Виктор Борисов-Мусатов - Изумрудное ожерелье - 1904
Он был не с передвижниками, не с академистами, не с авангардистами. Чистота и красота, грезы, неизъяснимая грусть и нежность - с такими настроениями ассоциируется русский художник Виктор Борисов-Мусатов. Поэт Андрей Белый назвал его "тончайший и нежный горбун", и был прав. Изображать прекрасное без дешевой сентиментальности, очень тактично и тонко, без какой-либо морали и назидательности, не выражать идеи, но являть красоту, не скатываясь в пошлость, - это редкий дар. Борисов-Мусатов им обладал.
"Как же хорошо и красиво!" - хочется сказать, глядя на нежнейшие его холсты. Кстати, разве можно так говорить? Ну что это за "нежный холст"? Но о Борисове-Мусатове - очень хочется.
Дед художника, Борис Мусатов, был крепостным при саратовском помещике Шахматове. Отец после отмены крепостного права поступил камердинером в услужение к старику Шахматову - жил при нем в столицах, бывал в Париже. Женился на симпатичной Дуняше, кстати, дочери владельца живописной и переплетной мастерской. Вскоре выучился на бухгалтера, работал на железной дороге.
За первые годы семейной жизни Мусатовых их четверо детей не выжили, умирали практически сразу после рождения. И наконец родился мальчик, которого назвали Виктором - необычное для крестьянского сына имя. Долгожданного ребенка любили несказанно. И каким же горем для родителей стало, когда в три годика мальчик вдруг утратил живость, начал часто плакал, стал нервным, замкнутым. Оказалось, что малыш неудачно упал. У него стал расти горб, ребенок капризничал и тосковал. Случай свел семью с врачом, использующим новые ортопедические методы лечения. И произошло чудо: к Вите вернулась радость, горб перестал расти (хотя остался при нем до конца жизни), а остановившийся было рост возобновился. Увы, это не было окончательным выздоровлением, Борисов-Мусатов всю жизнь страдал от болей, у него развилось хроническое воспаление позвонков, перешедшее в костный туберкулез. Но, безусловно, вмешательство доктора значительно облегчило мучения.
С детства он любил рисовать, а еще больше - мечтать. Вблизи города на Волге был небольшой пустынный островок. Маленькому Вите он казался раем. Он добирался до острова, доставал краски, рисовал, грезил. Ребенком (да и взрослым) был очень застенчивым, но при этом милым, обаятельным и достаточно энергичным.
В Саратовском реальном училище Виктору повезло с преподавателем рисования. Недавно выпустившийся из петербургской Академии художеств Василий Коновалов разглядел незаурядный талант мальчика и дал ему первые профессиональные уроки. Училище Мусатов вскоре оставил и начал сам заниматься живописью - сначала самостоятельно, а в 1870 году отправился в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ).
Не задержавшись в Москве, он едет в петербургскую Академию художеств и берет уроки у Павла Чистякова. Кстати, двойную фамилию художника некоторые исследователи считают данью уважения деду, а другие придерживаются версии попроще: отец нередко в документах подписывался "Мусатов, Борисов", подразумевая "Борисов сын". Вслед за ним так делал и сам Виктор. В МУЖВиЗ из-за этого возникала путаница, его называли то Борисовым, то Мусатовым. И в Академию он уже поступил под фамилией Борисов-Мусатов, да так и остался.
Увы, его слабое здоровье и петербургский климат не сочетались никоим образом. Пришлось уехать и вскоре восстановиться в МУЖВиЗ, где пошел в класс к Поленову.
В 1895 году Борисов-Мусатов много путешествует: Крым, Кавказ, а потом - Париж.
Виктор Борисов-Мусатов - Кавказский этюд
Откуда деньги, спрашивается. Первая принесшая ему успех картина написана в стиле Серова и Коровина и написана великолепно. По крайней мере, так решила великая княгиня Елизавета Федоровна, отдав за выставленную в 1894 году на ученической выставке картину "Майские цветы" 150 рублей - весьма высокая цена, да еще и для ученической картины. Это и позволило художнику путешествовать на следующий год. Впрочем, ничуть не помешало критикам заклеймить его популярным в ту пору в обращении с художниками словечком "декадент".
Виктор Борисов-Мусатов - Майские цветы
В Париже он провел три года, занимаясь в мастерской Кормона. Открытие работы на пленэре, импрессионисты, постимпрессионисты и символисты вокруг, Боттичелли, Ватто, Веронезе - в Лувре... И главное увлечение - Пьер Пюви де Шаванн. Его Борисов-Мусатов считал величайшим художником современности. Пытался даже устроиться к нему в ученики, но не довелось - Пюви-де-Шаванн был уже очень стар и вскоре умер. Значение Парижа в творчестве Борисова-Мусатова трудно переоценить. Увы, снова вмешалась болезнь. Ему пришлось пережить очередную операцию и вернуться в Саратов.
Но возвратился он нашедшим себя художником. Определились его темы: старинные усадьбы, платья с кринолинами, грезы о прошлом.
Виктор Борисов-Мусатов - Усадьба - 1902
Виктор Борисов-Мусатов - Призраки - 1903 - Художник запечатлел Южный фасад дворца в усадьбе Зубриловка
Виктор Борисов-Мусатов - Три дамы на террасе
Виктор Борисов-Мусатов - Дама в кринолине - 1903- Вятский художественный музей
Виктор Борисов-Мусатов - Осенний мотив - Дама в лиловом - 1901
Виктор Борисов-Мусатов - Дама за вышиванием
Виктор Борисов-Мусатов - Прогулка при закате
Ни в коем случае не стоит это путать с детальным воссозданием, которое можно наблюдать, к примеру, у певца русской идеализированной старины Константина Маковского. Борисов-Мусатов совершенно не увлечен историческим прошлым, его "прошлый век" - о мечтах, поисках Прекрасной Дамы, тонкости, изяществе, грезах, символике любви и чистоты. Но вопрос, что за эпоху он пишет, художник отвечал: "А это, знаете ли, просто красивая эпоха".
Виктор Борисов-Мусатов - Гармония - эскиз - 1894
Виктор Борисов-Мусатов - Мотив без слов - 1900
Виктор Борисов-Мусатов - Прогулка
Виктор Борисов-Мусатов - Осенний мотив
Виктор Борисов-Мусатов - Летняя мелодия
Еще в Париже Борисов-Мусатов отказался от масла и перешел на темперу - это одна из особенностей его творчества. Он всю жизнь мечтал о монументальных росписях. С каким восторгом думал он о росписи ратуши Пюви-де-Шаванном! Как мечтал сам совершить что-то подобное... По сути, переход к темпере - это попытка станковую картину приблизить к фреске, темпера позволяла создать иллюзию такой росписи. Борисов-Мусатов был близок к исполнению мечты. В Кропоткинском переулке архитектор Федор Шефтель строил особняк Дерожинской. Он хотел, чтобы расписывал гостиную Борисов-Мусатов. И поныне в Третьяковке хранятся эскизы к "Временам года", которыми он планировал украсить стены. Но Дерожинская категорически не приемлет его варианты и отказывается от его услуг.
Виктор Борисов-Мусатов - Сон божества - Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года - 1905
Последние три года его жизни имя Борисова-Мусатова звучало достаточно громко, но еще не настолько, чтобы прогнать беспросветную бедность. Заточен в саратовской глуши он был в общем-то не из любви к глуши, а потому что не имел средств на жизнь в столицах. В 1904 году в Германии с большим успехом прошла его персональная выставка. Быть может, признание, выход из замкнутого круга безденежья и такая желанная возможность монументальных росписей были близки? Но всё это немножко запоздало.
Позже Андрей Белый назовет его своим вдохновителем. Позже общество "Голубая роза" объявит его своей предтечей. А тогда, в 1905 году, страшно бедствовавший художник, вложившийся в работу над ненужными уже эскизами, по протекции Поленова, с женой и дочерью Марианной провел лето на пустующей даче Цветаевых в Тарусе. Там же осенним утром он умер совсем молодым. Борисов-Мусатов ненадолго пережил одну из своих главных муз, Надежду Станюкевич.
Виктор Борисов-Мусатов - Дама у гобелена - Портрет Надежды Юрьевны Станюкович
Виктор Борисов-Мусатов - Портрет Надежды Юрьевны Станюкович - 1893
"Где я найду моих женщин прекрасных? Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам?", - спрашивал художник. Впрочем, ответ он знал. Борисов-Мусатов всю жизнь испытывал нехватку натурщиц. Платить им было нечем, богемный образ жизни с привлечением барышень легкого поведения в этом качестве был ему чужд. На большинстве его картин изображены три женщины: его младшая сестра Лена, его жена Елена Александрова и Надежда Станюкевич - хороший друг, жена литератора Владимира Станюкевича, тоже хорошего друга художника.
Виктор Борисов-Мусатов - Одиночество - Портрет сестры - 1903
Виктор Борисов-Мусатов - Девушка с розами - Портрет сестры - 1902
Автопортрет с сестрой - 1898 - Государственный Русский музей - Санкт-Петербург
Впрочем, были в его жизни и менее известные увлечения: на "Гобелене" фигурирует Анна Воротынская, в которую он безнадежно и безответно влюблялся в юности.
Виктор Борисов-Мусатов - Гобелен
Была у него страсть и к супруге друга, купца Федора Корнеева, Ольге. Заметив его увлеченность, Ольга обвинила художника в лицемерии. Он переживал этот разрыв очень тяжело. Но ведь в конце концов он все-таки женился? Елена Александрова - тоже художница, они вместе учились в МУЖВиЗ. Первое предложение ей он сделал в 1895 году и получил отказ. "В жизни я буду, конечно, всегда только безнадежно влюбленным", - заключил художник. Тем не менее, одну из самых известных картин, "Водоем", которая к тому же сразу была признана шедевром и куплена, он написал в 1902 году.
Виктор Борисов-Мусатов - У водоёма (эскиз) - Портрет сестры и жены художника - Частное собрание - Москва
Виктор Борисов-Мусатов - Водоём - 1902 - Портрет сестры и жены художника - Государственная Третьяковская галерея
Это был счастливейший период в его жизни. Он приехал в Зубриловку с сестрой и невестой. Да-да, Елена Александрова на этот раз приняла его приглашение. В 1904 году у них родилась дочь Марианна, которая в будущем тоже стала художницей.
Короткая, быстро угасшая жизнь. По формальным признакам - не самая счастливая, пожалуй: увечье, страшные боли, безденежье, редкие вспышки признания на фоне постоянной критики, да что там, даже любимая женщина не с первого раза предложение приняла. Но глядя на прозрачные, сине-зеленые блики его картин, на прекрасных, словно из другого мира спустившихся на его холсты женщин, на удивительно музыкальные пейзажи, суть которых - поэзия и музыка, а не ботаника, понимаешь, что не мог человек, видевший столь тонкую, непреходящую красоту, от которой щемит сердце, не быть счастливым.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
Виктор Борисов-Мусатов - Реквием - Акварель - 1905 - Государственная Третьяковская Галерея
Живопись Борисова-Мусатова
Даргомыжский - Меланхолический вальс
Виктор Борисов-Мусатов - Натюрморт с цветами
Виктор Борисов-Мусатов - В лодке - Этюд - 1892-1894
Виктор Борисов-Мусатов - Девушка с агавой - 1897
Виктор Борисов-Мусатов - Крестьянки
Виктор Борисов-Мусатов - Мальчик с собакой
Виктор Борисов-Мусатов - Вишни в цвету
Виктор Борисов-Мусатов - Гирлянды из васильков
Виктор Борисов-Мусатов - Куст орешника
Виктор Борисов-Мусатов - Окно - 1886 - ГТГ
Виктор Борисов-Мусатов - Осенняя песнь
Виктор Борисов-Мусатов - Отблеск заката
Виктор Борисов-Мусатов - Парк погружается в тень - 1904
Community Info