mizantrop_1943 (mizantrop_1943) wrote in lovers_of_art,
mizantrop_1943
mizantrop_1943
lovers_of_art

Category:

Джованни Лоренцо Бернини - страсть в камне

0-Gian_Lorenzo_Bernini_self-portrait_c1623.jpg

Джованни Лоренцо Бернини - Автопортрет, 1623


Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini),(7 декабря 1598, Неаполь - 28 ноября 1680, Рим), - итальянский архитектор и скульптор. Был видным архитектором и ведущим скульптором своего времени, считается создателем стиля барокко в скульптуре. Как отмечалось, "Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением, и чьё влияние было непомерно сильно..." Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. Также он уделял время созданию декоративных предметов, таких как лампы, столы, зеркала, и даже кареты. Как архитектор и градостроитель он проектировал церкви, капеллы и светские здания, а также разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру, такие как публичные фонтаны и надгробные памятники. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов.


Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), был одним из величайших поклонников страсти и знал о ней практически все. Мало кому из мастеров так везло в жизни, как Бернини. Многие из них шли к признанию почти всю жизнь и часто получали его только после смерти. Популярность и слава настигли Бернини в возрасте восьми лет, когда, сделав набросок головы Святого Петра, он был назван "вторым Микеланджело". Уже на семнадцатом году жизни он создал свой первый абсолютный шедевр. Кардинал Сципион Боргезе, увидев его, сделал Бернини своим личным скульптором. О да, такого в изобразительном искусстве еще не делал никто! Нет, конечно, многие уже изображали в скульптурах мученическую смерть христианских святых, но никто даже не пытался показать юмор, рожденный в адских мучениях. "Мученичество святого Лаврентия" - одно из самых пронзительных, трагичных и одновременно жизнелюбивых произведений в истории искусства.



1-Скульптура_Джан-Лоренцо-Бернини_Мученичество-св.-Лаврентия-1617.jpg

Джованни Лоренцо Бернини - Мученичество Святого Лаврентия, 1617



Святой Лаврентий (по странной христианской иронии - покровитель поваров) был приговорен к сожжению заживо. Во время казни, когда боль стала нестерпимой, он почувствовал запах собственного мяса и с улыбкой обратился к палачам: "Ребята, кажется меня нужно перевернуть: с этой стороны я уже поджарился!" Именно этот момент и запечатлел Бернини. Вся композиция - это вызов смерти, вызов страданию и победа жизни, причем победа во всех смыслах. Скульптору удалось оживить камень, он сделал его пластичным, податливым, как воск. Вы абсолютно верите происходящему, даже огонь в жаровне выглядит реальным! В работах Джованни Лоренцо Бернини камень меняет свою структуру, превращается в совершенно другое вещество. Перед нами процесс трансмутации: мрамор уже не мрамор, он - плоть, он - огонь, он - железная решетка, он - ткань. А на лице Лаврентия видна другая трансформация: на губах намечается улыбка, вот-вот она двинется дальше. Святой, поборов страдания, пошутив над своими палачами и посмеявшись над ними, отправится на небеса. Да, то, чего так жаждали алхимики (управлять природой вещества), удалось сделать Бернини при помощи искусства.



2-Скульптура_Джан-Лоренцо-Бернини_Давид-1623–24.jpg

Джованни Лоренцо Бернини - Давид, 1623-1624



Скульптор всегда мечтал о том, чтобы уметь запечатлевать мгновение, передавать его вечность; ведь именно на этих моментах, почти неуловимых для глаза, моментах величайшего эмоционального напряжения, и строится наша жизнь; именно в них, в этих ускользающих сквозь пальцы песчинках времени, и кроется секрет красоты. И вот перед нами его "Давид", и как неэмоциональны в сравнении с ним произведения великих скульпторов прошлого: Донателло и Микеланджело.



3-Донателло_Скульптура_Давида.jpg

Донателло - Давид


4-Микеланджело_Скульптура_Давида.jpg

Микеланджело - Давид


5-Бернини_Скульптура_Давида.jpg

Джованни Лоренцо Бернини - Давид



В начале своего творческого пути наш мастер только познавал науку любви. Трудно быть специалистом в ней, когда тебе всего шестнадцать лет. Вначале нужно было узнать все о человеческом теле, испытать настоящую страсть и уже потом создать вот это:



6-Скульптура_Джан-Лоренцо-Бернини_Похищение-Прозерпины-1621-22_03.jpg

Джованни Лоренцо Бернини - Похищение Прозерпины, 1621-1622



7-Скульптура_Джан-Лоренцо-Бернини_Похищение-Прозерпины-1621-22_01.jpg

Джованни Лоренцо Бернини - Похищение Прозерпины, 1621-1622



"Похищение Прозерпины" - здесь работал уже не мальчик, а молодой мужчина, знающий, что такое настоящая страсть. Когда ты видишь эту скульптуру, очень сложно поверить, что перед тобой холодный мрамор, что вся композиция весит несколько тонн. Прозерпина как будто взлетает вверх, пытаясь вырваться из крепких объятий Плутона, а пальцы подземного бога вцепляются в ее юную плоть. Это сцена совершающегося насилия, когда страсть настолько сильна, что ее невозможно сдержать.



8-Скульптура_Джан-Лоренцо-Бернини_Похищение-Прозерпины-1621-22_02.jpg

Джованни Лоренцо Бернини - Похищение Прозерпины, 1621-1622 - (фрагмент)



9-Скульптура_Джан-Лоренцо-Бернини_Похищение-Прозерпины-1621-22_04.jpg

Джованни Лоренцо Бернини - Похищение Прозерпины, 1621-1622 - (фрагмент)



Кстати, странно, почему Фрейд, со своим увлечением античными мифами, не говорил о Бернини - Древнюю Грецию - они оба были неравнодушны и к Древней Греции, и к сексу.

Перед нами Аполлон и Дафна. Мастеру было двадцать шесть лет, когда он закончил эту композицию, открывшую перед ним возможность быть причисленным к величайшим творцам.



10-Скульптура_Джан-Лоренцо-Бернини_Аполлон-и-Дафна-1622-1625.jpg

Джованни Лоренцо Бернини - Апполон и Дафна, 1622-1625



11-Скульптура_Джан-Лоренцо-Бернини_Аполлон-и-Дафна-1622–25_01.jpg

Джованни Лоренцо Бернини - Апполон и Дафна, 1622-1625 - (фрагмент)



12-Скульптура_Джан-Лоренцо-Бернини_Аполлон-и-Дафна-1622–25_02.jpg

Джованни Лоренцо Бернини - Апполон и Дафна, 1622-1625 - (фрагмент)



Техника пойманного момента достигает в творении Бернини совершенства. Согласно мифу, Аполлон решил овладеть нимфой Дафной, но она обратилась с мольбой к богам, которые превратили ее в дерево. Как же это символично. Умирая, страсть всегда превращается в бревно. И Джованни Лоренцо Бернини сумел поймать и изобразить в камне этот момент. Настоящая страсть, рожденная в любви, - это всегда движение, это вихрь, захватывающий тела. Страсть подобна торнадо, и ее бешеное движение чувствуется в этой скульптуре везде. Но перед нами финал гонки, движение угасает, и страсть уже мертва. Ноги Дафны врастают в землю, руки превращаются в ветки, и Аполлон замедляет в недоумении свой бег, ощутив в левой руке не желанную женскую плоть, не кожу, к которой он так мечтал прикоснуться, а грубую древесную кору. Работы Бернини буквально переполнены чувством, и это отлично отражает темперамент самого мастера. Достаточно вспомнить историю с его любовницей Констанцией. До скульптора дошли слухи, что она изменяет ему с его братом Луиджи. Он сообщил всем, что уезжает на несколько дней из города, а сам на рассвете был у дома своей возлюбленной. Слухи оказались правдой.



13-Скульптура_Джан-Лоренцо-Бернини_Бюст-Констанца-Буонарелли-1635.jpg

Джованни Лоренцо Бернини - - Бюст Констанции Буонарелли, 1635



Бернини бросился в погоню за братом и убил бы его, если бы не подоспели стражники, но в дом Констанции скульптором был отправлен слуга, который изрезал ей все лицо ножом. Порывы страсти у художника могли не только создавать красоту, но и уничтожать ее. Впрочем, за все эти преступления Бернини был наказан штрафом. Хотя нет, не все: понтифик, считавший скульптора своим другом, приговорил его еще к женитьбе на самой красивой девушке в Риме. Заказы сыпались на мастера один за другим, он брался за все и выполнял свою работу блестяще. Доказательство тому - Рим. Город, где творения Бернини встречают вас на каждом шагу. Но вот в одном он оплошал. И это чуть не стоило ему карьеры. Предполагалось, что собор Святого Петра украсят двумя огромными колокольнями, которые должны были подниматься выше купола, построенного Микеланджело. Ох уж это мужское тщеславие, накрывающее нас в среднем возрасте! Сколько детского в нем: "У меня самая большая машина! А у меня дом! А мои колокольни будут выше купола Микеланджело!!!" Наверное, большинство поломанных мужских судеб и происходит из-за этой глупости. Во всяком случае, Бернини чуть ли не стал отличным примером этого. Большие колокольни - это очень хорошо, это очень по-мужски, вот только грунт под собором Святого Петра в Риме не способен был вынести их вес. В июле 1641 года он представил публике первую башню, а через два месяца на ней появились трещины, с каждым годом они разрастались, и в феврале 1646 года, по решению комиссии, колокольни работы Бернини были снесены. Это было фиаско, настоящая неудача, которых в жизни творца еще не было. Интерес к его работам падал, и скульптор мог бы закончить свою жизнь, как Рембрандт, в забвении и нищете, но судьба распорядилась иначе. Джованни Лоренцо Бернини был настоящим поклонником страсти, он искренне любил жизнь и те наслаждения, которые она дает, а кроме того, он всегда любил женщин. Наверное, поэтому образ монахини в оргазме не оставлял скульптора до самого конца. "Экстаз святой Терезы" и "Экстаз Блаженной Людовики Альбертони" имели оглушительный успех.



14-Скульптура_Джан-Лоренцо-Бернини_Экстаз-Св.-Терезы-1647–52.jpg

Джованни Лоренцо Бернини - Экстаз Святой Терезы, 1647-1652



15-Скульптура_Джан-Лоренцо-Бернини_Blessed-Ludovica-Albertoni-1671–74_01.jpg

Джованни Лоренцо Бернини - Экстаз Блаженной Людовики Альбертони, 1671-1674



16-Скульптура_Джан-Лоренцо-Бернини_Blessed-Ludovica-Albertoni-1671–74_02.jpg

Джованни Лоренцо Бернини - Экстаз Блаженной Людовики Альбертони, 1671-1674 - (фрагмент)



Еще никому не удавалось создать такое потрясающее изображение плотского наслаждения и духовного откровения, как это получилось у Бернини. Его монахини совсем не похожи на страшных фанатичных затворниц средних лет. Нет, это молодые женщины, которых переполняют чувства. Просто посмотрите на кровать Людовики. Тонкое кружево, шелковые простыни - не очень по-христиански. Ее правая рука в порыве страсти сжимает грудь, левая с силой вцепляется в живот, а по движению рясы становится ясно, какое буйство плоти происходит под ней.

Красиво умереть нельзя - смерть всегда отвратительна, красиво можно только жить. Джованни Лоренцо Бернини сумел великолепно доказать это, создав из мертвого и холодного камня настолько живые и чувственные изображения.


Бернини. Секс и камень




Tags: Италия, барокко, скульптура
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments