Каминская Тамара (katani08) wrote in lovers_of_art,
Каминская Тамара
katani08
lovers_of_art

Бьющая по глазам роскошь Арт деко - Эстетика эпохи джаза (часть 1-1)

В театре.jpg

Жорж Барбье (1882-1932) - В театре



Marilyn Monroe - I Wanna Be Loved By You (soundtrack "Some Like It Hot")
Мэрилин Монро - Хочу быть любимой тобой (саундтрек к фильму "Некоторые любят погорячее", в нашем прокате - "В джазе только девушки")
Композитор - Адольф Дейч






Фердинанд Прейсс 1.jpg

Статуэтка в стиле арт-деко (бронза и слоновая кость)
Фердинанд Прейсс (1882-1943)





4maf.ru_pisec_2016.11.07_18-49-37_58209ed9a974f.gif





Арт-Деко (или Ар-Деко) - в сокращённом виде название французской выставки "L'Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes" (Международная выставка современных промышленных и декоративных искусств), которая состоялась в 1925-ом году в Париже. На этой выставке были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался мировым центром стиля и после Первой мировой войны.
Однако в то время стиль еще называли разными именами - "джазовый модерн", "зигзаг модерн", "обтекаемый модерн". И нынешнее название закрепилось за ним лишь в 1966-ом году после возрождения международной выставки в Париже.

Арт-Деко - художественный стиль оформления интерьеров, изделий прикладного и декоративного искусства, моделирования одежды, разнообразных ювелирных украшений, дизайна прикладной графики и промышленной продукции. Некоторые исследователи считают арт-деко вариантом или ранней формой модернизма.
На развитие стиля арт-деко в Европе оказали свое влияние гастроли "Русского балета" (1908-1929) Сергея Дягилева (1872-1929) с его яркими костюмами и декорациями, а также показы модной одежды от Поля Пуаре (1879-1944) - влиятельнейшего в мире моды своего времени модельера.
Интерьер в стиле арт-деко позаимствовал абстрактные формы из авангардного искусства конструктивистов, кубистов, фовистов и футуристов.


Для стиля Арт-деко характерны строгость вертикальных линий и скругленность углов, смелые геометрические формы, этнические (африканские и азиатские) геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, дорогие материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, редкие породы дерева, алюминий, бронза, серебро). Родившись во Франции, стиль арт-деко со временем расползся по Европе и перешагнул через океан.
В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах арт-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Войны в истории человечества всегда были вехами, которыми размечалось не только историческое время, но и время направлений в искусстве. Арт-деко окончательно оформился после Первой мировой войны и царствовал вплоть до Второй. После Второй мировой войны арт-деко резко пошёл на спад и практически исчез, пока уже в наше многовекторное время не стал одним из модных трендов, правда, в значительно более современном и функциональном виде. Периодически и раньше наблюдался всплеск интереса к арт-деко, особенно, в 60-х годах XX века.

Арт-деко это еще и "стиль гранд туризма", поскольку именно на период между двумя мировыми войнами приходится расцвет дорогих путешествий между городами, странами и континентами. Главные транспортные средства - трансатлантический круизный лайнер "Нормандия" и культовый поезд "Восточный экспресс", роскошные интерьеры которых были выдержаны в модной для того времени стилистике.



Нормандия-большой салон-фотография 30-х годов.jpg    Нормандия-зимний сад-открытка 30-х годов.jpg    Нормандия-каюта 1-открытка 30-х годов.jpg    Нормандия-каюта-открытка 30-х годов.jpg    Нормандия-рояль-автор Поль Фолло.jpg    Нормандия-салон для отдыха-фотография 30-х годов.jpg    Нормандия-столовая 1-открытка 30-х годов.jpg    Нормандия-столовая-фотография 30-х годов.jpg    Нормандия-часовня-открытка 30-х годов.jpg

Интерьеры лайнера "Нормандия" - фотографии с сайта The magazine ANTIQUES



Словом, роскошь и шик во всём, недаром арт-деко называли стилем финансовой элиты и звёзд Голливуда. Поскольку это стиль очень богатых людей, то наибольшее распространение он получил в США.





AРТ ДЕКО ФРАНЦИЯ 1920 шкатулка статуэтка Дама в широком платье с цветами.jpg

Шкатулка-статуэтка "Дама в широком платье с цветами" в стиле арт-деко
Франция - дизайнерский дом RABJ (1920)





4maf.ru_pisec_2016.11.07_19-02-03_58209ed9a974f.gif





Каждому времени кроме направления в живописи и скульптуре, стиля архитектуры, дизайна и стиля одежды соответствует и определённый музыкальный стиль. В период между двумя мировыми войнами это был джаз, наибольший расцвет которого пришёлся на период между концом 10-х и началом 30-х годов, полностью захватывая период "сухого закона" в США (1920-1933), во время которого существовал национальный запрет на продажу, производство и транспортировку алкоголя.

Джаз (jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Джаз характеризуют импровизация, изощрённый ритм, основанный на синкопированных фигурах и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг.
Свинг (swing - покачивание) - джазовый ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается.

Время диктует свои правила и в литературе. Классический образец писателя эпохи джаза - классик американской литературы, приятель и постоянный литературный соперник Эрнеста Хэмингуэя (1899-1961) - писатель Френсис Скотт Фицджеральд (1896-1940) с его знаменитым романом "Великий Гэтсби" (1925). Роман несколько раз экранизировался.

Кстати, термин "эпоха джаза" или "век джаза" был придуман именно Скоттом Фицджеральдом и обозначал период американской истории с момента окончания Первой мировой войны и до начала великой депрессии 1930-х годов. Причем под этим словом, в первую очередь, понимались деньги и всё, что они могли дать, во вторую - секс, и только в третью - музыка.





4maf.ru_pisec_2016.11.09_23-16-49_582381da03f1e.gif





L'armour est aveugle - Любовь слепа.jpg

Жорж Бабрье (1882-1932) - Любовь слепа






Великий Гэтсби - фильм производства США и Австралии (2013)
Режиссёр - Баз Лурман

Джей Гэтсби - Леонардо Ди Каприо


Модные критики рассматривают этот фильм как энциклопедию стиля эпохи арт-деко. Даже оформление титров фильма соответствует этому стилю. Появился термин: шрифт "великий Гэтсби".

Фильм необыкновенно зрелищный, но режиссура и актёрская игра лично мне больше нравится в фильме выпуска 1974-го года, возможно, потому что Леонардо ди Каприо не относится к тем актерам, которым я симпатизирую.



greatgatsby_poster8.jpg

Постер к фильму "Великий Гэтсби" (2013)


greatgatsby_poster14.jpg    greatgatsby_poster4.jpg

Постеры к фильму "Великий Гэтсби"
Элизабет Дебики в роли Джордан Бейкер, как теперь говорят, - образец иконы стиля того времени.





4maf.ru_pisec_2016.11.09_23-16-49_582381da03f1e.gif







Великий Гэтсби (1974)
Режиссёр - Джек Клэйтон

Джей Гэтсби - Роберт Редфорд



Au revoir - До свидания.jpg

Жорж Барбье (1882-1932) - Прощание





AРТ ДЕКО ФРАНЦИЯ 1928 шкатулка Белая звезда.jpg

Шкатулка-статуэтка "Белая звезда" в стиле арт-деко
Франция - дизайнерский дом RABJ (1928)





4maf.ru_pisec_2016.11.08_22-41-48_58221d64b2833.gif





Jazz band.jpg

Жорж Барбье (1882-1932) - Джаз бэнд



Benny Goodman Quartet - Moonglow
Квартет Бенни Гудмена - Лунный свет

Бенни Гудмен (Бенджамин Дэвид Гудмен - Benjamin David Goodman), родился в 1909-ом году в Чикаго, - американский джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище "Король свинга".
Умер в 1986-ом году в Нью-Йорке.



Широкое распространение джаз получил благодаря началу проведения масштабных радиопередач в 1922-ом году. Проводились трансляции выступлений любительских групп и биг-бэндов из таких городов как Нью-Йорк и Чикаго.

Биг-бэнд (big band) - большой джаз-оркестр. Первые биг-бэнды появились в 1920-х годах в США и были ведущими музыкальными составами в эпоху свинга 1930-х годов.

Биг-бэнды часто обозначаются по имени их руководителя. Из наиболее известных в США - это оркестры Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Арти Шоу, Гленна Миллера, Куинси Джонса, Флетчера Хендерсона, Пола Уайтмена.

Со временем наименование "биг-бэнд" стало использоваться для обозначения больших танцевальных оркестров, вне зависимости от музыкального стиля.






"Sing, sing, sing" by Benny Goodman
"Пой, пой, пой" Бенни Гудмена





4maf.ru_pisec_2016.11.09_23-15-10_582381da03f1e.gif







Louis Armstrong - When The Saints Go Marching In
Луи Армстронг - Когда святые маршируют



В 1920-1933 годах продажа алкогольных напитков в США была официально под запретом, а в некоторых штатах антиалкогольное законодательство было введено ещё раньше. Первым штатом, введшим "сухой закон" в действие, был Канзас - в 1881 году. Рестораны и бары, где в нарушение закона подавали алкоголь, назывались "спикизи" (speak easy - говорить негромко) в связи с тем, что в них требовалось делать заказы таким тихим голосом, чтобы находящиеся в зале агенты полиции не могли его расслышать.
Непременным атрибутом таких заведений были джазовые оркестры, которые были призваны не только развлекать публику, но и заглушать голоса клиентов.

"Спикизи" в то время представляли одну из немногих возможностей обойти сухой закон. Впрочем, зачастую для торговли подпольным алкоголем использовались не только бары или рюмочные, но и любые другие заведения торговли и сферы услуг, вплоть до похоронных контор.
В 1920-е годы в Чикаго было выявлено около 10 000 заведений по торговле алкоголем, 15 000 - в Детройте, количество подобных мест в Нью-Йорке оценивается числом 30 000 - 100 000.

В 1920-х - начале 1930-х годов подавляющее большинство "спикизи" контролировались различными гангстерскими группами и мафией, извлекавшими из торговли алкогольными напитками гигантские прибыли. На подобных доходах в годы "сухого закона" поднялись такие известные гангстеры, как Аль Капоне, Голландец Шульц, Джордж Моран. В связи с необычайно высокой доходностью торговли спиртным и отсутствием государственного контроля за продукцией клиентам продавался некачественный алкоголь с высоким содержанием сивушных масел, а качественные алкогольные напитки, ввозимые в качестве контрабанды из-за границы, умышленно разбавлялись.

Во избежание неприятностей с полицией обычно разрешалось заходить в "спикизи" только постоянным клиентам или членам клуба, которые могли приводить с собой друзей. Кроме того, хозяева заведения часто имели в полиции оплачиваемых осведомителей, помогавших избежать полицейских облав и неожиданных проверок. Криминальные и комические ситуации, возникавшие вокруг и в "спикизи", многократно обыграны как в американской детективной литературе, так и в кино. Самый известный нам фильм на эту тему "В джазе только девушки" начинается сценой облавы в подобном заведении.





4maf.ru_pisec_2016.11.09_23-15-10_582381da03f1e.gif







В джазе только девушки (1957) - художественный фильм производства США

В ролях: Мэрилин Монро, Тони Кёртис, Джек Леммон





Фрагмент из кинофильма "В джазе только девушки" (эпизод в поезде)





4maf.ru_pisec_2016.11.09_23-16-49_582381da03f1e.gif





"Спикизи" постоянно меняли места дислокации и просто закрывались, а вот один из самых знаменитых в прошлом "спикизи", несмотря на многократное изменение местоположения и названия, жив до сих пор. Это 21 Club, он расположен в Нью-Йорке на Манхэттене, 52-я улица.



21Club.JPG

21 Club in New York City
Клуб "21" в Нью-Йорке



Speakeasy - Ennio Morricone
Спикизи (из музыки к фильму "Однажды в Америке (1984)) - Эннио Морриконе



Отличительная особенность оформления "21" - наличие так называемых "лужаечных жокеев" (lawn jockey): крупных фигурок в жокейской форме. Знаете, по назначению это нечто вроде таких маленьких уродцев - гномиков, которых расставляют у себя в палисадниках и на лужайках рядом с домом. В моём малоэтажном районе каждый уважающий себя домовладелец почитает за честь поставить у себя в огороде перед домом хотя бы одного такого уродца. Если бы они ещё знали, что существуют и огородные жокеи...)))

33 жокея стоят в ряд на балконе над входом, ещё 2 находятся внутри. Первого жокея в 1942-ом году подарил ресторану один из посетителей, владелец лошадиной фермы, и эта традиция успешно прижилась.



21 - club 1.jpg



Frank Sinatra - All of Me
Фрэнк Синатра - Всего меня



Во времена "сухого закона", сегодняшний "21" подвергался полицейскому обыску бесчисленное число раз, но власти ни разу так и не нашли каких-либо спиртных напитков. В ресторане существовала специальная конструкция, состоящая из системы рычагов, при помощи которых наклонялись полки бара, сбрасывая бутылки вниз по желобу в городские канализационные сети. Эта часть повествования заставляет меня взгрустнуть.)))
Открывался же винный погреб через трещину в бетонной стене. В качестве ключа использовался кусок проволоки.

Сегодня 21 Club весьма респектабельное заведение - в "21" обедали все президенты США, начиная с Франклина Рузвельта (за исключением Джорджа Буша-младшего, хотя его жена и дочери бывали в ресторане).

В ресторане хранились или хранятся поныне личные коллекции вин Джеральда Форда, Джона Кеннеди, Ричарда Никсона, Джоан Кроуфорд, Элизабет Тейлор, Эрнеста Хемингуэя, Фрэнка Синатры, Эла Джолсона, Глории Вандербилт, Софи Лорен, Мэй Уэст, Жа Жа Габор, Аристотеля Онассиса, Джина Келли, Глории Свенсон, Джуди Гарленд, Сэмми Дэвиса, Мэрилин Монро и других известных людей.

Каждое Рождество завсегдатаям ресторана дарят шёлковые шарфы ручной работы, каждый со своим индивидуальным номером и изображением одного из жокеев.

24 января 2009-го года было отменено давнее непреложное правило ресторана: мужчины обязаны были быть в галстуках. Тем не менее, все остальные правила дресс-кода, включая обязательное наличие пиджака, недопустимость джинсов и кроссовок, остались без изменений.

Будете в Нью-Йорке - не проходите мимо. Глядишь, на пятый или десятый раз удастся памятный шарфик получить.)))




Frank Sinatra - New York, New York
Фрэнк Синатра - Нью-Йорк - Нью-Йорк





Lawn_Jockey.jpg

Нет, нет, это творение художественной и дизайнерской мысли - обыкновенный ширпотреб и оно никакого отношения к арт-деко не имеет - это то самое огородное пугало, которое американцы называют лужаечным жокеем.





4maf.ru_pisec_2016.11.10_20-44-33_5824b1a394f14.gif





Какое время, такая и музыка - какая музыка, такие и танцы. Джаз и вальс - вещи несовместимые. В начале XX века в моду вошли совсем другие танцы: сначала шимми, затем чарльстон. И тот, и другой появились в Америке и были позаимствованы у чернокожих американцев, уроженцев Африки.

Шимми (shimmy, от to shimmy - вибрировать, колебаться) - американский бальный танец 1910-20-х годов. Музыкальный размер - 4/4, 2/4. Темп умеренный. Исполняется одиночно и в паре, в импровизационной манере, без продвижения по залу. Характерная фигура танца представляет собой извивающееся движение телом, как будто танцующий пытается сбросить с себя застёгнутую рубашку.






Имре Кальман - Шимми (дуэт Мариэтты и Луи-Филиппа)
из оперетты "Баядера"
Поют и танцуют - Галина Петрова и Федор Чеханков

Фрагмент из телефильма "Карамболина-Карамболетта" (1983)





чарльстон 1.jpg




Чарльстон - американский бальный танец 1920-30-х годов, названный в честь города Чарльстон (штат Южная Каролина). Музыкальный размер - 4/4. Темп быстрый. Исполняется в паре, резво и раскованно, с небольшими передвижениями по залу. Для танца характерны острые синкопированные шаги и повороты опорной ноги на подушечках ступней в завёрнутую позицию (носком внутрь), в то время как работающая нога откидывается пяткой назад-вбок или совершает шаг в аналогичную позицию.

Чарльстон стал популярным танцевальным сумасшествием в широких интернациональных кругах американского общества 1920-х. Танец чаще всего ассоциируется с флэпперами и "спикизи".

Флэпперы (flappers) - прозвище эмансипированных молодых девушек 1920-х годов, олицетворявших поколение "ревущих двадцатых". В противовес викторианским идеалам, в соответствии с которыми воспитывали их матерей и бабушек, флэпперы вели себя подчёркнуто свободно и демократично: одевались в достаточно вызывающей по тогдашним временам манере, ярко красились, слушали джаз, имели собственные автомобили, не стеснялись курить и употреблять алкогольные напитки и нередко практиковали случайные связи.






Flappers - The Roaring Twenties
Флэпперы - Ревущие двадцатые



В те времена эти девушки танцевали вместе и поодиночке, подчёркивая этим своё презрение к так называемым "сухарям" (людям, которые поддерживали сухой закон). Чарльстон в те времена считался провокативным аморальным танцем.
В американских бальных школах чарльстону не обучали, поэтому во время появления моды на него был очень большой спрос на прислугу из чернокожих, которые умели танцевать чарльстон и могли бы на дому обучить своих хозяев.






The Charleston Dance (1923 - 1928)





чарльстон 2.jpg




В начале 60-х годов мода на чарльстон возвратилась. Танцевали все и везде. Очень популярной была чешская песенка "Бабушка, научи танцевать чарльстон". Я училась тогда в шестом классе и нас на танцевальные школьные вечера ещё не пускали, так мы на переменках отплясывали, кто во что гаразд. Школа, в которой я училась, находилась в старом 3-х этажном польском здании, где раньше размещался какой-то институт. На каждом этаже был огромный овальный вестибюль (не путать с Овальным кабинетом Белого дома) - танцуй сколько хочешь.






Edita Štaubrtová - Babičko, nauč mě charleston (1961)
Эдита Штаубртова - Бабушка, научи танцевать чарльстон





Леди Чарльстон Подиум Аква The Leonardo Collection Великобритания.jpg

Статуэтка "Леди Чарльстон"
Англия (The Leonardo Collection) - 2000-е годы




Tags: США, арт-деко, джаз, дизайн, кино, танцы, чарльстон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments