Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Петергоф : комплекс Монплезир.

Ансамбль восточной части Нижнего парка Петергофа :
комплекс Монплезир(1)Экстерьер.


  

На самом берегу Финского залива стоит любимый загородный дворец Петра I – "Монплезир" .



Монплезир (фр. mon plaisir — «моё удовольствие») — дворец в Петергофе, памятник архитектуры начала XVIII века.Дворец был построен по личному указанию Петра I в 1714—1723 годы архитекторами Андреасом Шлютером, Иоганном Фридрихом Браунштейном, Жаном-Батистом Леблоном, Николо Микетти. Пётр лично выбрал местоположение нового дворца, а также определил его планировку и давал указания относительно отдельных элементов оформления.







Баллюстрада над Финским заливом.

В целом дворец строился в соответствии с представлениями императора о максимально удобном жилище для просвещённого человека его времени. С этой позиции архитектуру и убранство Монплезира можно рассматривать как образец архитектуры и декоративно-прикладного искусства начала XVIII века.



Со стороны Финского залива.Морская терраса.
В облике "Монплезира" отразились незаурядность личности первого российского императора, его эстетические вкусы, интересы и привязанности: декоративное оформление явно задумано под влиянием голландской архитектуры XVIII века, поэтому дворец иногда называли "Голландским домиком".



Екатерининский корпус.

По иной версии в основу композиции положен проект Шлютера, а весь комплекс создан в подражание малым прусским дворцам, в том числе Монбижу близ Берлина.



С Монплезиром связаны многие значимые события и личности русской истории. Естественно, Монплезир постоянно посещал Пётр I, здесь же проводились съезды двора, парадные приёмы, встречи императора с иностранными послами.





Последний раз Пётр I был здесь в октябре 1724 года. В 1725 году императрица Екатерина I устраивала в Монплезире торжественный приём для первых членов Академии Наук. Дворец активно использовался вплоть до времён Екатерины II, которая неоднократно устраивала в Парадном зале ужины для узкого круга приближённых.



Двор Петра.



Дворец заложен 17 мая 1714 года на южном берегу Финского залива у самой кромки воды. Царь хотел, чтобы этот малый дворец, в отличие от больших парадных резиденций, напоминал бы ему любимую Голландию, чтобы из его окон было видно море (хотя на самом деле это была «финская лужа») и чтобы дворец казался кораблём, готовым отплыть в длительное плавание. Именно в этом месте побережья заболоченная местность сменяется почти морским пейзажем.



Французский посол Кампредон писал: "Комнаты в "Монплезире" малы, но очень удобны, и заметно подражание голландским экономии и опрятности в кухнях, а также в вымощенной террасе на берегу моря, осененной липами, подобно гаагским каналам".



 В ясные дни от Монплезира виден Кронштадт. Дворец стал любимым загородным домом царя Петра. Когда он прибывал в Петергоф, то всегда останавливался в Монплезире. Здесь он чувствовал себя настоящим европейцем.



Для строительства дворца возвели подпорную стенку. Дворец состоит из центрального корпуса («палатки») с высокой кровлей «с переломом» на голландский манер, с деревянной вазой на вершине, и боковых лустгаузов (Lusthaus — «Весёлый домик») с фонариками на кровле. Центральную «палатку» и лустгаузы связвают галереи с огромными окнами (застеклённой аркадой) на уровне земли и с мелкой расстекловкой «по-голландски».



 Стены сложены из особого узкого маломерного кирпича (22 х 10 х 5,5 см). Швы кладки неоштукатуренных стен, выделенные побелкой, придают постройке необычный и романтичный облик.



В Монплезире представлена собранная самим Петром I коллекция картин европейских художников, коллекция китайского фарфора, голландского фаянса, русского стекла и коллекция кухонной утвари первой четверти XVIII века. В оформлении использованы голландские изразцы, лаковые панно (выполненные по китайскому образцу), ткани, резной дуб, паркеты, мрамор.



Орнаментально-скульптурное оформление считается шедевром декоративной лепки XVIII века. Живописные работы выполнены французским художником Филиппом Пильманом. Также здесь хранятся некоторые личные вещи Петра I и полученные императором дипломатические подарки.





«Променад» (терраса) морского фасада вымощен красным клинкерным (особо прочным) кирпичом.

Ближе к берегу с западной стороны террасы установлена медная статуя Нептуна — владыки морей, символизирующая победу России в борьбе за выход к Балтийскому морю.
Любимый особняк Петра Первого, с которого началась история Петергофа, расположился в Нижнем парке, на берегу Финского залива.



Во время строительства загородной резиденции Россия принимала участие в Северной войне, из-за чего лишних средств в государственной казне не было. Чтобы закончить возведение ансамбля, император издал закон о том, чтобы по всей стране прекратили строить каменные дома.



Это помогло сократить расходы бюджета и завершить строительство особняка в 1723 году.



 Уже к 1717 году был заложен фундамент центрального зала и шести боковых помещений.



В следующие несколько лет основной корпус и примыкающие к нему галереи были возведены. 5 лет ушло на, чтобы оформить покои, построить подсобные пристройки для прислуги, церковь, конюшню и теплицу, а также благоустроить сад с южной стороны. Император предъявлял высокие требования к деталям, поэтому больше всего времени заняла отделка внутренних помещений. 



Планировка усадьбы отличается простотой и четкостью. Доминантой ансамбля является центральный корпус, покрытый шатровой крышей. К нему по бокам пристроены 2 галереи и небольшие павильоны.



С северной стороны фасада можно увидеть здание Морского кабинета, из окон которого открывается чудесная панорама на Финский залив, а также Кронштадт. Чтобы подчеркнуть красоту этого места, перед северным фасадом была выложена площадка из цветного кирпича.

Центральная часть здания построена из ярко-красного кирпича с белыми вставками. Торжественности основному корпусу придает шатровая крыша. Арочные окна и застекленные двери добавляют внешнему облику постройки легкости. Фасад здания находится прямо напротив залива. Симметричные галереи, примыкающие к центральному корпусу, плавно завершаются аккуратными павильонами.



В качестве декоративных элементов в отделке сооружения использовались мансардные окна, белоснежные фонарики, вставки из цветной голландской плитки. Терраса, окружающая дворец Монплезир, оформлена балюстрадой.





Фонтан колокол со статуей Психеи






Психея.

Перед главным корпусом и галереями можно увидеть цветники и ухоженную лужайку, где на пьедесталах возвышаются статуи богинь Амфитриты и Лето.







Фонтан  колокол со статуей "Аполлино"





Южная сторона фасада обращена к парку и занимает 67 метров в длину. Окружающие его галереи украшены арочными окнами, которые используются в качестве дверей. Завершающие ансамбль павильоны оформлены красочными рисунками деревьев.



Фонтан  колокол со статуей "Бахус и сатир"







Фонтан Колокол со статуей Фавн с козленком 






Напротив южного фасада усадьбы разбит просторный Монплезирский сад, протяженность которого достигает 73 метров. Как и здание, он был создан по императорскому эскизу. Центральным элементом сада стал фонтан «Сноп», по сторонам от которого располагаются еще 4 фонтана, украшенные скульптурными композициями древнегреческих божеств. А рядом с боковыми аллеями вы увидите скамейку, напоминающую небольшой диван.

Это фонтан-шутиха, который пускает водные струйки воды, если ненароком наступить на плитку рядом со скамьей.



Напротив южного фасада дворца протяженностью почти 73 метра расположен Монплезирский сад с яркими узорчатыми партерами. Как и планировку здания, Петр Первый сам создал эскиз сада и фонтанной системы.По его наброскам проект был выполнен архитектором Николо Микетти, созданием фонтанов руководил фонтанный мастер Поль Суалем.



Центральное место в композиции занимает фонтан Сноп, по сторонам которого на равном расстоянии расположились четыре фонтана Колокол со скульптурами.(показаны на фото выше) Первоначально статуи над фонтанами были свинцовыми, а в 1817 году их заменили на бронзовые, модели которых выполнил известный скульптор Иван Мартос. Золоченые скульптуры Психеи и Вакха, Сатира с козленком и Аполлино установлены на постаментах, выполненных в виде ваз и колонн с каннелюрами (желобками). Фонтанная вода выходит под скульптурой и стекает тонкой пеленой в виде стеклянного колокола.



В годы Великой Отечественной войны статуи были спрятаны и, таким образом, их удалось спасти.



На боковых аллеях сада стоят совсем безобидные скамейки в виде диванчиков. На самом деле, это фонтаны-шутихи, созданные по рисунку Петра Первого в 1723 году. Стоило гуляющим по парку ступить на камешек рядом со скамейкой, как струи воды обливали гостей.





В Монплезирский ансамбль входят также Банный  и Екатерининский корпус.



 Музей Банный корпус 



Екатерининский корпус.

Особого внимания заслуживает дворцовый сад Монплезира. Его парадная партерная планировка и система фонтанов созданы по эскизам Петра I архитектором Николо Микетти и французским фонтанным мастером Полем Суалемом. Четыре партерных цветника с замысловатым узором разделены крестообразной аллеей. Сад окружен живой изгородью из стриженого самшита. По обеим сторонам высажены рядами каштаны, клены и липы.





После Великой Октябрьской социалистической революции Монплезир был превращен в музей. Во время войны гитлеровские захватчики похитили резьбу, лаковые панно, дубовую облицовку, оконные переплеты и двери, растащили и разбили изразцы, нанесли повреждения лепке, живописи и мраморным полам.





Реставрация Монплезира длилась десять лет и завершилась в 1963 году. Под руководством архитектора А. Гессена уникальный памятник искусства полностью восстановлен. Свои места заняла спасенная в начале войны коллекция картин, интерьеры обставлены мебелью и декоративными предметами первой половины XVIII века. В облике Монплезира привлекает сочетание представительности и простоты, уюта и изящества. В этом особая прелесть дворца, одного из самых поэтичных произведений русской архитектуры.

http://win-petergof.narod.ru/Peterhof.doc/monplzrIN.htm/

https://www.spb-guide.ru/page_18198.htm/

http://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/dvorets_monplezir/

Tags: Петергоф, Россия, архитектура, искусство, история
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Последний портрет Самодержца Всероссийского

    Этот портрет Борис Кустодиев закончил в 1915 году и именно этот портрет стал последним царским портретом. Называется он до чрезвычайности…

  • Черно-белые фото

    Черно-белые фото, которые поражают. Фотография уже давно позволяет передавать в цвете все оттенки нашего настроения, но черно-белые фото до сих…

  • Осень в живописи.

    Осень в живописи …Ах, сколько красок в палитре осенней! Радость – для взора, в восторге – душа.В водах любуясь своим…

  • Дождь. Девушка. Велосипед. Парень с зонтиком...

    В продолжение темы - как зарубежные кинематографисты воспринимали наше советское кино. Про Тарантино и фильм "Человек-амфибия" было ТУТ…

  • Скалозуб. 4.2.21

  • Караван ушедших веков

    Смеркается... В небе над нами Плывёт караван облаков. Закатом расцвечено знамя Ушедших в пространство веков То в музыке лунного света, То в шорохе…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments