
Музей располагается в здании бывших торговых рядов. Ирбит город купеческий, но это немного иная история и я её здесь рассказвать не буду.
Здание построено 1879 году и до 1930 года использовалось по прямому назначению. Затем, до 1999 года здание использовалось как производственное и относилось к Ирбитскому автоприцепному заводу. В 1999 году постановлением Правительства Свердловской области передано музею для проведения капитального ремонта, реставрации-реконструкции и размещения музейных экспозиций. Здание внутри было перестроено полностью, надстроен ещё один этаж и в 2014-ом музей открыл свои двери.

Этот музей фактически единственный в России специализированный музей гравюры и рисунка. Его собрание насчитывает около 16 тысяч произведений. А начиналось всё с городского выставочного зала, который был открыт в 1972 году. Но только в декабре 1995 года Министерство культуры Российской Федерации признало коллекции музея "национальным достоянием общероссийского значения".

Мало кто знает, но в этом музее находятся уникальные коллекции, среди которых коллекция европейской печатной и оригинальной графики, представленная произведениями итальянской, нидерландской, фламандской, голландской, немецкой, французской, английской, испанской, швейцарской, австрийской, польской, болгарской, шведской, бельгийской и американской национальных школ, в т.ч. работы А. Дюрера, Г. Бургкмайера, Маркантонио Раймонди, Дж.Бат. Франко, Э. Вико, Ф. Бароччи, братьев Карраччи, Б. Саломона, Л. Готье, Л. Суавиуса, Х. Гольциуса, Тициана,Тинторетто, К. Схюта, С. делла Беллы, А. ван Остаде, А. ван Дейка, Рембрандта, Ж. Калло, Ш. Лебрена,Ж. Эделинка, Дж.Бат.Тьеполо, Дж. Вази, Дж.Бат. Пиранези, Ф. Буше, Ж.Л. Давида, Ж.Ж. де Буасьё,Ф. Бартолоцци, Ф. Гойи, Арчибальда Робертсона, В. Барта, Й. Крихюбера, О. Домье, Э. Манэ, П.-Э.-Т. Руссо, Ш.-Ф. Добиньи, К. Писсарро, А. Тулуз-Лотрека, П.С. Эллё, Дж. Бэкона, Ф.Э. Валлотона, Г. Гросса, Э. Лихтвиц,Ф. Мазереля, Ф. Табуссо, Ф. Менцио, С. Сарони, Э. Паулуччи, Ф. Казоратти, Л. Джонсона, М. Шагала, Б. Бюффе, Хуана Миро.

Особо выделяются монографические коллекции, а также уникальные гравюры, не имеющие аналогов в музеях России: Ф. Ланго "Поругание Христа. Увенчание тернием", 1660-1670. По мотивам утраченного живописного оригинала А. ван Дейка; П. Дево "Тайная вечеря". 1660-1670. По живописному оригиналу П.П. Рубенса, находящемуся ныне в галерее Брера в Милане.

К числу особо редкостных относится коллекция французских цветных пунктиров, отпечатанных на атласе, и среди них совершенно уникальные парные портреты императора Наполеона и его второй жены Марии-Луизы.

Думаю, что у любопытствующего читателя, возникнет вопрос: откуда такое великолепие в уральской глубинке?

В музее, мило улыбаясь, вам расскажут, что это подарок Эрмитажа директору Карпову Валерию Андреевичу...

Правда интересно? Но такова официальная версия. И конечно возникает следующий вопрос: в честь чего Эрмитаж поделился своими фондами с неизвестным провинциальным музеем?

А всё дело в том, что в основу коллекции легли гравюры, которые работники Эрмитажа, будучи в эвакуации во время ВОВ в Ирбите, просто списали... как вещи, потерявшие ценность..

Условия хранения эвакуированных гравюр естественно не соблюдались, в следствии чего произведения искусства портились. Столичные музейщики сочли, что гравюры реставрации не подлежат, а их ирбитские коллеги не согласились с этим и спасли коллекцию в прямом смысле этого слова.

И пришлось Эрмитажу снова ставить на баланс эти вещи и оформлять подарок, т.к.ирбитчане не соглашались отдавать коллекцию.. Вот такая, мягко говоря, не совсем красивая история, которую не принято вспоминать.

Так что, если вдруг вас судьба занесёт в Ирбит, то посетите музей, не пожалеете.
Ирбит: Музей гравюры и рисунка
Community Info