. (http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/prorokova-sofjya-aleksandrovna/repin/21
Один из выдающихся художников Серебряного века Константин Сомов (1869-1939)



родился в дворянской семье, отец его был сначала преподавателем физики и математики, а затем стал историком искусства, 22 года проработал старшим хранителем коллекции Эрмитажа, самим этим фактом, да еще и тем, что мать его была пианисткой, любительницей театра и живописи, и была предопределена его дальнейшая судьба – мальчик с детства мечтал быть художником. Даже не закончив гимназии, юноша поступает в Академию художеств, а позже становится учеником Репина. Потом, после Парижа, Сомов увлекается фарфором, графикой, иллюстрированием книг, становится одним из учредителей художественного объединения «Мир искусства».

«Даму в голубом» называют лучшей картиной художника К. Сомова, «Джокондой современности» и символом эпохи Серебряного века. На ней изображена Елизавета Мартынова – единственная женщина, к которой художник испытывал чувства. Ее судьба сложилась трагически: она умерла от туберкулеза вскоре после того, как ее портрет был выставлен в Третьяковской галерее. Подруга Мартыновой М. Ямщикова писала об этой картине: «Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?». (https://kulturologia.ru/blogs/300616/30249/).
Невозможно говорить о творчестве Сомова, не упоминая одного важного факта его биографии, ведь он был долгие годы фактически вычеркнут из истории русской живописи не только потому, что оказался в эмиграции, но и из-за своей сексуальной ориентации: то, что считалось приемлемым и терпимым в эпоху Серебряного века (а в кругах художественной элиты однополая любовь даже стала модной), замалчивалось, считалось постыдным и даже преступным в годы советской власти.


Одним из интимных друзей Сомова (и не только его) был в течение нескольких лет поэт и светский модник, бывший некоторое время центром притяжения гомосексуальной богемы, Михаил Кузмин. А самой долгой его любовью и другом был Мефодий Лукьянов, связь с которым, фактически брак, продлился 22 года, «без размолвок и почти без измен».


В 1923 году Сомов поехал в качестве сопровождающего «Русской выставки» в США. В подготовке и оформлении выставки принимали участие Сытин, Грабарь, а картин самого Сомого было на ней 38, большую финансовую и организационную помощь оказали также уже жившие в США родственники художника. В 1925 году Константин Сомов покидает Америку, решает не возвращаться в Россию, а жить во Франции со своим «дорогим другом Мифом», Мефодием Лукьяновым, у которого обнаружился туберкулез, и он жил на ферме в Нормандии. Сомову часто приходится по делам бывать в Париже, где он должен искать новые заказы и закончить портрет Рахманинова.


В 1932 году его друг Миф, «любимая Мифема», как он называл Мефодия, умирает на руках у Сомова, он тяжело переживает смерть друга, но у него будет, как считают некоторые биографы, еще одна, «последняя любовь», 19-летний натурщик Борис Снежковский. Нет достоверных сведений об их любовных отношениях, да и вряд ли они интересовали стареющего художника, ведь ему в ту пору было уже около 65 лет. Он взял его для позирования в образе Дафниса при иллюстрировании повести "Дафнис и Хлоя" Лонгуса. Сомов написал серию портретов Бориса в обнаженном и полуобнаженном виде (на некоторых он изображен с обнаженной женщиной), самый известный из них этот:


Сомов скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. «Все его произведения проникнуты духом нашего времени: безумной любовью к жизни, и в то же время каким-то грустным скептицизмом, глубочайшей меланхолией от «недоверия к жизни», – утверждал А. Бенуа.
О личной жизни Сомова, о его увлечениях (кого это интересует) подробно рассказано в работе
Игоря Кона «Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре» (http://bookap.info/psyhofizio/kon_liki_i_maski_odnopoloy_lyubvi_lunnyy_svet_na_zare2_e_izd_pererab_i_dop/bypage/)и Л.Клейна «Другая сторона светила. Необычная любовь выдающихся людей. Русское созвездие». (Фрагменты).
Одним из самых любимых мною художников той поры является Константин Коровин (1861-1939).


К сожалению, нет его автопортрета молодым, посмотрите в начале статьи портрет, написанный Серовым.
Родившись в Москве в богатой купеческой семье и уже в 14 лет поступив в художественное училище, Коровин затем начинает учиться в Академии в Санкт-Петербурге, правда,   через несколько месяцев он бросил учебу и уехал с Серовым на Север и в Норвегию, а затем в Париж, где и познакомился впервые с импрессионизмом. Вот его-то я и имела в виду, когда писала в начале статьи о приходе в Россию импрессионизма. «…Если бы нужно было назвать художника, с которого начинается история новейшего искусства в России, то колебаться здесь нельзя было бы. Это, несомненно, Константин Коровин». И.Грабарь.


Этот портрет написан еще до Парижа, до знакомства с импрессионизмом, но по наитию в стиле импрессионизма. Правда, надо сказать, что по сравнению с французскими импрессионистами, Коровин меньше внимания уделяет свету и цвету, использует более темные тона, иногда даже черный, что абсолютно неприемлемо было у французов. Конец 19 века был успешным для художника: покровительство и финансовая помощь Саввы Мамонтова, участие в Абрамцевском кружке и дружба с Врубелем, Серовым, и на долгие годы – с Шаляпиным…


Жизнь радовала и награждала за труды: то орденом Почетного легиона за оформление Русского павильона на Всемирной выставке в Париже, то преподаванием (вместе с Серовым) в Московском художественном училище, то званием академика живописи. Красивого, веселого, беспечного, до безрассудства щедрого, доброго Коровина знала и любила вся Москва. «Знатоком и вкусителем жизни и природы» называл его А. Бенуа.

1897 году Коровин женился на Анне Фидлер, хористке из Частной оперы Мамонтова. Он не писал ее портрета, но считается, что именно она изображена на этой картине. Первый их сын умер еще маленьким, а второй попал в 16 лет под трамвай и остался без ног, несколько раз пытался покончить с собой, что ему и удалось, но уже после смерти отца. Жена не была другом и опорой художнику, их отношения складывались непросто, она много и часто болела, у Коровина появилась гражданская жена, Надежда Комаровская, с которой его связывали общие интересы, она была актрисой, а Коровин много работал для театра.


Художник с трудом переносил революционные и послереволюционные изменения в стране, его имение в Охтино реквизировали, московскую квартиру «уплотнили». О жизни в России тех лет Коровин оставил интересные записки, я читала их тут: http://izbrannoe.com/news/mysli/khudozhnik-konstantin-korovin-o-zhizni-v-rossii-posle-revolyutsii/
Нарком просвещения Луначарский, хорошо относившийся к Коровину, сказал ему: «Вы устали от революции, я понимаю. Вам следует уехать за границу. Там будете счастливы». И он уехал в Париж в 1923 году, он не был забыт, получал время от времени заказы, участвовал в выставках, пользовался уважением, но не имел друзей, тосковал, начал писать, печатался в литературных журналах. Коровин в Париже не был счастлив, мучился тоской, страдал от безденежья, мечтал вернуться, но понимал абсурдность этих мыслей – той родины, которую он любил, уже не было.

И последний художник, о котором скажу несколько слов в этой части – Борис Кустодиев (1878-1927), родившийся в Астрахани в семье профессора философии и истории литературы в духовной семинарии в сане священника.


В Петербургской академии художеств Кустодиев был учеником Репина, и уже в ранней молодости стал известен как хороший портретист, даже начинает этим зарабатывать. Характерная особенность портретов Кустодиева – в жанре «портрет-картина», когда портрет пишется на фоне законченного пейзажа или жанровой сцены, которые сами по себе могли бы быть отдельными картинами, полными жизни и радости, а герои (особенно героини) его портретов краснощекие и пышнотелые, веселые и пышущие здоровьем.



На самом деле судьба не баловала художника, он пережил две революции и Гражданскую войну, пережил голод и смуту, похоронил маленького сына, часто и тяжело болел, его не все и не всегда принимали, его живопись некоторые считали примитивной, похожей на лубок, а А.Бенуа назвал однажды его живопись «варварской дракой красок». Но были и те, кто восхищался его искусством и кто ценил его талант живописца, среди них и Николай II, портрет которого и членов его семьи было поручено написать Кустодиеву, а его портрет Шаляпина известен, наверное, каждому любителю живописи.


Но первые признаки болезни, проявившиеся еще в 1907 году, дали о себе знать через 10 лет, ему поставили диагноз опухоли спинного мозга, он перенес несколько операций, ему пришлось перерезать нервы, отвечающие
за подвижность ног, он лишился возможности ходить, но не сдался. Кустодиев продолжал и в инвалидном кресле писать все такие же светлые, все такие же жизнеутверждающие картины.



Посмотрите на этот портрет, сколько в нем радости жизни, а ведь он написан за год до смерти художника, скончавшегося в возрасте 49 лет.
Подводя итог в разговоре о русском портрете этого периода, можно сказать, что он был очень плодотворным, привнесшим в мировую культуру великие имена российских художников, обогатившим портретную живопись новыми стилями и подходами. Революция и последовавшие за ними политические изменения в стране, приход так называемого «социалистического реализма», гонения на деятелей культуры, унификация и требования прославления вождей отбросили, на мой взгляд, портретную живопись на десятилетия. О некоторых немногочисленных художниках, кто даже работал по партийным указкам, и о тех, кто работал «вопреки», но сумели создать достойные упоминания произведения, мы поговорим в следующий раз.
Как всегда, в конце этой темы вы можете посмотреть к ней музыкальный ролик, включающий 104 репродукции перечисленных выше художников. Время просмотра - 8,5 минут.

Ролик можно посмотреть тут: https://www.youtube.com/watch?v=ODZYaEhpj4s

 Ссылки:  1.https://artchive.ru/artists
        2.http://ilyarepin.ru/lichnost/

          3.https://ru.wikipedia.org/wiki/
          4.https://kulturologia.ru/blogs/300616/30249/
          5.http://artguide.com/posts/

Tags: портрет
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments