Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Сергей Арсеньевич Виноградов.

Как волшебная шепотка соли,
помогла Сергею Виноградову стать настоящим художником...






Still life of Syringa on a farm

Сергей Арсеньевич Виноградов/Sergei Arsenievich Vinogradov


(Russian/Latvian, 1869-1938)

ЦветочноПейзажноИнтерьерное с аукционов и музеев (часть-1)


Усадьба Мамонтовых, ок. 1910–1919 (продана в 2014 г. за 760 тыс. долларов)

Sergey_Vinogradov_-_Self_Portrait (300x347, 40Kb)

Сергей Арсеньевич Виноградов (Большие Соли, Костромской губернии, 1 июля 1869 г. – 5 февраля 1938 г.)
Рига) был русско-советским художником - импрессионистом; известен пейзажами, жанровыми сценами и интерьерами.
Его отец был сельским священником.
С 1880 по 1889 год он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Иллариона Прянишникова, Владимира Маковского и Василия Поленова, которые оказали большое влияние на его стиль.
В 1888 году ему было присвоено звание «Художник». В следующем году он перешел в Императорскую Академию художеств; учится у Богдана Виллевальде и Карла Венига.

USADBA.-1910-E-GOSUDARSTVENNAY-TRETYKOVSKAY-GALEREY-MOSKVA.jpg
Усадьба. 1910 е Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сергей Виноградов." Сказка о художнике и волшебной щепотке соли."

LETNII-PEIZAZ.-ZOFINO.-1936-TAGANROGSKII-KUDOZESTVENNYI-MUZEI.jpg
Летний пейзаж. Зофино. 1936 Таганрогский художественный музей.


Глубокой ночью над посадом Большие Соли, что в Костромской губернии, появилась огромная темная туча. Она принеслась издалека, полная дождевых капель. Расставаться со своими малышками-капельками мамаше-туче не хотелось. Пролетая над лесами и полями, городами и реками, она не отдала ни одной из них.
Но Большие Соли, видно, туче чем-то приглянулись. Она задержалась над избами, стоявшими на берегах речки Солоницы,над золотыми куполами пяти церквей, над затихшим лесом, начинавшимся сразу за дорогой, — и щедро обрушила на землю весь свой водяной запас!


CHILDREN HERDING CALVES


Ливень с такой силой барабанил по крыше, что разбудил маленького Сережу Виноградова, спавшего на сеновале своего дома. Мальчик придвинулся к крохотному оконцу, и тут полыхнула молния и громыхнул гром — БА-БА-А-Х!!
— Ой! — вдруг ойкнул кто-то рядом с Сережей.
Сережа испуганно зарылся в сено. Все его семеро братьев и сестер спали с родителями в доме. На сеновале он был один. БА-БА-А-Х! — опять громыхнуло над самой крышей.
— Ой-ой-ой! — снова прозвучал скрипучий голосок.
— Кто здесь? — шепотом спросил Сережа, стараясь держаться храбро. — Кто это ойкает?
— Неужели меня слышно? — после паузы ответил кто-то. — Ну, наконец-то! Я очень рада. А то в одиночку бояться скучно.



Дети. 1895 Одесский художественный музей, Украина.


Сено в углу зашевелилось, и из него высунулась маленькая, размером с репку, голова с растрепанными волосами. Она была такая смешная, то Сережин испуг развеялся, как дым.

— Ты кто? — изумленно спросил мальчик.
— Солюшка-домовушка, — представилась голова, — охраняю дом вот уже шестьсот лет.
Солюшка быстро выбралась из сена. Она была одета в белое платьице из холстинки и лапотки.
— Шестьсот лет? — недоверчиво переспросил Сережа. — Да нашему дому всего лет сто.
— Раньше на этом месте другой дом стоял. — объяснила Солюшка. — А до него — еще один.
— Почему же я тебя до сих пор не замечал, а сегодня вдруг увидел и услышал? — удивляется Сережа.
— Значит, время пришло, — загадочно ответила Солюшка.
— А как ты дом охраняешь?
— Слежу, чтобы беды какой не случилось. Помогаю всем, кто в доме живет. Помнишь, зимой ты чуть в проруби не утонул?
Сережа даже поежился, вспомнив, как слетел на салазках с берега речки Солоницы на лед и вдруг стал проваливаться в черную ледяную воду. И вдруг какая-то неведомая сила вытолкнула его наверх и выбросила на лед.


PRUD.-1913-ASTRAKANSKAY-GOSUDARSTVENNAY-KARTINNAY-GALEREY-IM.-P.M.DOGADINA.jpg
Пруд. 1913 Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина


— Так это ты меня спасла?! — воскликнул мальчик. — А как же ты оказалась на речке, домовушка?
— А я люблю на салазках кататься, — хихикнула Солюшка, — и всегда у тебя на левом валенке сижу, когда ты с горок катаешься. Поэтому и в прорубь вместе с тобой угодила. Но одной бы мне тебя вытащить не удалось, — покачала головой Солюшка. — Пришлось Сол Солыча на помощь звать, водяного нашего.
— А это он за пятки ребят хватает, когда они купаются? — сразу же заинтересовался Сережа.
— Только тех, кто ведет себя плохо, — строго ответила Солюшка. — Сол Солыч порядок любит. Покажи ка лучше, что ты вчера нарисовал.
Сережа смутился. С недавних пор рисование стало его любимым занятием. Но он пока никому не показывал свои рисунки, даже отцу, который был священником одной из церквей Больших Солей и преподавателем церковно-приходской школы. Сережа и сеновал облюбовал потому, что мог там спокойно рисовать.



Деревенские мальчики



Сережа приподнял старую дырявую корзину, лежавшую у стены, и достал из-под нее заветную тетрадь.
— Ай да молодец! Ну, умница! — стала нахваливать Солюшка мальчика, рассматривая рисунки: родной дом с резными наличниками, березка, склонившаяся к ручью, сорока на заборе.
— Понимаешь, Солюшка, — краснея от похвал, пытался объяснить Сережа, — я хочу так природу изобразить, чтобы она была как настоящая. А у меня не получается.
— А ты не горюй. Давай-ка прогуляемся. Я тебя с друзьями своими познакомлю, кое-что покажу, кое-что расскажу. А ты смотри, слушай да на ус наматывай.



В лес за грибами


Вышли они из дома и направились к лесу. Над лесом уже солнышко поднимается, росу пьет. Как вошла Солюшка в лес — поклонилась в пояс, да и говорит:
«Здравствуй, хозяин леса — Старичок-Солевичок! Мы в лес с добром идем. Ничего плохого лесу не сделаем. Покажи нам лесную красоту. Разреши грибов и ягод набрать — не много, не мало, а столько, сколько нужно. А потом дорогу верную к дому укажи. Доброго здоровья тебе и твоему лесу!»
Заухал кто-то за деревьями, ветками зашумел. Повела Солюшка Сережу в лес. Никогда он такой потаенной лесной красоты не видал — зайцев на солнечных опушках, разноцветных бабочек и шмелей, жужжащих над чашечками цветов, птиц, кормящих птенцов. А грибов и ягод они набрали столько, что пришлось Сереже рубашку снять, чтобы в ней все до дома донести.


Sergey_Vinogradov_-_Road_in_the_Forest.jpg
Дорога в лесу. 1936


Мимо дома спустились они к речке. Опять поклонилась Солюшка низко и сказала: «Здравствуй, хозяин речной — Сол Солыч! Мы пришли к тебе с добром. Ничего плохого твоей речке не сделаем. Покажи нам красоту речную. Дозволь в чистой воде искупаться. Доброго здоровья тебе и речке твоей».
Потянулся над речкой голубой туман. Заискрилась на солнышке вода. Нырнул Сережа — и увидел подводные чудеса. Колышется зеленая трава, ползут по песчаному дну раки, стремительно мелькают серебряные спины рыб. А далеко-далеко, там, где впадает Солоница в Волгу, сидит под водой хозяин Бабайкинской пристани Бабай — толстый, с длинными усами, которыми дорогу к пристани для кораблей расчищает. А чтобы все его слушались и боялись, притворяется сердитым и воет страшным голосом, похожим на гудок парохода: «У-у-у-у!».
Вышел Сережа из воды, а вслед за ним Сол Солыч здоровенную щуку на берег выплеснул — семье Виноградовых на обед.



Колокольня и купол Успенского собора Псково-Печерского монастыря, 1928 г. (полотно ушло за 1,06 миллионов долларов)


Так с той необыкновенной ночи началась у Сережи новая жизнь. Многое помогла ему увидеть Солюшка и многое понять. Показал Сережа свои рисунки отцу, а тот — соседу Виноградовых, иконописцу Ивану Баженову. Баженов и сказал: «Быть, Арсений Степаныч, твоему сыну художником».
Решено было отправить Сережу в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Перед отъездом мальчик робко предложил Солюшке:
— Поедем вместе в Москву.
— Я не могу, — покачала головой Солюшка. — Я же домовушка. А домовушка должна свой дом охранять. А на прощание вот что я тебе скажу. Ты ведь заметил, наверное, что мое имя, имена моих друзей, название нашего посада и нашей речки произошли от одного слова — «соль». Так вот возьми с собой в дорогу щепотку соли из родных мест, она не простая, а — волшебная.
— А в чем же ее волшебство? — не понял Сережа.
— Поживешь — узнаешь, — загадочно ответила домовушка.



Московский Кремль Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого


И Сережа уехал в Москву, сдал там вступительный экзамен в Училище и качал учиться живописи.
Он был таким прилежным учеником, что Совет преподавателей постановил выдать ему в награду набор масляных красок, 5 аршин холста и по две дюжины щетинных и колонковых кистей. Его учителями были известные художники: Сорокин, Поленов, Маковский, Прянишников...
И вскоре Сергей Виноградов стал настоящим художником. Что же видели зрители на его полотнах и рисунках?
Простых крестьян, отдыхающих или занятых своей нелегкой работой. Живописные усадьбы и, конечно же, уголки прекрасной русской природы.



Нищие. Псково-Печерский монастырь. 1928


На всю жизнь запомнил Сергей Виноградов науку Солюшки-домовушки: с великой любовью относиться к земле родной, беречь ее от бед и напастей, и тогда вернет она эту любовь сторицей — кому грибами-ягодами, а кому даром волшебным.
Мечтал мальчик Сережа научиться природу изображать — и научился. Природа как живая на его картинах. Они дарят людям умиротворение и радость жизни, даже если изображены на них самые обыкновенные вещи или события.
А секрет прост: художник очень любит то, что изображает.



Купола Успенского собора, 1928


Вы спросите: а что же волшебная шепотка соли, помогла она ему стать настоящим художником?
Конечно же помогла. Она ведь всегда с художником была — и когда он по родной стране путешествовал, и когда в Париже со знаменитым импрессионистом Ренуаром знакомился, и когда на Мюнхенской международной выставке золотую медаль за картину «Летом» получал, и когда Союз русских художников учреждать помогал...
Где бы ни находился Сергей Виноградов, всегда с ним была щепотка соли из его родных мест. И, взглянув на нее, он вспоминал Большие Соли, Солоницу, леса, поля...
У Сергея Виноградова было много учеников — долгие годы он преподавал и в Харькове, и в Москве, и в Риге, где прошли последние годы его жизни.
Наверное, он не только рисованию учил, но и всякие поучительные истории ученикам рассказывал: и про Солюшку, и про волшебную щепотку соли, и даже про Бабая.



Летом. 1908 Государственный Русский музей, С.-Петербург


Ну что ж, дорогие читатели, про художника Виноградова вы многое узнали. Понимаете, как сильно надо свою родную землю любить, чтобы вам на ней хорошо жилось. Вот
наша сказка и к концу подошла.
Сергей Арсеньевич Виноградов умер от пневмонии в 1938 году в Риге. Ему было 68 лет.

(подробная биография здесь... //artchive.ru/artists/853~Sergej_Arsen'evich_Vinogradov//)


Работы Сергея Арсеньевича Виноградова неоднократно выставлялись на аукционах по цене от 294 до 903 977 долларов. С 1999 года рекордная цена этого художника на аукционе составляет 903 977 долларов США за картину ниже "ВИД НА АИ-ПЕТРИ, КРЫМ, 1916 г."/"VIEW OF AI-PETRI, CRIMEA", проданную на Sotheby's в Лондоне в 2010 году.



"ВИД НА АИ-ПЕТРИ, КРЫМ, 1916 г."

Tags: живопись, импрессионизм, сказки, художники
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments