yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

Ангелочувствие, тревожная даль и хроническая судорога

Не доверяйтесь обществоведам и мемуарам! Если хотите доподлинно узнать о вызовах времени, о том, что с человеком проделывает та или иная эпоха, – лучше вслушайтесь в музыку. Три фортепианных квинтета: 1940 года, 1957-го и 1990-го. Рояль – как пароль времени. Струнные – как отзыв.

10.10.2021. Рахманиновский зал Московской государственной консерватории. Три квинтета для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели. С.Губайдулина (1957 год); Н.Каретников (1990 год); Д.Шостакович (1940 год).

Екатерина Рихтер, фортепиано; Федор Безносиков, скрипка; Роман Викулов, скрипка; Илья Гофман, альт; Сергей Полтавский, альт; Арсений Безносиков, виолончель; Сергей Суворов, виолончель.

1940 год. …Скерцо, третья часть квинтета Шостаковича. Не знающий меры, безудержный, забубенный, оголтелый трезвон. В его разгар вдруг встревает ропот виолончели: вы чего, мол, расшумелись-то, как сумасшедшие?! Но через мгновение и она, главный инструмент разума-скепсиса, втянута в залихватский шабаш всеобщего позитива.

Сколько слушаю Шостаковича, сколько пишу о его творениях – а не перестаю восхищаться изысканной звукописью Д.Д., его утонченной образностью.

В квинтете Шостакович щедр именно на такого рода находки. И потому уже вскоре его героя, персонажа из года 1940-го, начинаешь понимать-чувствовать как своего хорошего знакомого.

Вот он – так квинтет открывается – совершает недюжинное, почти запредельное усилие, взысканное временем. Вот ему легко на душе после стараний праведных и почти героических – и находит душа минуту-другую светлого покоя на стесненном личном пространстве, скажем, в уголке коммуналки. Никакого внутреннего протеста, тем паче задней мысли. Даже
виолончель, дежурный проводник этой самой задней мысли. ничуть не затемняет светлого музыкального образа: так и надо, парень, ты молоток! Вот рояль снова наддает темп, ужесточает запрос – и герой Шостаковича выдает на-гора, уже на голом энтузиазме, на обнаженном нерве. И опять укрывается ненадолго в чем-то своем затаенном-тихом, но неизменно светлом.

Удивительно смешаны здесь у Шостаковича черная и белая краски. Вроде бы и исходит из басов нечто мрачное – но, проникая в высокую тональность, вмиг наливается там светом. Первая, вторая скрипки, альт, виолончель поочередно и совместно проводят сеанс самовнушения, самоубеждения: все у тебя в жизни здорово, парень! 

А потом, после неотразимого приступа энтузиазма, наделенного силой поистине магической и вытряхивающего изнутри все личное без остатка, - интермеццо. Всего лишь связка между частями, но! Здесь герой Шостаковича словно открывает в себе ангелочувствие. И это ангелочувствие незамедлительно переправляется - а лучше сказать, запихивается, в общий поток. И голос первой скрипки, истончаясь, вовсе растаивает…

И тогда рояль. со своей стороны, включает гимнастику для ангелов. И буквально кожей чувствуешь, как стремительно наливается их, ангелов, мускулатура. И только теперь, после всего испытанного, герой из 1940-го негромко вздохнет – мол, да я уже через силу бодрячок… Вздохнет тоненьким голосом первой скрипки - которому прочие струны устало подвоют. Уж не взыщите - тем, что от голоса осталось.

1957 год. Возможно, совсем еще молодая София Губайдулина не достигла тогда еще чуткой проницательности, свойственной зрелому Шостаковичу. Но! Второй-то фортепианный концерт Дмитрия Дмитриевича почти ровесник с квинтетом Губайдулиной, и в нем отчетливо слышны очень схожие с ним интонации.

София Губайдулина
София Губайдулина

Бодрость – не показная. Тень, изредка набегающая из фортепианных басов, смахивается запросто. Готовность к слаженному усилию – образцовая.

И можно даже расслышать – когда в рояле вовсе исчезают настораживающие нотки - неподдельное желание действовать. Пройти нехожеными таежными тропами. В квинтете Губайдулиной привольно гуляет нерастраченная энергия. Да,здесь слышно и всегдашнее женское желание прислониться к сильному плечу. Да, органично звучат от всех струн мечтательно-наивные, а на наш исторически-матерый слух – сказочно-иллюзорные мотивы. Человек рождается для счастья…

Но в этом квинтете отчетливо слышна убежденность: верной дорогой идем, товарищи! Пускай мое сердце в тревожную даль зовет!

И только в самом финале – словно небольшой перебор в давлении на поршень. И движения, доселе все более и более энергично-радостные, приобретают некоторую механистичность…

1990 год. А нужна ли поправка на то, что квинтет Николая Каретникова написан в додекафонной технике, диковинной для обыкновенного слушателя?

Николай Каретников
Николай Каретников

В реалиях наступавшего времени эта техника почувствовала себя как дома. 

От чего прицельность попадания в самый их нерв только повысилась.

Пафосное, громовое, почти тектоническое вступление. Свершилось наконец, товарищи, - теперь все вы господа!

Прозвучало сие с вескостью-мощью Бетховена или, по меньшей мере, Брамса. 

И зависло.

А раздался лихорадочный разнобой импульсов. Едва подстроишься под попутный ветер – а уже не дует, завернул куда-то. Едва окунешься в свое личное – как р-р-раз тебя по башке фортепианная разгулявшаяся стихия.

Словом, - кошмарная сумятица-путаница в мозгах. Но постепенно в фортепианных басах формируется некая мрачноватая тема. И в развязке первой части квинтета она будто проводит серию прямых ударов в голову. Увенчанную таким акцентированным двойным, что скрипка буквально возопила…

Всю вторую часть струнные, продолжая аналогию с боксом. – в состоянии грогги, проще говоря, - потрясения. Условный персонаж, пытаясь как-то сохранить себя, словно превращается в призрачную субстанцию. Музыка струнных бредет на ощупь, стопорит, только краешком реагируя на разноречивые отдельные сигналы, доносящиеся от рояля.

Журк-журк! – третья часть квинтета открывается наконец определенным фортепианным посылом. Дергано-игривым. То ли судорогой, то ли гримасой.

И – погнали. Котлета рубленая по-рыночному. Раздрай человечьей сущности. Полуимпульсы. Полуфразы – как в рациональном перебросе словами «чисто по делу».

Дергающиеся в дурной, дьявольской пляске человечки. На долю которых остался только заданный кривоватый ритм. А выпадешь из него - считай, все пропало. 

Поскрипишь, покуда не заржавеешь. А там на свалку.

Сильно ли изменился с 1990-го вызов времени, а?

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.