-
yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art
По следам 5-й симфонии Малера
«Вперед, товарищи, к победе коммунизма! Другого пути у нас нет!». Именно так Теодор Курентзис увенчал ключевой концерт первой московской резиденции оркестра musicAeterna. Неужели у маэстро вышло что-то нескладное? Так сказать, - невольно вырвалось? Он-то, новооткрыватель старых истин и гуру симфонизма, скрупулезен в каждой детали. Потому и гипнотизировал зал долго и властно, прежде чем начать концерт. Чтобы, мол, ни шороха из зала. А тут – вопрос ко всей концепции программы. Но факт.
3.10.2021. Большой зал Московской государственной консерватории. А.Ретинский. «Анафора». Г.Малер. Симфония № 5. Оркестр musicAeterna. Дирижер Теодор Курентзис.
Фокус в том, что Алексея Ретинского Курентзис, приняв в штат своего оркестра, назначил Малером нашего времени. Повод к этому, надо сказать, был. Молодой композитор. как и гениальный его предшественник, тоже творчески нацелен на вечную проблему: как очистить человечество от грехов тяжких и отыскать свет в конце мрачного тоннеля. И два прежних его сочинения в исполнении Владимира Юровского – «Из глубин» и «С-dur» - меня по-настоящему тронули глубиной концепции и экспрессией.
С «Анафорой» сложнее. Осталось ощущение, что здесь претенциозность потеснила глубину. Двинула ей этак локотком под дых. И формальное перекрыло кислород сущностному.
Деталь: на поклоны Ретинский вышел в экипировке, похожей на одеяние монаха-схимника. Что называется – на усиление впечатления. Так и оркестр был сверх привычной меры начинен, помимо модной электроники, деревянными семантронами (по-нашему это называется сочным словом «било») и птичками-свистульками.
И, пожалуй, именно поэтому опус прозвучал двусмысленно. Москву, знаете ли, ну да – Москву, где за окном то и дело что-то гремит-скрежещет-свиристит, акустическими погремушками вряд ли проймешь. И в какой-то момент мне скорее почувствовалось, чем подумалось: а ведь, будь она изготовлена в духе сугубого тихого минимализма, Анафора (Молитва-восхождение) только выиграла бы. А так… Когда в кульминационных точках опуса на смену трепету струнных заступили оглушительный стрекот трещоток и громогласные свиристелки, почудилось невольно – не городской ли это голова подвергает биомассу очередной инновационной обработке?
Опус замышлялся как реинкарнация 5-й симфонии Малера в актуальном контексте – но в итоге Ретинского Курентзис Малеру предпослал. Возможно, намекнув тем самым: это только попытка, это заметки на полях к Малеру, и уж не судите по-гамбургски.
Зато уж Малера Курентзис – в компенсацию – исполнил с феноменальной доходчивостью.
Вспомнилось из «Машины времени»: «Он играет на похоронах и танцах».
Победа сил мрака – начальная тема и лейтмотив трех частей симфонии –изображена густой краской. Труба возвещает победу и одновременно зовет на кладбище. В 1-й малеровской симфонии звери хоронят охотника куда веселее, чем здесь беспутный род людской наперебой упрямится в своих буйных порывах-заблуждениях.
Скрипачи – они, как принято у Курентзиса, играют стоя – прямо-таки превращаются в солдат, совершая телами движения, приближенные к боевым. Если Курентзис надумает поменять в каком-то фрагменте смычки на штыки – это будет в его духе.
Все темы внахлест, в нахрап. Траур – просвет – исступление. Все у Курентзиса цепляется одно за другое и сплетается в клубок. И вальсок перерождается в шабаш.
Спутанность, сбивчивость, податливость, смятение. Все это Курентзис бесподобно вычленяет-высекает из новаторской когда-то музыки Малера.
В апофеозе третьей части – триумф, экстаз, здравица; и падение в беззвучие…
И – Adagietto. Остановленное творческим гением Малера и продленное мгновение Истины Небесной. Когда слышно только дыхание, Богом данное. Звук истончается и стремится ввысь, возвращается и заполняет все оркестровое пространство. И – будто заземляется. Оборачиваясь к тому земному, что здесь натворили…
( К слову. На следующий день мне довелось послушать Adagietto в переложении Алексея Курбатова для виолончели и фортепиано – и в виолончельном диапазоне, звуковом и смысловом, тема прозвучала у Евгения Румянцева, на удивление, более выразительно, чем у оркестра. Более прочувствованно. И заключительное ее приземление было сделано жестче.)
Ну, и финал 5-й малеровской и всего концерта. Запоминается последнее, правильно?
Если кто-то предложит иное его, финала, слышание, чем мое, – буду искренне признателен. А я здесь услышал у Курентзиса однозначное: коммунизм – вот единственное спасение человечества! Любая сомнительная интонация - мутноватая, провокационная или темная, - прокрадывающаяся от того или иного инструмента, здесь моментально и надежно блокируется-гасится системными и надежными оркестровыми усилиями. И все заканчивается хорошо.
Симфония написана в 1902-м. Если принять во внимание последующее развитие событий – не таким уж Малер был иллюзорным идеалистом, каковым кто-то его считкает.
Словом, первая московская резиденция оркестра Курентзиса, развернутая с размахом, дала занятную пищу для размышлений.
А Алексею Ретинскому – дальнейшего творческого поиска, глубокого и прочувствованного. И по возможности уворачиваться от заданности, диктуемой трендом.
Community Info
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital1 531
- Community readers
- Duration24 hours
- Minimal stake10 LJT
- Rules
- View all available promo