yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

Прокофьев. Лакировщик? Документалист? Или провидец? Вопросы, заданные Валентином Урюпиным

Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев

Слушал в этот вечер Прокофьева – и не узнавал его. Самого, быть может, надежного моего помощника среди отечественных композиторов, всегда, казалось, готового подсказать и линию понимания вещей, и интонацию поведения. Спасибо оркестру Новой оперы и его музыкальному руководителю Валентину Урюпину, затеявшим объемный цикл концертов в честь 130-й годовщины одного из гениев русской музыки 20-го века. Будет во что вникнуть и вдуматься. 

Валентин Урюпин
Валентин Урюпин

15.09.2021. Новая опера. С.Прокофьев. «Стальной скок», сюита из балета. Концерт №4 для фортепиано с оркестром. Симфония № 4. Оркестр театра Новая опера. Дирижер Валентин Урюпин. Солистка Йол Юм Сон (Южная Корея), фортепиано.

Возможно, не случайно столичная музыкальная афиша предложила задержаться на музыке 20-х  годов прошлого века (на ней я сделал акцент в предыдущем эссе). Наступил, как-никак, столетний юбилей того захватывающего десятилетия – и будет вдоволь времени уделить ему по такому случаю  пристальное внимание.

В первый концерт Урюпин включил сочинения Прокофьева-эмигранта. Я слушал, а думал, знаете, о Шостаковиче: как же хорошо, что Д.Д. от нас не уехал! Иначе кто бы рассказал, практически от и до, всю правду о советской жизни?

Притом Шостакович не умел быть бесстрастным фиксатором-очевидцем. Социальные пертурбации и вытекавшие из них психологические выверты он пропускал через себя на клеточном уровне. 

Прокофьев иной. Его музыка чаще всего – школа выживания. Да, он писал стихии, вихри и круговороты – но  гениально предостерегал и защищал человеческое «я».

Известная прокофьевская фраза  «Революция, может, дело и нужное, но надо держаться от нее подальше»(цитирую по смыслу) прошла рефреном по концерту в Новой опере. Причем такое чувство, что Урюпин – возможно, ради дальнейшего развития цикла – временно отвел композитора на максимально дальнее расстояние от русской бури.

Недавно я слышал фрагменты «Стального скока» в транскрипции Олега Танцова для камерного ансамбля. Там слушатель ощущал себя в эпицентре разношерстного бедлама 20-х, из которого вдруг прорастало слаженное механическое усилие Фабрики. Урюпин же исполнил сюиту, составленную автором. А  в ней - общий план, и ничего вдобавок.(Плюс, разумеется,  обязательная лирическая линия Работницы с примкнувшим к ней Матросом.) Импульс всеобщего  шевеления разрастается до экстатически-механического, под чутким периодическим присмотром Комиссаров. 

Все.

Г. Якулов. Макет сцены к балету «ru:Стальной скок»
Г. Якулов. Макет сцены к балету «ru:Стальной скок»

Сие близко к Русскому скерцо Стравинского с его умозрительной штамповкой. Сложно спорить с тем, что И.Ф. в зрелости развился в изрядного мастера космополитично-конъюнктурного толка.  Но Прокофьев-то таковым не был -  и даже не слыл - никогда.

Да, умел выключать авторское «я». Сумасшедшая ослепительность, к примеру, Кантаты на юбилей Сталина вовсе не означала, что С.С. лично разделял это ослепление. Просто взял и его зафиксировал.

Вот и в сюите из «Стального скока» та самая отстраненная фиксация. Но тем занятнее 4-й фортепианный концерт. Написан через пять лет после «Скока». 20-е, в свою очередь, перескочили в 30-е.

Очень аскетичная музыка. Музыка неприкрашенных звуковых смыслов. Прокофьев здесь словно исследует резонансы. Механизмы, связывающие социум с индивидом.

Оркестр и рояль недолго живут здесь в согласии – призыв-отклик. Дальше другое. Оркестр поддавливает солиста – солист отстаивает свою суверенность. Изо всех сил придавая отдельному звуку твердость и вес. И тогда ему словно грезится осветление призывов, раздающихся от духовых.

Поразительна вторая часть. Оркестр «отпускает» солиста – этот легкий вздох «перерыва на обед» у Урюпина получился необыкновенно изящным.  И сразу можно расслышать:  условный герой-то как личность –  скажем так, недостаточен (не забудем, написано для одной левой руки). И он пытается осознать себя. Ищет путь и пробует шаг. Медленно, с расстановкой, будто на ощупь перемещаясь по клавишам. А из басов снова раздается то ли  давление, то ли злость на самого себя, неполного, важную свою личностную часть потерявшего…

И снова давление оркестра. Запрос на мускульное усилие, бездушно-механическое.

Так они и живут в 4-м фортепианном – оркестр и рояль. Притворную благость источает оркестр – рояль отвечает прытким звонким пассажем. Но в итоге игры кончаются. Оркестр задает робкому оппоненту хорошего пинка, и тот окончательно приобретает требуемое ускорение, уже не пытаясь что-либо возразить.

И после этого вы скажете, что гениальное предвидение 2-го фортепианного в 4-м Прокофьева покинуло? Мне так услышалось, что он вполне предчувствовал,  в какую страну стремится вернуться.

А чуть раньше 4-го фортепианного  из темы возвращения  он выстроил 4-ю симфонию. Урюпин выбрал вторую, послевоенную авторскую редакцию – чем дал еще один повод для раздумий и полемики.

В исполненной версии она очень ладная, 4-я. Я бы даже сказал – органично- целостная.

Удивительный момент во второй части: в певучую, почти плывущую лирическую тему вдруг вторгается тяжелая медь – подхватывая эту интонацию, словно вторя ей. И легкий вздох струнных в ответ…

В остальном все дышит гармонией.  Полускерцо-полувальс в начале третьей части наносит, возможно, самую важную для атмосферы симфонии звуковую окраску. 

Здесь все на своем положенном месте. И лирика. И необходимое усилие, осознанное, а не вынужденное.

И нотки гротеска. И легкое ерничанье. И ярый поток энтузиазма.

От 4-й, одним словом, исходит ощущение полноты жизни. Не показной, а взаправдашной.

И только уже в самом-пресамом финале – немножко душа вывернута наизнанку… И как бы нутро не надорвать…

То самое, чем через несколько лет завершит свою 4-ю симфонию Шостакович. Развернув едва мелькнувшую у Прокофьева интонацию в полномасштабное апокалиптическое полотно Гибели Атлантиды.

Но тогда, в 1930-м, у Шостаковича подобного еще нет в планах.

Так что же такое 4-я симфония Прокофьева?  Атмосфера советской действительности? Что называется, общим планом - по заказу, кстати сказать, Бостонского оркестра?

Или панорама той жизни – в  виде стоп-кадра на определенный момент – для истории? Когда время сотрет случайные черты и оставит главные?

Пожалуй, нам с вами нужно еще много себе вопросов задать. А ответы на них продолжим искать в музыке 20-х и, разумеется, 30-х.

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.