В залах выставки "От Тьеполо до Каналетто и Гварди" - 1
В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проходит выставка "От Тьеполо до Каналетто и Гварди", на которой представляют работы венецианских мастеров XVIII века. Более половины из пятидесяти семи картин экспозиции приехали в Москву из двух выдающихся музейных коллекций города Виченцы.
На выставке в Пушкинском музее можно увидеть произведения важнейших итальянских художников: Джованни Баттиста Тьеполо, Джамбаттиста Питтони, Лука Карлеварис, Джованни Баттиста Пьяццетта, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги. Из пятидесяти семи представленных работ двадцать три произведения - из собрания Городского музея Палаццо Кьерикати, девять произведений из Галереи Италии - Палаццо Леони Монтанари, двадцать пять произведений - из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Работы из собраний, давно завоевавших мировую известность, впервые показаны вместе в едином пространстве, что позволяет зрителям получить более полное представление о многообразии венецианской живописи XVIII века.
В залах выставки "От Тьеполо до Каналетто и Гварди" - 2
Фото: Светлана Мишина
В залах выставки "От Тьеполо до Каналетто и Гварди" - 3
Венецианская школа живописи, в эпоху Возрождения подарившая миру Тициана, Тинторетто, Веронезе, в XVIII веке пережила новый период блестящего расцвета.
Джованни Антонио Каналь (Каналетто) - Возвращение Бучинторо к молу у дворца Дожей, 1730
Венеция в этот период становится важным центром художественной жизни Европы, что особенно заметно на примере живописи, отмеченной яркой красочностью, декоративностью и многообразием жанров. Таковы работы на выставке, и собрать вместе такое количество представительных картин венецианцев - большая удача.
На открытии выставки директор музея Марина Лошак сказала: "ГМИИ им. А. С. Пушкина на протяжении многих лет тесно сотрудничает с музеями Италии, благодаря чему имеет возможность организовывать выставки итальянского искусства высочайшего уровня. Вдохновленный высоким уровнем картин итальянской школы, хранящихся в ГМИИ, директор Художественного музея Виченцы профессор Джованни Вилла предложил провести совместную выставку, объединяющую произведения из российского и итальянского собраний".
Экспозиция после показа в Москве поедет в Виченцу.
В залах выставки "От Тьеполо до Каналетто и Гварди" - 4
На выставке в Пушкинском музее произведения итальянских художников из разных собраний дополняют друг друга: знаменитое полотно Каналетто "Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей" и еще две работы этого мастера, принадлежащие ГМИИ, послужат украшением выставки в Виченце, где произведения этого выдающегося живописца отсутствуют (в самой Венеции можно найти лишь несколько работ). В Виченце нет и картин Бернардо Беллотто, племянника Каналетто, которыми богато собрание московского музея. В то же время в России не представлены произведения Джамбаттисты Пьяццетты - на выставку привезли одну из лучших работ этого художника "Экстаз святого Франциска".
Джамбаттиста Питтони - Диана и нимфы, 1720-е годы
Картина из музея Палаццо Кьерикати под названием "Диана и нимфы" - шедевр итальянского мастера Джованни Баттиста Питтони и одно из самых значительных произведений на мифологическую тему в венецианской живописи XVIII века. В истории Дианы и Актеона художник в большей мере сосредотачивает внимание на чувственном, нежели драматическом аспекте повествования. В правой части произведения нимфы, будто слившиеся в золотое облако, окружают Диану, помогая ей снять одеяния перед купанием. На дальний план отодвинут другой сюжет: расплата Актеона за свое любопытство и плотские желания. Это мрачная сцена гибели растерзанного собственными собаками персонажа, написанная художником в легкой и звонкой цветовой гамме. "Диана и нимфы" - классический пример венецианской живописи стиля рококо, что особенно проявляется в манере изображения утонченных обнаженных фигур.
Показывая картины мастеров, составители экспозиции стремятся подать характерные черты в творчестве каждого, подчеркнуть нюансы. Истинным выразителем духа Венеции по праву считается Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770) - крупнейший итальянский живописец XVIII века, во многом продолжавший традиции Паоло Веронезе, последний представитель барокко в европейском искусстве.
Джованни Баттиста Тьеполо - Время, открывающее Истину, 1745
Одно из самых масштабных произведений на выставке - работа Джамбаттиста Тьеполо "Время, открывающее Истину" из городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце. Устало-поникшая фигуру крылатого старца, изображённого на картине, олицетворяет Время. Его полная противоположность - возлежащая рядом молодая девушка, которая символизирует Истину. Другой канонический герой этой сцены, Неведение, расположен в правой части картины, откуда он устремляется вниз.
Аллегорическая тема произведения Тьеполо раскрывается в остроумной и живой форме: Время, рядом с которым лежит большая коса, приказывает одному из маленьких амуров перевернуть песочные часы, тогда как девушка остается безразличной и к старцу, и к зеркалу, в котором она отражается.
Джованни Баттиста Тьеполо - Смерть Дидоны
Фото: www. italian-art.ru
В XVIII веке в Венеции сложился особый тип городского пейзажа, получивший название "ведуты". Он берет свое начало в работах мало известного нашим зрителям Луки Карлевариса (1663-1730), чьи композиции можно видеть на выставке. Свой подлинный расцвет этот жанр пережил в творчестве Антонио Каналетто (1697-1768), запечатлевшего неповторимый облик и атмосферу Венеции, ее будничной жизни и праздников.
Джованни Антонио Каналь (Каналетто) - Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Вирджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло, XVIII век
В отличие от Каналетто, Франческо Гварди (1712-1793) видел свой город иначе. Не стремясь к точности изображения, он создавал поэтические живописные фантазии, произвольно соединяя реальные мотивы и вымысел. Этот тип пейзажа получил название "каприччо".
Франческо Гварди - Архитектурная фантазия с двориком, XVIII век
Жизнь венецианцев XVIII века изобразил в своих произведениях мастер жанровой живописи Пьетро Лонги (1702-1785): тайные свидания, игры, забавные уличные сценки, изображение повседневных событий стали основными темами работ художника.
Пьетро Лонги - Игра кастрюлями
Пьетро Лонги - Слон - 1774
Выставка "От Тьеполо до Каналетто и Гварди" в ГМИИ им. А.С. Пушкина
работает до 14 октября 2018 года.
Тьеполо, Каналетто и другие: картины венецианских мастеров показывают в Пушкинском музее
Community Info