Взять Баха за руку и привести в безбожный мир
Совершенно завораживающий вечер в день 90-летия Софии Губайдулиной. Забирающий тебя целиком. И наполняющий ТАКИМ откровением, что зерна его если и не прорастут в тебе, то уж точно не погибнут в зародыше. Что такое музыка Губайдулиной? Это Бах, взятый за руку и проведенный сквозь заблуждения и ужасы трех столетий, коих ему застать не довелось.р
Совершенно завораживающий вечер в день 90-летия Софии Губайдулиной. Забирающий тебя целиком. И наполняющий ТАКИМ откровением, что зерна его если и не прорастут в тебе, то уж точно не погибнут в зародыше. Что такое музыка Губайдулиной? Это Бах, взятый за руку и проведенный сквозь заблуждения и ужасы трех столетий, коих ему застать не довелось.
24.10.2021. Камерный зал Московской филармонии. И.С.Бах. Ария из «Гольдберг-вариации». С.Губайдулина. Cadenza из Концерта «Под знаком Скорпиона» для баяна с оркестром. И.С.Бах. Сарабанда и Жига из Партиты № 2 для скрипки соло. С.Губайдулина. «In Croce» для виолончели и органа (переложение для виолончели и баяна). И.С.Бах. Сарабанда из Партиты № 2 для виолончели соло. С.Губайдулина. «Silenzio» для баяна, скрипки и виолончели.
Михаил Бурлаков, баян; Марина Катаржнова, скрипка; Борис Андрианов, виолончель.
Итак. Скрипка – голос души. Виолончель – голос сознания. И – баян, с его полифоническим двоезвучием и новой миссией (именно Губайдулиной гениально открытой) – оргАна нашего времени.
И история, ведущая из века 18-го в век 21-й. Переданная попеременно двумя рассказчиками – Бахом и Губайдулиной.
Человек только осознает свою душу как живую. Просто осознает: вот же, она шевелится! Еще ничего о себе не воображая. Да и виолончель с баяном здесь почти беззвучны. Это Ария из «Гольдберг-вариации».
Душа ищет контакта с Космосом, с Абсолютом, постепенно она впадает в раж, в бешенство, в истерику, она тщится словно протаранить небесный свод: Я И ЕСТЬ АБСОЛЮТ! Михаил Бурлаков яростно кромсает кнопочные ряды… А в ответ пускает из баянных мехов холодные океанические волны… И только шорохи, только слабое эхо слышны в финале Каденции для баяна.
В Сарабанде и Жиге Баха душа – скрипка – вновь на положенном ей месте. В трагедийном ре миноре она смиренно торит свой земной путь. Терпеливо и усердно – уже понимая свой удел…
И вот кульминация программы.
In Croce. На Кресте.
Из каких тайников Борис Андрианов почерпнул мужество – да-да, не мастерство, а именно мужество!, - чтобы вжиться, вчувствоваться в неразрешимую трагедию человеческого разума?! Проникнуть в его несовершенство и передать весь кошмар мучающих его, разум, противоречий?!
Звенит-журчит-переливается звучаниями гармония мироздания в баянных кнопочках. Грубые, топорные, злые, точно саблей, удары виолончельным смычком по струнам - в ответ…
Но виолончель ведет свою партию упрямо. Через боль, через муку, через дрожь, через судороги. В какой-то момент и баян заходится в ответном трепете – вот каков накал разворачивающейся трагедии самопознания человеческого…
И снова разум накрыт затмением. Удары. Щипки. И вдруг Андрианов с Бурлаковым непостижимо ловят то мгновение, когда разум открывает дверцу, ведущую в космический Абсолют, и будто выпиливает, сквозь рыдания и мучения, входной проем… И заходится выстраданным, щемящим и пронзительным звуком виолончель. познав Откровение…
Изо всех сил она натягивает ниточку, словно пытаясь выстроить надежную лестницу в небо. Но – возвращается на грешную землю. И только шелест космических-баянных мехов ей остается..
Крест. Горизонталь и вертикаль. Главная тема Губайдулиной, и проводит она тему Креста в своем творчестве столь истово, неуклонно и значительно, как и Бах три века назад. С той же глубиной проникновения в тайну мироздания.
Бах как доверенное лицо Господа – знал ответы. Губайдулина уполномочена — временем и Создателем - ставить вопросы. Ибо Бога в нынешнем людском сознании больше нет, - и потому все, в чем мы каждый день убеждаемся, позволено.
И - заключительная закольцовка.
Снова Бах в ре миноре. Одинокий голос виолончели, познавшей многие печали и всю трагичность своей участи. Баян, что важно, остается на сцене – но безмолвствует…
Финальное сочинение программы и называется – Молчание.
Оно начинается как тихая пронзительная молитва скрипки и виолончели. И только когда они, душа с разумом, хоть бы краешком прикасаются к Высшему Откровению – вступает баян.
И зазвенят баянные кнопочки. Но и зарычат меха. И пробьет дрожь нестойкую натуру человечью. И растеряется она, получая из высших сфер одновременно манок и гнев. И спадет попытка любви обратно к боли.
И услышится: это - все, что мы, люди, можем. Большего не дано. Но надо пытаться, снова и снова.
И затихнут в финале струнные. И издаст баян ропот, тот самый, знаменовавший сотворение мира.
И с этим вот нам нужно жить. Можно сказать – вернувшись к истокам. К самому началу.
Р.S. Совершенно счастлив от того, что читатель имеет возможность послушать этот редчайший по тематике для нынешних времен концерт. И еще: не упустите ни слова из монологов Софии Губайдулиной, прозвучавших в этот вечер! Мало кто способен ныне так говорить о ГЛАВНОМ. Запись концерта здесь https://meloman.ru/concert/kzf-2021-10-24-19/
