Камышовая Мышь (ka_mysh) wrote in lovers_of_art,
Камышовая Мышь
ka_mysh
lovers_of_art

Categories:

Искусство икэбаны

Старая легенда рассказывает о том, как родилось искусство икэбаны.
Однажды сильным дождем и грозой было уничтожено множество садов. Цветы гибли на глазах у монахов. Служители Будды возложили к его статуе цветы и ветки деревьев, которые были поломаны градом. Они просили восстановить сады. Будда сжалился над монахами и возродил растения, которые вскоре зацвели.
В знак благодарности люди начали благодарить небеса, устанавливая цветочные композиции в храмах. Они получили название икэбан, что значило "возрождение цветов". Другими словами такие композиции назывались kado, или "дорога цветов".

Традиционное искусство аранжировки цветов, зародившееся в Индии и проникшее в Японию вместе с буддизмом из Китая, получило широкое распространение в этой стране и стало играть значительную роль в культурной жизни ее общества. Именно в Японии икэбана, выйдя за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам, стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни. Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого - вот кредо истинных художников икэбаны.

Икэнобо - самая первая школа икэбаны - была основана в середине 15 в. священнослужителем из г. Киото – Икэнобо Сенкеем. Первый стиль школы икэнобо – рикка - славил Будду. Этот стиль предназначался для обширных помещений, композиции в стиле рикка были высокими (более 1,5 метров) и объемными. Главными растениями в них были сосна и бамбук. Икэбана в стиле рикка всегда строго подчинялась правилам – предписывался точный набор растений и предназначение каждого из них.

В середине 19 в., после ухода режима самоизоляции страны, начались большие перемены во всех сферах ее жизни. Не обошлась без изменений и икэбана.

Сын керамиста Унсин Охара, занимавшийся ранее икэбана по школе Икэнобо, начинает использовать для своих произведений неглубокие широкие сосуды – создает новый стиль – морибана (цветы, нагроможденные в плошках). Вазы в стиле морибана позволили отражать природные ландшафты в объемных сосудах с водой. Вода начинает работать в композиции как один их художественных элементов.
В 1897г. У. Охара учреждает свою школу Охара, порвав со школой Икэнобо. Икэбана по школе Охара имеет две основные формы – морибана (низкая ваза) и хайку, или нагэирэ (высокая ваза).

Наибольшие преобразования претерпевает икэбана после 1927 года, когда учреждается школа Согэцу. «Согэцу» - соединение двух иероглифов, означающих «трава» и «луна», что означает понимание сущности окружающей природы и ее связи с бесконечной Вселенной. Основатель школы Согэцу – Софу Тэсигахара, отец которого был известным в то время преподавателем в школе икэбана Икэнобо. Новая школа отвергает старые канонизированные формы и ограниченный ассортимент растений. Софу Тэсигахара начинает использовать в икэбане не только живые цветы, но и сухие и крашеные материалы,металл, веревку, камни.

На данный момент в Японии сотни различных школ икэбана, но ведущими по-прежнему остаются первые три – Икэнобо, Охара, Согэцу.

Более подробно о составлении композиций, о подборе растений и символике можно прочитать здесь: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_japan/236/%D0%98%D0%BA%D1%8D%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B0

В качестве иллюстрации - несколько фотографий с октябрьской выставки икэбаны, организованной Московским отделением Ikebana International, где были представлены две школы - икэнобо и согэцу.




На заявленный природой сезон откликалась тематика "объектов" и материал - сухие веточки, желтые и бурые листики, ягодки. Цветы тоже осенние. Даже кое-какие овощи нашли применение - еще бы, декоративный перец так и просится в какую-нибудь композицию.
Интересное занятие при разглядывании - разложение целого объекта на детали. Не в поисках смысла - я не умею разгадывать смысл икэбаны. Но при таком способе разглядывания (и фотографирования) обнаруживаешь, что каждая часть тоже представляет собой законченный объект! Свой образ, настроение, даже своя цветовая гамма. Впрочем, чему удивляться. Не то ли самое мы видим в природе: можно любоваться кроной дерева и отдельно - веткой. И вон той, и той тоже, и каждая хороша по-своему.









































Снимки и сопроводительный текст к ним - ka_mysh.
Tags: Япония, искусство икебаны
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments