Category:

По следам 5-й симфонии Малера

Теодор Куурентзис
Теодор Куурентзис

«Вперед, товарищи, к победе коммунизма! Другого пути у нас нет!». Именно так Теодор Курентзис увенчал ключевой концерт первой московской резиденции оркестра musicAeterna. Неужели у маэстро вышло что-то нескладное? Так сказать, - невольно вырвалось? Он-то, новооткрыватель старых истин и гуру симфонизма, скрупулезен в каждой детали. Потому и гипнотизировал зал долго и властно, прежде чем начать концерт. Чтобы, мол, ни шороха из зала. А тут – вопрос ко всей концепции программы. Но факт.

3.10.2021. Большой зал Московской государственной консерватории. А.Ретинский. «Анафора». Г.Малер. Симфония № 5. Оркестр musicAeterna. Дирижер Теодор Курентзис.

Фокус в том, что Алексея Ретинского Курентзис, приняв в штат своего оркестра, назначил Малером нашего времени. Повод к этому, надо сказать, был. Молодой композитор. как и гениальный его предшественник, тоже творчески нацелен на вечную проблему: как очистить человечество от грехов тяжких и отыскать свет в конце мрачного тоннеля. И два прежних его сочинения в исполнении Владимира Юровского – «Из глубин» и «С-dur» - меня по-настоящему тронули глубиной концепции и экспрессией.

Алексей Ретинский
Алексей Ретинский

С «Анафорой» сложнее. Осталось ощущение, что здесь претенциозность потеснила глубину. Двинула ей этак локотком под дых. И формальное перекрыло кислород сущностному.

Деталь: на поклоны Ретинский вышел в экипировке, похожей на одеяние монаха-схимника. Что называется – на усиление впечатления. Так и оркестр был сверх привычной меры начинен, помимо модной электроники, деревянными семантронами (по-нашему это называется сочным словом «било») и птичками-свистульками.

И, пожалуй, именно поэтому опус прозвучал двусмысленно. Москву, знаете ли, ну да – Москву, где за окном то и дело что-то гремит-скрежещет-свиристит, акустическими погремушками вряд ли проймешь. И в какой-то момент мне скорее почувствовалось, чем подумалось: а ведь, будь она изготовлена в духе сугубого тихого минимализма, Анафора (Молитва-восхождение) только выиграла бы. А так… Когда в кульминационных точках опуса на смену трепету струнных заступили оглушительный стрекот трещоток и громогласные свиристелки, почудилось невольно – не городской ли это голова подвергает биомассу очередной инновационной обработке?

Опус замышлялся как реинкарнация 5-й симфонии Малера в актуальном контексте – но в итоге Ретинского Курентзис Малеру предпослал. Возможно, намекнув тем самым: это только попытка, это заметки на полях к Малеру, и уж не судите по-гамбургски.

Зато уж Малера Курентзис – в компенсацию – исполнил с феноменальной доходчивостью.

Густав Малер
Густав Малер

Вспомнилось из «Машины времени»: «Он играет на похоронах и танцах».

Победа сил мрака – начальная тема и лейтмотив трех частей симфонии –изображена густой краской. Труба возвещает победу и одновременно зовет на кладбище. В 1-й малеровской симфонии звери хоронят охотника куда веселее, чем здесь беспутный род людской наперебой упрямится в своих буйных порывах-заблуждениях.

Скрипачи – они, как принято у Курентзиса, играют стоя – прямо-таки превращаются в солдат, совершая телами движения, приближенные к боевым. Если Курентзис надумает поменять в каком-то фрагменте смычки на штыки – это будет в его духе.

Все темы внахлест, в нахрап. Траур – просвет – исступление. Все у Курентзиса цепляется одно за другое и сплетается в клубок. И вальсок перерождается в шабаш.

Спутанность, сбивчивость, податливость, смятение. Все это Курентзис бесподобно вычленяет-высекает из новаторской когда-то музыки Малера.

В апофеозе третьей части – триумф, экстаз, здравица; и падение в беззвучие…

И – Adagietto. Остановленное творческим гением Малера и продленное мгновение Истины Небесной. Когда слышно только дыхание, Богом данное. Звук истончается и стремится ввысь, возвращается и заполняет все оркестровое пространство. И – будто заземляется. Оборачиваясь к тому земному, что здесь натворили…

( К слову. На следующий день мне довелось послушать Adagietto в переложении Алексея Курбатова для виолончели и фортепиано – и в виолончельном диапазоне, звуковом и смысловом, тема прозвучала у Евгения Румянцева, на удивление, более выразительно, чем у оркестра. Более прочувствованно. И заключительное ее приземление было сделано жестче.)

Ну, и финал 5-й малеровской и всего концерта. Запоминается последнее, правильно?

Если кто-то предложит иное его, финала, слышание, чем мое, – буду искренне признателен. А я здесь услышал у Курентзиса однозначное: коммунизм – вот единственное спасение человечества! Любая сомнительная интонация - мутноватая, провокационная или темная, - прокрадывающаяся от того или иного инструмента, здесь моментально и надежно блокируется-гасится системными и надежными оркестровыми усилиями. И все заканчивается хорошо. 

Симфония написана в 1902-м. Если принять во внимание последующее развитие событий – не таким уж Малер был иллюзорным идеалистом, каковым кто-то его считкает.

Словом, первая московская резиденция оркестра Курентзиса, развернутая с размахом, дала занятную пищу для размышлений. 

А Алексею Ретинскому – дальнейшего творческого поиска, глубокого и прочувствованного. И по возможности уворачиваться от заданности, диктуемой трендом.

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.