yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

Задушенная задушевность. 50 минут музыки о конце русского света

Поразительный концерт – не в бровь, а в глаз. Изумительно подобранная программа. Всего-то 50 минут музыки  - а подробно исследована трагическая история конца. Конца того затаенного, что принято было называть русской задушевностью.

15.07.2021. Московский Дом музыки. Новый зал. Великие страницы русской музыки ХХ века. Г. Галынин. Квартет № 2 (1956 год). Д. Шостакович. Квартет № 10 (1964 год).  Б.Чайковский. Квартет № 6 (1975 год).

Солисты камерного оркестра «Академия Русской Музыки» (художественный руководитель Иван Никифорчин): Анастасия Латышева, скрипка; Дарья Кулишкина, скрипка; Анастасия Бенчич, альт; Никита Махов, виолончель.

Разговор отнюдь не о том, что теперь называется качеством жизни. А о том, что люди ЧУВСТВОВАЛИ. 

Я слушал музыку композиторов, быть может, наиболее чутких из живших-творивших в те годы, - к общественной атмосфере, к тому, то есть, в какой мере разлито в этой атмосфере ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, и перед мысленным взглядом невольно всплывали фотографии тех лет…

Каждый из вас может проделать подобный опыт – и проследить, какие изменения претерпевали глаза и выражения лиц. 

И такая проверка памятью только усилила впечатление от концерта.

Квартет Германа Галынина безоговорочно красив, этой музыкой можно услаждать слух, как Шопеном или Рахманиновым, столь популярными в обиходе. Здесь главенствует именно что задушевная мелодия, напевная и трогательная. Поначалу скерциозные «покусывания» вроде и не особо мешают мелодии привольно течь по заданному руслу. Так, щекочут немножко. Ну да, 56-й, оттепель.

Но в третьей части жесткий и почти грубый аккорд подстерегает эту лирику,  выскакивая по-разбойничьи из-за угла… Задушевная тема, пережив налет, возвращается, но сбавляет голос. Звучит суше. Окликает своих – все ли целы? – а в ответ шелест-шепот. И уже вторая, а не первая скрипка открывает финальную часть, ее голос пониже – ничего, мол, жить можно и так. Но дальше – больше. Голоса искажаются и втягиваются в исступленное усилие. И только первая скрипка поддерживает, подобно камертону, веру и надежду в ту самую заветную задушевность. Но и она в финале слабеет и нисходит в тихую грусть…

10-му квартету Шостаковича в  этом экспресс-исследовании конца русского света были поручены детали. На то Дмитрий Дмитриевич и гений детализации.

8 лет минуло – и 64-й стал, кто помнит или знает, годом тоже поворотным в своем роде.

Здесь лирическая тема сразу не находит точки опоры – она насторожена и неопределенна. Ее почти непрерывно теребит-понукает ненавязчивый вроде императив в духе «три притопа – три прихлопа». Но императиву, коли найдет себе мишень, мало не бывает. И вот под ржаво-настоятельный призыв виолончели (в нем, право, отголосок чего-то дьявольского) разворачивается бешеная гонка. Давай-давай! Прямо охватывает оторопь от того, как стремительно человеческое сознание становится исполосованным, искаженным, искореженным…

И теперь лирика у Шостаковича концентрируется в Слезной. Именно так хочется, следуя классическим образцам, озаглавить третью часть. Слезная открывается почти безысходной интонацией, а дальше музыка словно привыкает к заданным реалиям. И смиряется с ними. Такова уж наша доля, что поделать…

Подает голос альт: ничего-ничего, жить-то надо. Прорезаются – гений есть гений! – даже интонации шотландской волынки. А потом навязчиво тарабанит по мозгам виолончель – и набирает новые, теперь вовсе автоматические обороты гонка. 

И тут вдруг раздается задорный спортивный мотивчик – еще одна гениальная находка! И бодрячески проникает в нытье задерганных.

Вот. Новый поворот. Самое, наверно, главное, что прозвучало в этом концерте.

Вживлен импульс бездумия и бесчувствия. Тупого, злого, оголтелого азарта. Написано, напомню, в 1975-м. И мне думается, что сюда, в наше время, импульс сей только разросся, разветвился, ибо созданы ему были для этого все условия, – и процветает. И ВСЕМ  заправляет в Отечестве нашем. 

В финале 10-го квартета первая скрипка, в прежней жизни задушевная, жалобно пискнула. Но уже в модном спортивном духе – и, пожалуй, задушевность на сем проводили в последний путь.

Спустя 11 лет Борис Чайковский со свойственной ему выразительностью подвел итог.

Борис Чайковский
Борис Чайковский

В его 6-м квартете нет ни деталей, ни полутонов. Будто бездушный и безжалостный агрегат уже захватил власть над душой и сознанием. 

Впрочем, лирическая тема у Чайковского тоже необыкновенно красива и сочна. Композитор, такое чувство, доискивается до нее в самых укромных уголках, продираясь сквозь скрежет навязываемого и сиплую ответную реакцию.

Пресловутое «давай-давай» здесь уже выходит за грань сколь-нибудь разумного и приобретает тупую самодостаточность. Словно призывая забивать микроскопом гвозди. 

Главное в квартете Чайковского – интонация приговора и интонация прощания. Задушевная мелодия, чудом извлеченная из руин, становится похожа на воспоминание – и только. Она не то что уворачивается от тотального угнетения, — скорее посылает сигнал SOS, получая в ответ будто посудной крышкой по голове, и еще, и еще... 

И истончается до родниковой прозрачности.

И уходит в легенду. В иллюзию. Безвозвратно?

Низкий поклон Ивану Никифорчину и его молодым музыкантам. Только они отважно и целенаправленно исполняют великую русскую музыку 20-го века. Исполняют щедро,  в том объеме, какого она заслуживает.

И такое подвижничество «Академии Русского Музыки» порой наводит на важнейшие открытия в понимании русского пути.

Эти квартеты Галынина, Шостаковича и Б.Чайковского можно послушать на портале classic-online.ru

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.