Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Микеланджело Буонарроти (7) Архитектура

Микеланджело Буонарроти (7) Архитектура





michelangelo


Микеланджело Буонарроти является итальянским скульптором, гениальным живописцем, поэтом и архитектором, удивительным мастером, который покорил своими произведениями весь мир не только в Высоком и Позднем Возрождении, но и по сегодняшний день. Уже с молодых лет он начал творить свои произведения, это были драматичные, пластичные и монументальные образы, приклоненные перед человеческой красотой. Архитектурные работы Микеланджело смогли утвердить, насколько человек красив не только физически, но и духовно, насколько большую безграничность творческих возможностей он имеет.







Знаменитые постройки



Скульптурно-архитектурный комплекс гробницы папы Юлия II





С 1501 года Буонарроти уже работал как полноценный скульптор и заслуживает уважение и признание среди почитателей своего таланта. Кроме этого, мастеру заказывают различные общественные работы крупных масштабов. Одним из таких заказчиков стал и папа Юлий II, который поручил скульптору создать гробницу в Ватикане. Но по каким-то причинам отношения между Микеланджело и папой не сложились, мастер периодически покидал Рим, потом снова туда возвращался, в результате, скульптурно-архитектурный комплекс мастер смог реализовать только к концу 1545 года.





Фасад церкви Святого Лоренцо



Фасад церкви Святого Лоренцо



Базилика Святого Лаврентия — одна из самых больших и старейших церквей Флоренции, Италия, расположенная в центральной части города. Первая церковь появилась здесь в конце IV века, затем она была перестроена в романском стиле в XI веке, а современное здание церкви в стиле Возрождения появилось в XV веке благодаря известному архитектору Филиппо Брунеллески.





Деревянная модель фасада



Внутри храм украшают многочисленные произведения искусства: две кафедры работы Донателло, украшения старой ризницы, также выполненные Донателло, саркофаг Пьеро и Джованни Медичи работы Вероккио, надгробия Медичи работы Микеланджело. Здесь покоятся наиболее известные члены семьи Медичи от Козимо Старого до Козимо III.



С 1516 года скульптор начал работать над фасадом церкви Святого Лоренцо, который у него заказал папа Лев Х. Вместе с Буогаротты были привлечены и другие мастера – А. Сангалло, А. Сансовино, Рафаэль, Б. д’Аньоло и Я. Сансовино, но спустя 2 года на вторичный заказ пригласили только лишь Микеланджело. Он отнесся очень ответственно к разработке фасада, и в этом ему помогли знания скульптуры, античной архитектуры и рельефа.





Фасад церкви был разделен на несколько этажей фронтоном, а также аттиками и карнизами. Первый этаж должны были украшать величественные колонны, а второй – пилястры коринфского ордера. Между большим количеством колон и пилястров на обоих этажах в нишах планировалось разместить рельефные работы и статуи. Микеланджело как мог совершенствовал свой архитектурный фасад, но не смог реализовать его, и по сегодняшний момент церковь стоит без какой либо отделки.







Фортификации города





Пьяцца дель Кампидольо.Рим





Дворец сенаторов.Рим



Дворец сенаторов  — ренессансное общественное здание, построенное в 1573-1605 гг. по проекту Микеланджело на Капитолийском холме в Риме. Сейчас в нём располагается мэрия города Рима.





В 78 году до н. э. Сенат поручил консулу Квинту Лутацию Катулу возвести на Капитолийском холме государственный архив — Табуларий. Строительством заведовал зодчий Луций Корнелий. В течение средневековья здание архива пришло в запустение, как и другие античные постройки города. Знатная семья Корси, воспользовавшись его расположением на гребне холма, возвела над ним свой замок.





Вид со стороны Римского форума



В середине XVI века папа римский поручил Микеланджело перестроить весь Капитолий, разбив на вершине представительную площадь под названием Пьяцца-дель-Кампидольо. По замыслу зодчего, стороны площади должны были образовать три дворца, главным из которых должен был стать Дворец сенаторов. По бокам от него были задуманы более низкие объёмы двух симметричных зданий — Дворца консерваторов и Нового дворца. При оформлении фасадов всех трёх дворцов Микеланджело предполагал использовать нечто прежде неслыханное — колоссальный ордер.





Вид со стороны Витториано



Посредине площади Кампидольо в 1538 году была установлена конная статуя Марка Аврелия (древнеримская скульптура II века, в конце XX века заменена копией). К дворцу сенаторов по склону Капитолия должна была вести величественная лестница, посредине которой планировался фонтан с античными фигурами — олицетворениями Тибра и Нила.





Монументальный проект Микеланджело был реализован (с незначительными отклонениями) уже после его смерти учениками, Джакомо делла Порта и Джироламо Райнальди (представители маньеризма). В новом здании уцелела нижняя часть античного Табулария. Две башни по бокам также остались со времени укреплений Корси. Всё это придаёт дворцу, несмотря на его чисто ренессансный фасад, оттенок оборонительного сооружения. Ратушная (часовая) башня возведена в 1578-82 гг. архитектором Мартино Лонги.



С 1871 года дворец служит резиденцией мэра Рима и местопребыванием других городских чиновников, поэтому бо́льшая часть помещений закрыта для туристов. В этом дворце 25 марта 1957 года был подписан Римский договор. В нижней (античной) части здания выставлены некоторые экспонаты Капитолийских музеев.





Дворец консерваторов.Рим





Пала́ццо-деи-Консервато́ри — ренессансное общественное здание на Капитолийской площади в Риме. Во дворце находится бо́льшая часть экспонатов Капитолийских музеев. Среди них такие общепризнанные шедевры, как «Капитолийская волчица» и «Умирающий галл».







 



Первое здание дворца было построено при папе Николае V в середине XV века. Тогда его фасад украшали двенадцать арок, обрамляющие шесть окон первого этажа.В небольшом общественном здании заседали судьи, именуемые консерваторами (что и дало название дворцу), сенаторы из близлежащего дворца и городские магистраты, которые вместе осуществляли власть над вечным городом. Постепенно, с усилением могущества папы, значимость этого синклита (как и всей городской власти) существенно уменьшилась.





В середине XVI века Микеланджело Буонаротти спроектировал новый ансамбль Капитолийской площади с дворцом сенаторов в центре. С одной стороны от него должен был стоять новый Дворец консерваторов, с другой стороны — абсолютно симметричная постройка (возведена в XVII веке под названием Нового дворца, или палаццо Нуово).





Умирающий галл



Ныне существующее здание дворца возведено в 1574-99 гг. на основе проекта Микеланджело архитектором Джакомо делла Порта. Последнему принадлежит большое окно посередине фасада, тогда как прочие окна с эдикулами и балкончиками соответствуют оригинальному замыслу Микеланджело.В историю архитектуры Дворец консерваторов вошёл как первый пример использования колоссального ордера: оба этажа здания объединены большими коринфскими пилястрами. Портик, увеличенный при папе Александре VII, поддерживают ионические колонны





Капелла Медичи



Капелла Медичи — мемориальная часовня рода Медичи при флорентийской церкви Сан-Лоренцо. Её скульптурное убранство входит в число наиболее грандиозных свершений Микеланджело Буонарроти и Позднего Возрождения в целом.





Микеланджело прибыл во Флоренцию в 1514 году, поскольку папа римский Лев Х Медичи предложил ему создать новый фасад для местной церкви Сан-Лоренцо, семейного храма влиятельной семьи Медичи. Этот фасад должен был стать «зеркалом всей Италии», воплощением лучших черт мастерства итальянских художников и свидетелем могущества рода Медичи. Но долгие месяцы раздумий, проектные решения, пребывание самого Микеланджело в мраморных карьерах оказались напрасными. На реализацию грандиозного фасада не хватило денег — и проект сошел на нет после смерти папы.







Джулио Медичи — папа римский Климент VII



Чтобы не оттолкнуть от семьи амбициозного художника, кардинал Джулио Медичи поручил ему не доделывать фасад, а создать часовню в той же церкви Сан-Лоренцо. Работы над ней начались в 1519 году.Надгробие эпохи возрождения прошло значительный путь развития, когда к теме мемориальной пластики был вынужден обратиться и Микеланджело. Часовня Медичи — памятник грозному и могущественному роду Медичи, а не свободное волеизъявление творческого геня.





Скульптура «Скорчившийся мальчик». Эрмитаж.

В первых набросках было предложено создать и надгробие рано умерших представителей семьи — герцога Немурского Джулиано и герцога Урбинского Лоренцо, которых Микеланджело хотел разместить посредине часовни. Но разработка новых вариантов и изучение опыта предшественников заставили художника обратиться к традиционной схеме боковых, пристенных монументов. Микеланджело разработал пристенные варианты в последнем проекте, украсив надгробие скульптурами, а люнеты над ними — фресками.





Художник наотрез отказывался делать портреты. Не сделал исключения и для герцогов Лоренцо и Джулиано. Он подал их как воплощение обобщенных, идеализированных лиц — действенного и созерцательного. Намеком на мимолетность их жизни были и аллегорические фигуры течения суток — Ночь, Утро, День и Вечер. Треугольную композицию надгробия дополняли уже на полу лежачие фигуры речных богов. Последние — намёк на непрерывное течение времени.





Фоном служила стена, композиционно обыгранная нишами и пилястрами, дополненная декоративными фигурами. Над надгробием Лоренцо планировали разместить гирлянды, доспехи и четыре декоративные фигурки скорчившихся мальчиков (единственный созданный из них позже будет продан в Англию. Из собрания Лайд Брауна в 1785 году его приобретет для собственных дворцовых коллекций российская императрица Екатерина II).





Над надгробием Джулиано путти в проекте держали большие раковины, а в люнете планировалась фреска. Кроме надгробий были ещё алтарь и скульптуры Мадонны с младенцем и двух святых врачей — Космы и Дамиана, небесных патронов семьи.





Новая сакристия церкви Сан-Лоренцо. Надгробие Джулиано Медичи



Часовня Медичи — небольшое помещение, квадратное по плану, боковая длина стены которой равняется двенадцати метрам. На архитектуру сооружения повлиял Пантеон в Риме, прославленный образец купольной постройки древнеримских мастеров. Микеланджело создал в родном городе его малый вариант. Внешне обыденное и высокое, сооружение производит неприятное впечатление шероховатой поверхностью ничем не украшенных стен, монотонную поверхность которых разбивают редкие окна и купол. Верхнее освещение — практически единственное освещение здания, как и в римском Пантеоне.





Огромный замысел с большим количеством скульптур не пугал художника, который начал работать над проектом в 45 лет. Он же успеет создать фигуры обоих герцогов, аллегорические фигуры течения суток, мальчика на коленях, Мадонну с младенцем и святых Косму и Дамиана. Действительно завершенными были лишь скульптуры Лоренцо и Джулиано и аллегорическая фигура Ночи.







Мастер даже успел зашлифовать их поверхность. Значительно меньше проработана поверхность Мадонны, мальчика на коленях, аллегорий Дня, Вечера и Утра. Странным образом недоработанность фигур придала им новую выразительность, угрожающую силу и тревогу. Впечатлению тоски способствовало и контрастное сочетание светлых стен с темными цветами пилястр, карнизов, обрамлений окон и арок люнетов. Тревожное настроение поддерживали и страшные, тератологические орнаменты фризов и маски на капителях.





Надгробие Джулиано Медичи



Фигуры речных богов были разработаны только в рисунках и эскизах. В готовом варианте от них отказались вообще. Пустыми остались и ниши вдоль фигур Лоренцо и Джулиано и люнеты. Никак не разработан и фон стены с фигурами Мадонны с младенцем и святых Косьмы и Дамиана. На одном из вариантов здесь тоже планировали создать пилястры и ниши. В люнете могла быть фреска на тему «Воскресение Христово» как намек на вечную жизнь умерших в загробном мире и которая в эскизе.





Библиотека Лауренциана





Интерьер читального зала Библиотеки Лауренциана



Библиотека Медичи Лауренциана (кратко Лауренциана, лат. Biblioteca Medicea Laurenziana) — знаменитая своими манускриптами государственная библиотека Италии, находится во Флоренции. Библиотека появилась ещё во времена правления Медичи. Своё название «Лауренциана» библиотека получила в честь Лоренцо I Медичи, значительно обогатившего фонды библиотеки своего деда Козимо Медичи Старшего.





Одно из известных архитектурных свершений Микеланджело — лестница Лауренцианы — напоминает поток лавы (поток мысли).



Джулио Медичи (1478—1534), незаконный племянник Лоренцо I, давшего имя библиотеке, ставший в 1523 году папой римским Клементом VII, поручил в 1524 году Микеланджело строительство здания библиотеки. По его эскизам с южной стороны клуатра базилики Сан-Лоренцо в последующие два года было возведено здание.





фрагмент пола



В последующие три десятилетия до 1560 года по проекту Микеланджело отделкой здания занимались другие зодчие, в том числе Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Библиотека открылась в 1571 году. Здание объединило в себе черты маньеризма, позднего итальянского Возрождения, что привело к поразительным эффектам.





проект вестибюля





вестибюль



Уникальная по форме монументальная лестница, ведущая в библиотеку, возведённая по проекту Микеланджело, представляет собой сложное сооружение, делающее подъём в библиотеку длиннее и выше, чем в действительности. Каждая деталь в библиотеке — окна, потолок, пол и скамьи в читальном зале — продумана Микеланджело, постаравшимся создать в ней практичную учебную атмосферу для мирян.





Собор Святого Петра





Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму.





Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) 







В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. 





Палаццо Фарнезе



Палаццо Фарнезе— римский дворец (палаццо), считается одним из лучших образцов ренессансного стиля. Уже больше ста лет во дворце размещается посольство Франции.





Создание палаццо Фарнезе связано с именами Антонио да Сангалло Младшего, Микеланджело и Виньолы. До 1546 года строительство вёл Антонио да Сангалло. Он построил трёхэтажное здание, через парадный вход которого, расположенный в центре, открывался вид на внутренний дворик, а оттуда — через аркаду лоджии — на Тибр.





Была даже идея построить мост, который связал бы палаццо Фарнезе с находящейся на противоположном берегу реки виллой Фарнезина, принадлежавшей той же семье. Микеланджело, возглавивший работу в 1546 году, внёс ряд изменений, в частности дополнил главный фасад огромным выступающим карнизом, придавшим ему монументальность и завершённость. Фасад со стороны виа Джулиа создан Виньолой.





После своего предшественника мастер ввел ещё  различные изменения – широкие оконные проемы с фронтонами треугольной формы, прекрасные фрески на фасаде здания и прочие элементы.





Порта Пия



Порта Пия



Порта Пиа  — ворота в северо-восточной части Аврелиановой стены Рима, на Номентанской дороге, построенные папой Пием IV из семьи Медичи неподалёку от снесённых Номентанских.



Ближе к 1562 году Микеланджело начал работать над знаменитыми римскими воротами – Порта Пия. Конструкция получалась довольно мрачноватой и суровой, но в тот же момент она была восхитительной и грандиозной проработкой, которая соответствуют манерам скульптора и его идеальному почерку. Что касается архитектурно-декоративной пластики на стенах, то она сосредоточена по центру, сразу над отверстием самих ворот, а по сторонам ворот стены оголенные, что полностью характеризует черты Барокко.





Это последний архитектурный проект Микеланджело, представленный им, по сообщению Вазари, в трёх вариантах, из которых понтифик выбрал самый дешёвый. Фасад со множеством нетипичных даже для маньеризма деталей, более напоминающий театральный занавес над въездом в «вечный город», был возведён в 1561—1565 годах под присмотром зодчего Джакомо дель Дука. Завершения работ Микеланджело уже не увидел.





В 1851 году в ворота попала молния, после чего тёзка строителя, папа Пий IX, решил привести ворота в порядок, пристроив со стороны города пышный фронтон в стиле классицизма (арх. Вирджинио Веспиньяни, 1869). В нишах установили статуи, а над аркой сделали хвалебную надпись по поводу «чудного спасения» папы от падения стены в соседнем монастыре св. Агнессы в апреле 1855 года.



Ворота Пия вошли в историю Италии 20 сентября 1870 года, когда через брешь в стене рядом с ними в Рим вошли передовые отряды берсальеров. Это событие ознаменовало собой завершение рисорджименто. В 1932 году Муссолини повелел отметить это событие возведением на площади перед воротами памятника берсальерам; в соседнем здании поместился посвящённый им музей с гробницей национального героя Энрико Тоти.



11 сентября 1926 года бомбометатель Джино Лучетти совершил близ Пиевых ворот неудачное покушение на Муссолини.





Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири





На последних годах своей жизни в 1561 году мастер поучаствовал в строительстве церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, но не смог увидеть ее окончание, так как умер в 1564 году, здание было достроено лишь спустя 2 года после смерти известного скульптора.

Работая над церковью, мастер смог использовать центральный зал тепидария, закрыл лишние в нем оконные и дверные проемы, а также сделал несколько больших дверей по бокам здания. Знаменитый архитектор внес в строительство титанические творческие усилия, чтобы отобразить элементы Барокко, античности и Ренесанса.





Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири , посвящённая Богородице, ангелам и мученикам в Риме, на площади Республики.



Церковь построена на месте античных руин терм Диоклетиана, предположительно, по проекту Микеланджело. Строительство было завершено после его смерти, в 1566 году. В основе плана церкви лежит греческий (равносторонний) крест.





Церковь несколько раз перестраивалась после 1700 года: был достроен фасад, в начале XX века он был разобран. Сейчас фасадом служит часть экседры кальдария (помещения для горячих ванн), основное помещение расположено во фригидарии (помещение для холодных ванн). Пол здания был поднят на 2 метра, чтобы предотвратить проникновение грунтовых вод.



Внутри Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири украшена античными колоннами, классическими орнаментами, скульптурами и картинами, в том числе работы французских художников XVII—XVIII веков. В церкви похоронен Сальватор Роза, итальянский художник и поэт XVII века, архитектор Карло Маратта, осуществлявший работы по перестройке церкви. В проходе, ведущем к поперечному нефу, расположена статуя св. Бруно, выполненная французским скульптором Гудоном.





В архитектурном наследии Микеланджело насчитывается более 15 зданий и сооружений, в работе над которыми мастер выполнял основную роль, или был привлечен как проектировщик, скульптор, архитектор или живописец. Помимо перечисленных проектов Буонарроти принимал участие в создании выдающихся памятников – ниши Бельведера, капеллы Сфорца и многих других укреплений. Стоит отметить роспись Сикстинской капеллы, оформление Капитолийского холма, библиотеку Лауренциана, и многие другие архитектурные строения.



На всех сооружениях скульптора присутствуют родственные черты, которые отображают динамическую архитектуру и стремление к величественной монументальности, все это так характерно в работах мастера. Его интересовали не светлые и спокойные интерьеры, и даже не ясная и показная гармония в уравновешенном усилии в тектонике сооружения, а пластическая выразительность архитектурных масс. Микеланджело внес невероятный вклад в стилистический комплекс Барокко благодаря своим архитектурным и художественным разработкам. По сегодняшнее время множество людей рассматривает его работы с восхищением и невероятным восторгом.





http://architecturiya.ru/istoriya//



Брион Марсель. Микеланджело / Пер. с фр. Г. Г. Карпинского = фр. Michel-Ange. — М.: Молодая гвардия, 2002.

Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti. — К.: Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с. (укр.)

Роллан Р. Жизнь Микеланджело // Жизни великих людей: Пер. с франц. В. Курелла = фр. Vie de Michel-Ange. — М.: Известия, 1992. — С. 71 —197.

Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В. Н. Гращенков. — М.: Искусство, 1983. — 451 с. (рус.)



Баренбойм П. Д., Шиян С. Н. / Петр Баренбойм, Сергей Шиян. Микеланджело. Секреты капеллы Медичи. — М.: Слово/Slovo, 2006. — 192 с.



Tags: архитектура, история
Subscribe

  • Весна языческая - "Весна священная"

    Борис Ольшанский - Весна языческая Борис Михайлович Ольшанский, родился в 1956 году в Тамбове, - советский и российский художник. Член Союза…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Академический зал № 14 в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей Семь…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Каспар Давид Фридрих "Двое мужчин, созерцающих луну", 1819–1820, © Альбертинум,…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments