Каминская Тамара (katani08) wrote in lovers_of_art,
Каминская Тамара
katani08
lovers_of_art

Categories:

Жестокосердная и прекрасная принцесса - Турандот (часть 1)

60681519

Сцена из спектакля "Турандот" Государственного Бурятского Академического
Театра драмы имени Хоца Намсараева



Principessa di morte! - Принцесса смерти! - дуэт Калафа и Турандот
из оперы Джакомо Пуччини "Турандот"
Поют - Эва Мартон и Хосе Каррерас





Статуэтка Turandot  - Florence - Giuseppe Armani - Италия -  2006.jpg

Статуэтка "Турандот"
Италия - Giuseppe Armani - 2006





4maf_ru_pisec_2014_07_29_19-09-36_53d7a0419be9e

4maf_ru_pisec_2014_07_29_19-10-08_53d7a0419be9e




Принцесса Турандот.jpg


Как и многие другие знаменитые литературные герои, принцесса Турандот имеет свою историю. Турандот в переводе с персидского означает дочь Турана. Почему имя принцессы, которую мы знаем как китайскую, совсем не китайское, а персидское? Да потому что эта героиня пришла в театр из повести классика персидской поэзии, жившего в XII веке, Низами Гянджеви (Низами).

Сначала знаменитый французский романист и драматург Ренэ Лесаж (1668-1747) в своей комической опере "Китайская принцесса", поставленной в парижском Ярмарочном театре (1729), использовал только эпизод восточного сюжета о разгадывании загадок женихами капризной и строптивой принцессы, которая просто забавлялась тем, что отправляла на казнь незадачливых женихов. Затем Карло Гоцци в 1761-ом году написал свою пьесу-сказку в жанре трагикомедии, используя при этом приёмы итальянской комедии дель арте с её гротеском, буффонадой и традиционными масками - героями, наделёнными чертами, характерными для многих персонажей, что делало имена этих героев нарицательными.

Эта сказка с переменным успехом шла на сценах театров разных стран и дожила до наших дней. Наверное, потому что люди и их характеры с тех пор и до сего времени не изменились, потому и герои сказки оказались очень живучими.





                                                                                                                                                         Статуэтка "Турандот"
                                                                                                                                                         Англия - середина XX-го века




3.gif





Бригелла.jpg               Труффальдино.jpg               Тарталья.jpg               Панталоне.jpg

Бригелла, Труффальдино, Тарталья и Панталоне - герои сказки Карло Гоцци про принцессу Турандот и знаменитый итальянский фарфор
Модели этих статуэток разработаны ещё в XVIII веке, а сами статуэтки выпускаются и поныне





images





IvanovJU_portreti007Карло Гоцци (1720, Венеция -1806, там же) - итальянский драматург, автор сказочных пьес, использующих фольклорные элементы сюжета и принципы комедии дель арте в выборе персонажей-масок.

Карло Гоцци родился в семье знатного, но обедневшего венецианского дворянина. В поисках средств к существованию в возрасте 16 лет записался в армию. Через три года вернулся в Венецию. Написал несколько небольших сатирических произведений, обеспечивших ему известность и открывших дорогу в литературное общество - венецианскую Академию Гранеллески (шуточная литературная академия в Венеции в XVIII веке). Это общество выступало за сохранение тосканских литературных традиций и против новомодных реалистических пьес таких драматургов, как Пьетро Кьяри и Карло Гольдони.

Легенда гласит, что первую свою пьесу Гоцци написал, поспорив с Гольдони, который находился тогда в зените славы, что напишет пьесу на самый незатейливый сюжет, добившись при этом колоссального успеха. Так появилась пьеса-сказка "Любовь к трем апельсинам". Ее появлением Гоцци создал новый жанр - фьябу, или трагикомическую сказку для театра.

Самые известные сказки Карло Гоцци, которые в том или ином виде ставятся и поныне: "Любовь к трём апельсинам", "Турандот" и "Король-олень".



                 Карло Гоцци
Открытки "Драматурги мира",
"Изобразительное искусство" (1981)
Художник Иванов Юрий Валентинович (1940)





images





turandot-01      turandot-02      turandot-03      turandot-04      turandot-05      turandot-06      turandot-07      turandot-09      turandot-10      turandot-081

Иллюстрации к пьесе-сказке Карло Гоцци "Турандот" художника Дениса Гордеева

Гордеев Денис Дмитриевич, родился в 1964 году в Москве, - российский художник, занимается книжной графикой.

1.gif

Иллюстрации Денис Гордеев сделал для подарочного издания сказки Карло Гоцци "Турандот" - прекрасно оформленной книги в шёлковом переплёте и с трехсторонним золотым обрезом.
За иллюстрации к этой книге Денис Гордеев стал лауреатом Всероссийского конкурса "Образ книги" 2008 в номинации "Лучшие иллюстрации к произведениям художественной литературы".



0_e8893_a9af4ea_L      13183251023066939573



Люблю хорошую книгу, а красиво оформленную - вдвойне. Дома у меня большая библиотека драматургии и среди этих книг немало подарочных изданий от миниатюрного формата до гигантов. Вообще всегда любила читать пьесы. В связи с чем вспоминается анекдот:


За столом сидит компания мужчин: один читает вслух толстенную книгу большого формата, остальные слушают, изредка прерывая чтение возгласами:

- Здорово!
- Супер!
- Во дают!


Наконец читающий захлопывает книгу и спрашивает:

- Ну, как вам пьеса?


Опять со всех сторон одобрительные возгласы, а один из присутствующих неуверенно:

- Пьеса то хорошая, только многовато действующих лиц...


Тут открывается дверь, в дверях появляется санитар и грозно вопрошает:

- Психи, кто спёр телефонную книгу?





60213184                                  963817450                                  60213184





4maf_ru_pisec_2014_07_29_21-04-12_53d7a0419be9e

4maf_ru_pisec_2014_07_29_21-04-56_53d7a0419be9e

4maf_ru_pisec_2014_07_29_21-17-52_53d7a0419be9e






На русской - советской сцене китайская принцесса появилась в 1922-ом году усилиями театра под руководством Евгения Багратионовича Вахтангова. Театр тогда назывался Третьей студией МХТ, а спектакль - "Принцесса Турандот".
Сказка для театра Карло Гоцци стала последним прижизненным спектаклем Евгения Вахтангова - своеобразной лебединой песней мастера. Эта постановка считается классикой жанра и пережила на сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова три постановки: в 1922-ом году (режиссёр Евгений Багратионович Вахтангов, художник Игнатий Игнатьевич Нивинский); в 1963-ем году (режиссёр Рубен Николаевич Симонов) и в 1991-ом году ( режиссёр - Гарий Черняховский, художник - Олег Шейнцис). Третья постановка оказалась неудачной, что и неудивительно, ведь две первые ставили великие режиссёры.

Спектакль "Принцесса Турандот" стал визитной карточкой театра имени Вахтангова. В честь этого знаменитого спектакля театральная премия, учреждённая в 1991-ом году, была названа "Хрустальной Турандот". А ещё в 1997-ом году возле театра появился фонтан под названием "Принцесса Турандот",



1LjeC7uKNsY      249_847

Фонтан "Принцесса Турандот" - скульптор Александр Николаевич Бурганов (родился в 1935 году)


Фонтан "Принцесса Турандот" был установлен в 1997-ом году перед входом театра имени Вахтангова к 850-летию Москвы и к 75-летию постановки спектакля "Принцесса Турандот" по сказке Карло Гоцци.






turandot





Vakhtangov_Yevgeny-1Вахтангов Евгений Багратионович (Багратович), (1883, Владикавказ - 1922, Москва) - советский актёр, театральный режиссёр, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем "Мансуровской" студии), которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года - Театром имени Евгения Вахтангова.

Вахтангов был активным проводником идей и системы Константина Сергеевича Станиславского, принимал участие в работе 1-й Студии МХТ.
В 1919 году Вахтангов возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса.

Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра и острое чувство современности.


К столетию со дня рождения Евгения Вахтангова в 1983-ем году в СССР была выпущена марка, посвящённая этой знаменательной дате.



1983_5412





turandot





27360301      0_3c126_dafebbc8_L      eskturandot      36710135      55971817      28204      1329_2346_20      35358447      27072117
Эскизы декораций и костюмов Бригеллы, Тартальи, Панталоне и принца Калафа руки художника Игнатия Нивинского



220px-Ignatiy_Nivinskiy_-_photoНивинский Игнатий Игнатьевич (1880, Москва - 1933, там же) - известный российский график, живописец и архитектор, выдающийся театральный художник.

В начале 1910-х годов Нивинский много работал в области монументально-декоративной живописи: в частности, он оформлял Музей имени Александра III, а затем получил известность и как декоратор Бородинских торжеств - ему принадлежит оформление Царской ставки.

С 1912 года работал преимущественно как офортист. Был основателем и председателем Союза гравёров, созданного в 1918 году, позже стал членом объединения "Четыре искусства".

Позже вернулся к монументальной живописи, разработав оформление интерьера Траурного зала Мавзолея Ленина в символическом сочетании красного и чёрного цветов.

Работал как театральный художник в декорационных мастерских Малого театра, в театрах имени Вахтангова и "Эрмитаж".






turandot





В 1963-ем году ученик Вахтангова Рубен Николаевич Симонов (1899-1968) возобновил в театре постановку спектакля "Принцесса Турандот".
В этом спектакле четыре действующих лица: маски Бригелла, Тарталья, Панталлоне и Труффальдино вели своеобразный юмористический конферанс, комментируя происходящее на сцене, вплетая в свои тексты реплики на злободневные темы. Артисты резвились и хулиганили на сцене, как дети.
Роли масок исполняли великие советские артисты: Николай Олимпиевич Гриценко (1912-1979) - Тарталья, Михаил Александрович Ульянов (1927-2007) - Бригелла, Юрий Васильевич Яковлев (1928-2013) - Панталоне.

Спектакль "Принцесса Турандот" театр показывал во время гастролей по всей стране и за рубежом. За границей скетчи масок игрались на языке страны пребывания. Благо, что для артистов разучить текст на чужом языке не проблема, а вопрос профессионализма.

Юрий Яковлев рассказывал о курьёзном случае, приключившимся с Николаем Гриценко в одной из республик бывшей Югославии, в каждой из которых они были всего по нескольку дней. Перед этим нужно было выучить текст на языке этой республики и потом сыграть спектакли. Переключаться с одного языка на другой нужно было очень быстро, а это всё же не так просто, особенно, для человека в возрасте. Во время одного из спектаклей Николай Олимпиевич Гриценко впал в панику:


- Юра, - сказал он - я забыл текст!
- Говори по-русски, Коля.
- А по-русски то как?!




295354_original

На фото: Михаил Ульянов - Бригелла, Николай Гриценко - Тарталья, Юрий Яковлев - Панталоне, Эрнст Зорин - Труффальдино



Сюита Вахтанговцы Принцесса Турандот - Вахтанговские маски - автор Аста Бржезицкая - 1971.jpg

Статуэтка "Тарталья, Панталоне, Бригелла и Труффальдино" - маски из спектакля "Принцесса Турандот" по пьесе Карло Гоцци
Статуэтка из серии "Сюита "Вахтанговцы""
Скульптор - Аста Давыдовна Бржезицкая (1912-2004)
СССР - Дулёво - 1971




Мне посчастливилось посмотреть этот спектакль в 1972-ом году вживую, но не в Москве, а в Ташкенте, где после окончания института я работала на авиационном заводе имени Чкалова. Дело было весной - театр имени Вахтангова приурочил свой приезд в Ташкент к международному Дню театра. На одном из спектаклей театра случилась смешная история с первым секретарём ЦК Компартии Узбекистана Шарафом Рашидовым, который присутствовал на этом спектакле. Я писала об этом в своём втором журнале: "Ташкент - столица дружбы и тепла".






Карло Гоцци - "Принцесса Турандот"
Режиссёр - Рубен Симонов

В ролях:

Принцесса Турандот - Юлия Борисова
Принц Калаф - Василий Лановой
Адельма - Людмила Максакова
Бригелла - Михаил Ульянов
Тарталья - Николай Гриценко
Панталоне - Юрий Яковлев
Труффальдино - Эрнст Зорин

Театр имени Вахтангова
1971





Сюита Вахтанговцы Принцесса Турандот - Принцесса - автор Аста Бржезицкая.jpg

Статуэтка "Турандот и её служанки" - сцена из спектакля "Принцесса Турандот" по пьесе Карло Гоцци
Статуэтки из серии "Сюита "Вахтанговцы""
Скульптор - Аста Давыдовна Бржезицкая (1912-2004)
СССР - Дулёво - 1971





turandot





Спектакль посвящён столетию со дня рождения Рубена Николаевича Симонова. Любимые артисты постарели, а иных уже и в живых нет.







Карло Гоцци - "Принцесса Турандот"
Режиссёр - Рубен Симонов

В ролях:

Принцесса Турандот - Юлия Борисова
Принц Калаф - Василий Лановой
Адельма - Людмила Максакова
Бригелла - Михаил Ульянов
Тарталья - Александр Граве
Панталоне - Юрий Яковлев
Труффальдино - Алексей Кузнецов

Театр имени Вахтангова
1999





Сюита Вахтанговцы Принцесса Турандот.jpg

Принц Калаф, Адельма и служанки - сцена из спектакля "Принцесса Турандот" по пьесе Карло Гоцци
Статуэтка из серии "Сюита "Вахтанговцы""
Скульптор - Аста Давыдовна Бржезицкая (1912-2004)
СССР - Дулёво - 1971





60213184                                  963817450                                  60213184





4maf_ru_pisec_2014_07_29_19-33-22_53d7a0419be9e

4maf_ru_pisec_2014_07_29_19-35-36_53d7a0419be9e

4maf_ru_pisec_2014_07_29_19-35-58_53d7a0419be9e





386803_originalИзвестный немецкий драматург Бертольд Брехт (1898-1956) в 1933-ем году задумал роман об интеллектуалах "товарно-рыночной эпохи" - туалах, которые, как он считал, в бурных событиях первой трети XX-го века в Германии оказались не на высоте. Туалы, по определению Брехта, это "те, кто работает головой, кто понимает, различает, ещё точнее - формулирует", это "обелители, отговорщики, поставщики всяческой умственности для некоего кайзера некоей страны". Своего апогея туализм, считал Брехт, достиг в Третьем рейхе.

Роман, действие которого автор перенёс в Китай, так и остался в набросках, но в 1938 году Брехт задумал пьесу на ту же тему, решив взять за основу сюжет пьесы-сказки Карло Гоцци "Турандот": он видел знаменитую "Принцессу Турандот" в постановке Евгения Вахтангова.

"В "Турандот" моей версии, - писал Брехт в том же году, - император обещает руку своей дочери любому, кто разгадает загадку, в чём кроется причина бедствий страны. Тому, кто пытается её разгадать и даёт неправильный ответ, отрубают голову. Поскольку в бедствиях страны виновен был сам император, именно это и делало задачу столь трудно решаемой".

Летом 1953-го года Брехт закончил первую редакцию сатирической пьесы, получившей название "Турандот, или Конгресс обелителей". Первую постановку этой "Турандот" осуществил в 1969-ом году ученик Брехта Бенно Бессон в цюрихском "Шаушпильхаузе".

1.gif

04В СССР попытку поставить "Турандот, или Конгресс обелителей" предпринял во второй половине 70-х годов
режиссёр Юрий Любимов (1917-1914) в Театре на Таганке. Когда Брехт писал пьесу, левая интеллигенция на Западе была увлечена китайской революцией, и герой пьесы Кай Хо, во главе народных масс, изгоняющий в финале Императора и его дочь, естественно, ассоциировался с Мао Цзэдуном. Любимов ставил пьесу в конце
70-х годов, после китайской "культурной революции", поэтому он меньше всего был готов прославлять председателя Мао. Любимов изменил финал: в его спектакле никто Императора не изгонял, народ сам покидал государство.

Владимир Высоцкий написал для спектакля новые зонги (не песни, а именно зонги, как у Брехта) на стихи Бориса Слуцкого и на свои собственные - "Песню Гогера-Могера". Эти зонги должны были приблизить пьесу Брехта к советской действительности конца 70-х годов. В стихах Высоцкого персонаж Гогер, который у Брехта был пародией на Гитлера, приобрёл сходство с Мао-Цзэдуном, одновременно напоминая и некоторых советских персонажей.



                                                                                                                                                                                                        Юрий Любимов


Спектакль получился слишком острым даже для "Таганки": его долгое время не выпускали, в конце концов, без "Песни Гогера-Могера", он был допущен до премьеры, которая состоялась 20 декабря 1979-го года. Спектакль продержался в репертуаре недолго: в итоге формальным поводом для запрета любимовского спектакля послужило произвольное изменение авторского текста.

1.gif

Спектакль я, к сожалению, не видела и, может быть, даже не стала о нём упоминать, если бы не песня Владимира Высоцкого, которая довольно редко встречается, а потому её мало кто знает.




Три мудреца - фигурки счастья.jpg

Продажные туалы))) и замечательный китайский фарфор -
Статуэтки "Три мудреца, приносящих счастье"



Владимир Высоцкий - песня Гогера-Могера из спектакля по пьесе
Бертольда Брехта "Турандот, или Конгресс обелителей"







17bc6b6480f652e3c12ad1f1bd92a450      5b6e4d47aaf0e8e5938496347502340b      e192b918f8bef3ec54f781e1a8005a7d





ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА





_a725
veertanec-resizeveertanec_resize
Принцесса Турандот - иллюстрация к книге
Карло Гоцци "Сказки для театра", "Искусство", Москва (1956)
Художник-график Поляков Михаил Иванович (1903-1978)



Композитор Козловский Александр Дмитриевич (1892-1940) - Вальс из спектакля "Принцесса Турандот"
в постановке Московского театра имени Вахтангова



Tags: Италия, СССР, Турандот, декоративно-прикладное искусство, опера, песня, театр, художники
Subscribe

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments