Художница Татьяна Жукова на выставке, где представлены её работы
Фарфоровые куклы Татьяны Жуковой
Когда вы в последний раз брали в руки игрушки? Или, оказавшись в детском мире, были не в силах выйти оттуда без покупки? Героиня этого телевизионного сюжета Татьяна Жукова из Макеевки до сих пор играет в куклы. И не просто играет - уже на протяжении двадцати лет в ее руках рождаются неповторимые шедевры.
Художница Татьяна Жукова создает фарфоровых кукол, а правильней сказать - уникальные статуэтки. Как рассказывает сама мастерица: "Я всю жизнь работала как художник, и фарфором вообще никогда не занималась. А когда более двадцати лет назад приехала на Донбасс, столкнулась с тем, что здесь большие залежи каолина и развито фарфоровое производство. И как-то подвернулась возможность поехать на фарфоровые заводы в Славянске и научиться этому очень сложному ремеслу".
По словам Татьяны Жуковой, технология создания кукол очень сложная. Прежде всего это связанно с тем, что перед появлением куклы на свет необходимо создать модели из воска или гипса, затем перевести их в формы и несколько раз обжечь в печи. При этом каждый раз дополняя композицию и оттачивая каждую деталь.
"Техника, по которой я работаю, можно сказать, сейчас считается невозможной. Каждая кукла сделана исключительно из фарфора - ничего лишнего. Я работаю по технологии старинных мастеров, которую использовали в царской России еще в XVIII-XIX веках - все как на Императорском заводе фарфора в Питере" - говорит Татьяна Жукова.
Образы для своих работ Татьяна Жукова придумывает после просмотра исторических фильмов или прочтения книг.
"В фарфоре очень сложно воплотить цветовое решение. Я работаю с натуральными красителями, а они очень специфические - их нужно обжигать в печи при температуре 1300 °C, поэтому выходят достаточно тусклые тона. Приходится как-то выкручиваться, например, обогащать золотом, которое при обжиге 800 °C придает более яркий цвет. Поэтому можно сказать, что на всех моих куклах есть золото. В последнее время дополняю композиции камнями Сваровски, но это уже дань моде".
Технологические сложности при работе с фарфором возникают не только с красителями, но и в процессе обжига. Все дело в том, что очень трудно сохранить пропорции лица и придать очертания конкретного человека. Именно поэтому некоторые куклы вполне реальные персонажи, а иные - нет.
"Иногда берешь готовую заготовку, смотришь - вылитая Натали, а после обжига уже черты лица меняются. В процессе сушки модель уменьшается на 10%, после обжига - еще на 20%. Естественно, работа деформируется и невозможно предугадать, что получится в конечном результате".
За свою карьеру художница создала свыше двухсот уникальных кукол, на изготовление каждой из которых уходит более месяца. Кстати, эксклюзивные работы пользуются очень большой популярностью у знаменитостей и вип-персон.
"В Москве раньше был салон, в который приходил практически весь российский бомонд, брали и присматривали себе или на подарки понравившиеся вещи."
Татьяна Жукова
Жукова Татьяна Геннадьевна - мастер фарфоровой пластики, в 1979 году окончила Абрамцевское художественное училище, скульптурное отделение, работала главным художником на фарфоровом заводе, что позволило прикоснуться к тайнам фарфора, создать свою уникальную технику работы с фарфоровой массой (ручная лепка), а также достичь ювелирной тонкости в скульптуре. В произведениях Татьяны Жуковой трансформировалась мелкая пластика фарфоровых изделий Мейсена, Севра, Нимбурга и других известных производителей фарфора, они стали промежуточной стадией между ремейками статуэток и сугубо кукольных образов, объединив в себе специфические особенности игрушки и пластики малых форм.
Стоимость своих кукол мастерица разглашать не захотела, но признается, что куклы приносят неплохой стабильный доход.
Community Info