yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

Как Квартет Бородина устроил день выборов в консерватории

Не часто концерт врезается в сознание так глубоко, что не выкорчевать. Еще реже требует от слушателя сделать решительный личный выбор - так, что не отвертишься. В год юбилея Николая Мясковского и в день рождения Дмитрия Шостаковича Квартет имени Бородина свел их сочинения в программу-шедевр.

25.09.2021. Малый зал Московской государственной консерватории. Н.Мясковский. Квартет № 13 ля минор. Д.Шостакович. Квартет № 1 до мажор. Квартет № 12 ре-бемоль мажор. Государственный Квартет имени Бородина. Николай Саченко, партия 1 скрипки, Сергей Ломовский, 2 скрипка, Игорь Найдин, альт, Владимир Бальшин, виолончель.

Квартет Бородина
Квартет Бородина

Впору было раздать каждому из слушателей избирательный бюллетень: а какая из исполняемой музыки – про вас? Последний квартет Мясковского? Первый квартет Шостаковича? Или одно из поздних его сочинений в этом жанре?

Русская музыка 20-го века взыскательно и напрямую обратилась к людям века 21-го.

Квартет Мясковского лиричен и, я бы сказал, неизбывно гуманен. Тема того, что человеку дорого и близко, что трогает его душу, здесь неистребима. Она задается протяженно и гармонично, переходя от инструмента к инструменту. От нее веет покоем и уютом. Да, время от времени отдается дань напряжению сил и включению энергии. Но в этот момент альт, внутренний голос, жмет на тормоз: о чем напряг? Смысл жилы рвать и струны нервов корежить? 

Замедление. Остановка. Медитация-размышление.

Разумеется, у Мясковского не все так наивно и просто. Условный императив «Пилите, Шура, пилите!» звучит весьма настойчиво. Но в противовес ему первая скрипка высветляет картину. Будто заглядывает в тайные душевные уголки товарищей по ансамблю. Отыскивает там родство – и создает микромир. Не просветленный, но подсвеченный. И даже грубоватое «рубилово» в начале четвертой части квартета Мясковский переводит обратно в лирику. И завершается квартет усилием достаточным – но не чрезмерным.

Николай Мясковский
Николай Мясковский

Примерили на себя? Тогда идем дальше.

Первый квартет Шостакович написал только в 1938-м. Написал уже битым, быстро научившись маскировать и всячески защищать сокровенные смыслы своих творений. И квартет этот очень похож на проверку средств маскировки.

Я слушал эту безмятежную музыку – и поймал себя на мысли, что такую вот стилизацию вполне написать модный нынче Десятников, к примеру. Вот до чего широк – а не только глубок – был Дмитрий Дмитриевич!

Квартет этот, если в двух словах, - словно солнечные зайчики бегают и лучики в глазах, вот только прикрытых розовыми очками. Разве что соло альта пару раз вмешивается в сию идиллию: дескать, а теперь обратимся к трудовым будням, товарищи. И только чуточный, едва уловимый излом в партии первой скрипки выдает для особо проницательных притворство опуса.

Квартет-маска. Квартет-поза. Но и – стиль жизни. Будь готов! Всегда готов! На что – а на все, что скажете.

Ну, а на контрасте с 1-м, - 12-й. Хорошо, что после антракта – можно как-то перенастроиться; с 1-м-то было так удобно и комфортно…

Бетховен в поздних квартетах собирал себя забарахлившего заново по частям, а на крайний случай находил опору в вечности.

У Шостаковича в 12-м творятся дела пострашнее.

Здесь на сердце лежит неподъемный камень. Здесь первая скрипка и виолончель – душа и разум – мучительно пытаются воссоединиться, но, не находя в этом поиске точки опоры, отказываются друг друга понимать. Первая скрипка взвивается вдруг ввысь… Но не находит отклика. Нет ни линии настроения, ни линии действия. Только подобие стороннего постукивания – фирменный к тому времени прием Шостаковича – побуждает к рефлекторной реакции…

Внутренний разрыв.

Мультимедийный проект «Шостакович»
Мультимедийный проект «Шостакович»

Виолончель, голос разума, впадает в истерику. Настойчиво вводится зловещее четырехзвучие и ввергает ансамбль в исступление. Звучит то ли неотвратимый диктат-приказ, то ли сигнал ужаса…

Мультимедийный проект «Шостакович»
Мультимедийный проект «Шостакович»

Здесь тоже, как и в квартете Мясковского, виолончель обозначит тему медитации. Да не найдет спасительной зацепки. И музыка окончательно-бесповоротно разорвется надвое. И в одной ее части возобладают леденящие кровь мотивы подземного царства мертвых, а в другой - один только рефлекс, пустой и дурной, заставит выворачиваться наизнанку…

И совсем ненадолго вклинится фрагмент успокоения и лада. И только промельком встрепыхнется первая скрипка. И опять все сорвется в бесовскую сечу, где голоса струнных зайдутся в страшном хрипе…

Неимоверное, скажу вам, впечатление произвело вот это хриплое бешеное сверхусилие в финале. Потому что совершил его некто давно уже неживой.

…Придя немного в себя, я задумался: а Шостакович в 12-м квартете о своих терзаниях исповедовался – или так он ощущал страну в 1968-м?

Если не на этот вопрос, то на вопрос о формуле своей жизни каждому из нас важно ответить.

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.