Мазаччо - Моление о чаше (около 1426)
Мазаччо (Masaccio), собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди), Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди (1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана - 1428, Рим), - знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи Кватроченто.
Мазаччо не суждено было прожить и тридцати лет. Но он успел стать известнейшим представителем флорентийской школы и внести свой вклад в развитие живописи эпохи кватроченто.
Мазаччо - Триптих Святого Ювеналия. Левая створка: Святой Варфоломей и Святой Блез
Мазаччо - Триптих Святого Ювеналия. Мадонна с младенцем
Мазаччо - Триптих Святого Ювеналия. Правая створка: Святой Амвросий и Святой Ювеналий
Мазаччо - Мадонна с младенцем (около 1426)
Мазаччо - Портрет молодого человека (1423-1425)
Мальчик рано осиротел, отец скончался почти в том же возрасте, что и его талантливый сын: ему было всего двадцать семь лет. Тягу к искусству юноше, вероятно, привил дед Симон, который был состоятельным ремесленником. Надо заметить, что звучное прозвище (его настоящее имя было Томмазо) будущий художник получил из-за своей беспечности и рассеянности, ведь "Мазаччо" произошло от итальянского слова "мазила".
В юном возрасте Мазаччо переехал во Флоренцию, где началось его творческое становление. В 1424 году живописца приняли в товарищество художников Святого Луки. Там он познакомился с Мазолино, одним из лучших мастеров Флоренции того времени. До сих пор остается неразрешенным вопрос о влиянии, которое признанный в художественных кругах мэтр оказал на своего молодого товарища. Некоторые искусствоведы считают, что он значительно повлиял на творчество и стиль Мазаччо, но это суждение вызывает сомнения.
Маститого живописца в искусстве привлекали сказочность, пышность и нарядность, а Мазаччо больше тяготел к земному, материальному, был склонен к натурализму. Особенно его работы выделялись на фоне произведений в стиле интернациональной готики, который был популярен во Флоренции в XV веке. Но Мазолино и Мазаччо все-таки создали несколько совместных полотен, одно из них - "Мадонна с младенцем и Святой Анной". Эта картина интересна своей необычной композицией и подходом к пропорциям человеческого тела.
Мазаччо и Мазолино - Мадонна с младенцеми Святой Анной (около 1424)
Мазаччо уже тогда был погружен в поиски передачи пространства, материи и установления границ между ними, а в картине определённо проступает декоративность, свойственная манере Мазолино. До сих пор ведутся споры о том, кто и за какую часть работы отвечал, но в целом совместная работа художников увенчалась успехом. За основу картины взят сюжет "Святая Анна втроём". На ней младенец Христос сидит на коленях Марии, которая расположилась у ног Анны. Три фигуры образуют единую пирамиду, объём которой придаёт наличие пяти параллельных планов.
Более масштабной и известной работой Мазаччо и Мазолино являются шесть фресок капеллы Бранкаччи. Это "Чудо со статиром", "Изгнание из рая", "Святой Пётр исцеляет больного своей тенью", "Раздача имущества и смерть Анании" и "Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на кафедре", на которой изображено, как Пётр воскресил умершего за четырнадцать лет до этого сына Теофила.
Мазаччо - Фреска "Чудо со статиром"
Мазаччо - Фреска "Изгнание из рая"
Мазаччо - Фреска "Святой Пётр исцеляет больного своей тенью"
Мазаччо - Фреска "Раздача имущества м смерть Анании"
Мазаччо - Фреска "Воскрешение сына Теофила и Святой Пётр на кафедре"
Некоторые искусствоведы нашли в этой работе политическую подоплеку и увидели среди персонажей миланского герцога Висконти, кардинала Кастильоне, канцлера Флорентийской республики и даже самого Мазаччо в компании Мазолино и других художников.
Во всех своих работах Мазаччо уделял большое внимание анатомической точности изображаемых им человеческих фигур. Но его персонажи реалистичны не только внешне. В каждую картину художник вкладывал глубокий смысл, затрагивая проблемы сословной ограниченности, человеческих чувств, индивидуальности и неповторимости отдельно взятой личности.
Картины великого Мазаччо
Community Info